logo
Ekonomicheskaya teoriya_Bazilevich

Глава 9

Закон конкуренции и каждая форма его проявления име­ют внутренние противоречия: между предложением произ­водителей и спросом потребителей; между разными пред­приятиями-производителями; между разными предприя­тиями-потребителями; между мелкими, средними и круп­ными предприятиями, преследующими собственные эгоистические интересы. Все хозяйственные субъекты дей­ствуют независимо друг от друга, каждый из них стремится реализовать свой экономический интерес — получить при­быль в силу различных затрат производства и отличий в по­требительских характеристиках товаров. Однако рынок не может создать равные условия реализации интересов всех производителей, так как действует закон стоимости и по­требители выбирают только товары, которые отвечают их интересам.

Итак, объективно возникает противоречие между усло­виями производства товаров и возможностями их реализа­ции с получением желаемой прибыли. Это противоречие разрешается посредством закона конкуренции. Именно кон­куренция влияет на издержки производства товаров, их цены, а следовательно, и на величину прибыли.

Содержание и роль закона конкуренции в рыночной эко­номике более полно раскрывается через функции, которые он выполняет (рис. 9.1).

Функция ценообразования. Это одна из важнейших функций конкуренции. Особенность этой функции заклю­чается в том, что конкуренция влияет на уровень индивиду­альных затрат производства любого товара, сводя их к обще­ственно необходимым издержкам, которые и определяют равновесную рыночную цену товара.

Конкуренция является тем механизмом, который уста­навливает цену на уровне, при котором достигается рыноч­ное равновесие и реализация товаров.

Функция регулирования. Ориентируясь на конкурентно установленные рыночные цены, предприниматели направ­ляют свои капиталы из малодоходных отраслей в те отрас­ли, товары которых пользуются спросом и дают больше при­были. В результате перелива капитальных ресурсов между

284

конкурЄнция и монополия в рыночной экономике