logo
Ekonomicheskaya teoriya_Bazilevich

Глава 8

Спрос предложение. Теория рыночного равновесия

нельзя купить больше, чем могут продать, и наоборот, про­дать больше, чем могут купить.

Цена равновесия означает, что покупатели сориентиро-

ваны осуществлять закупки товаров в тех объемах, в каких

производители соглашаются продолжать поставлять их на

рынок.

различают частичное равновесие на отдельном рынке и

общее рыночное равновесие.

Как уже отмечалось, цены на товары находятся в посто­янном движении: сдвиг цены на один товар влияет на объем спроса на другой, а это, в свою очередь, воздействует на рав­новесную цену. Если вся система цен окажется в состоянии равновесия, наступит общее равновесие рынка.

Условия равновесия не стимулируют у экономических субъектов изменения своего рыночного поведения. Для воз­никновения мотивов такого изменения необходима моди­фикация внешних условий: технологии, ожиданий, уров­ней цен и т. п.

Таким образом, состояние и частичного, и полного равно­весия являются теоретическими абстракциями. В реальной жизни такая экономическая ситуация возникает лишь ино­гда, и равновесие очень быстро нарушается. Однако осмыс­ление механизма возникновения и нарушения равновесия имеет чрезвычайно важное значение для понимания зако­номерностей функционирования хозяйственной системы, влияния на нее экономической политики и корректировки последней.

277