logo
Ekonomicheskaya teoriya_Bazilevich

13.3. Спрос на ресурсы и факторы,

его определяющие, в теории предельной

производительности

Спрос на ресурсы, в отличие от спроса на потребитель­ские товары, связан с производством, осуществляемым кон­кретным предприятием (фирмой). В связи с тем, что целью предприятия является максимизация прибыли, ею опреде­ляется и объем спроса на ресурсы. Это означает, что пред­приятие стремится приобрести такой объем ресурсов, ис­пользование которого обеспечит максимизацию прибыли.

Для понимания процесса формирования спроса на ресур­сы необходимо учесть два момента:

  1. спрос на ресурсы зависит от спроса на экономические блага, произведенные из этих факторов, т. е. спрос на ресур­сы производный от спроса на продукты;

  2. цены на ресурсы зависят от типа рыночных структур, где реализуются факторы и экономические блага, произве­денные из этих ресурсов.

Начнем рассмотрение формирования спроса на факторы с наиболее простой ситуации, когда предприятие покупает ресурс на рынке совершенной конкуренции и продает свой продукт на совершенно конкурентном рынке.

В условиях совершенной конкуренции предприятие про­изводит и продает столько продукции по цене, сложившей­ся на рынке, сколько считает необходимым. Влияния на цену своего продукта предприятие не имеет, поскольку удельный вес отдельного предприятия в общем объеме про­дукта очень незначителен. Если доля предприятия в произ-водстве незначительна, то, естественно, и его удельный вес в закупке ресурсов невелик. Соответственно, отдельное пред-приятие не оказывает влияния на цену ресурса.

Объем спроса на ресурсы зависит от двух факторов:

-производительности ресурса; - рыночной цены товара, произведенного из этого ресурса.

423