logo
Ekonomicheskaya teoriya_Bazilevich

Глава 22. Глобализация экономики и общецивилиза-

ционные проблемы человечества 705

  1. Глобализация как закономерный процесс мирохозяйственного развития 70 5

  2. Сущность, признаки и уровни глобализации экономики 715

  3. Противоречия глобализации и ее модели 722

  4. Взаимосвязанность и предпосылки решения глобальных проблем 733

Учебный тренинг 749

Альфред Нобель 753

Лауреаты премии Банка Швеции по экономическим

наукам памяти Альфреда Нобеля 758

Глоссарий 811

Послесловие 863

12

ПРЕДИСЛОВИЕ

Экономическая теория как фундаменталь­ная наука непрерывно развивается — форми­руются новые научные школы и направления исследований, получают логическое заверше­ние экономические концепции, уточняются или отрицаются как не выдержавшие испыта­ния практикой теоретические постулаты. Осо­бым качественным изменениям подвергаются теоретические исследования экономической жизни общества на этапе трансформационных преобразований в связи с возникновением по­требности не только в осмыслении новых реа­лий, но и в необходимости подготовить хозяй­ствующих субъектов, общество в целом к но­вым условиям экономического сотрудни­чества.

Переход от индустриального к духовно-информационному обществу, трансформация моделей экономического развития под влия-

13

Предисловие

ниєм глобализации экономики, интеллектуа­лизация и индивидуализация труда, неуклон­ная дематериализация производства и пре-вращениечеловеческогокапиталав доминанту экономического развития, беспрецедентные динамические переходные процессы порож­дают принципиально новые проблемы, не вписывающиеся в рамки традиционных пред­ставлений экономической теории, требующие новых концептуальных решений и методоло­гических подходов.

Углубление понимания природы субъекта экономической деятельности и законов этой деятельности постепенно формирует новую предметную сферу экономической теории, об­условленную реальной тенденцией смещения приоритетов, — с богатства экономического на богатство социальное, гуманистическое. Определяющей составляющей этого богатства становится человек как личность и как наи­высшая ценность. Все это обусловливает рас­ширение проблематики экономических ис­следований на основе выделения человеческо­го капитала как определяющего фактора и результата развития социально-экономичес­ких систем. Становление экономических основ новой цивилизации, сориентированных на всестороннее развитие человека, карди­нально меняет исследовательские приоритеты.

Для формирования современного экономи­ческого мышления, подготовки специалистов нового поколения необходимо не только раз­рабатывать фундаментальные проблемы эко­номической теории, но и подготовить принци­пиально новые учебники, внедрять новейшие технологии обучения.

14

Предлагаемый читателю учебник подго­товлен коллективом авторов, имеющих мно­голетний опыт преподавания экономической теории в лучших высших учебных заведени­ях страны. Его отличают глубина анализа, разнообразие теоретических проблем, ориги­нальность подачи материала, логическая по­следовательность и концентрированность из­ложения. В учебнике органически соединено теоретическое освещение проблем экономи­ческой теории с наглядностью подачи мате­риала.

Это один из первых учебников нового поко­ления, вобравший в себя лучший отечествен­ный и мировой опыт и обеспечивающий воз­можность внедрения новейших образователь­ных технологий. Основные категории эконо­мической теории представлены в целостной, системной взаимозависимости, что обеспечи­вает органическое вхождение в макро- и ми­кроэкономическое пространство. Многоаспе­ктный характер отражения категориального аппарата экономической теории обеспечивает раскрытие сущности и особенностей наиболее известных экономических теорий, определе­ние новых дефиниций, обусловленных эконо­мическим развитием современного общества. Он позволяет самостоятельно изучать эконо­мические процессы, систематизировать, вы­страивать логически последовательные це­лостные знания. Учебник позволяет также внедрять дистанционные методы обучения, включает вопросы для самоконтроля, широ­кий глоссарий, приемлем для внедрения ком­пьютерных технологий в организацию учеб­ного процесса.

15

Авторский коллектив с благодарностью примет все замечания и предложения по усо­вершенствованию содержания и формы по­дачи учебного материала. Выражаем слова благодарности В. Ятиной и В. Карасеву, В. Ро­зумному, С. Бартошу и О. Кобец за помощь, оказанную при подготовке учебника к печати.

16

Предисловие

Раздел I ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Глава 1. Предмет и метод экономической теории.

Глава 2. Экономические потребности общества. Экономические интересы.

Глава 3. Экономическая система общества. Отношения собственности.

Глава 4. Закономерности и особенности развития переходных экономик.

Глава 5. Формы организации общественного производства и их эволюция.

Глава 6. Теория денег и денежного обращения.

Глава 1

ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Экономическая наука имеет дело с фун­даментальными проблемами жизни об­щества; она касается всех и принадле­жит всем.

Людвиг фон Мизес

Люди, которые никогда систематиче­ски не изучали экономическую теорию, похожи на глухих, которые пытают­ся оценить звучание оркестра.

Поль Самуэльсон