logo
Ekonomicheskaya teoriya_Bazilevich

Глава 2

Указанная классификация является условной, посколь­ку физиологические, социальные и духовные потребности переплетаются и взаимодействуют между собой, образуя целостную систему.

По критерию насущности потребностей и иерархичности взаимосвязей между ними различают модели Ф. Герцберга, А. Маслоу, К. Альдерфера. Несмотря на определенные от­личия, все три модели выделяют потребности низшего по­рядка (первичные) и высшего порядка (вторичные). В соот­ветствии с этим подходом высшие запросы человека не вы­йдут на первый план до тех пор, пока не будут удовлетворены насущные потребности. Реализация первичных потребно­стей порождает желание удовлетворить следующие по весо­мости (вторичные) потребности, превращающиеся в движу­щую силу сознательной деятельности.

Так, "пирамида потребностей" А. Маслоу иллюстрирует устойчивую иерархию преимуществ, согласно которой каж­дая следующая группа потребностей определяется и удовлет­воряется после потребностей предыдущего уровня (рис. 2.1).

"Человек — это пирамида потребностей с биологически­ми в основании и духовными на вершине, — писал А. Мас­лоу. — Причастность к высшим, духовным ценностям странным образом возвышает и тело, и все его потребности. Если направить человека к осознанию всех своих потребно­стей, к их актуализации... то очень скоро мы сможем на­блюдать расцвет цивилизации нового типа. Человек станет более ответственным за свою судьбу, будет руководствовать­ся ценностями ума, перестанет быть равнодушным к окру­жающему его миру.., что будет означать приближение к об­ществу, построенному на духовных ценностях"1 .

1 Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики / А. Мас­лоу. — СПб. : Евразия, 1999. — С. 206—207.

50