logo search
Ekonomicheskaya teoriya_Bazilevich

Глава 9

стижений науки и техники, снижение издержек производ­ства, повышение качества продукции.

Однако внутриотраслевая конкуренция не устраняет раз­личий в величине норм прибыли на одинаковые капиталы, вложенные в разные отрасли. Эту проблему решает меж­отраслевая конкуренция.

Межотраслевая конкуренция это борьба между товаропроизводителями разных отраслей экономики за наиболее выгодные условия (сферы) применение ка­питала.

Она осуществляется в форме стихийной миграции капи­талов из отраслей с низкой в отрасли с высокой нормой при­были. В результате формируется средняя норма прибыли в масштабах экономики, которую получают товаропроизво­дители по принципу: "Равновеликая прибыль на равновели­кий капитал".

Перемещая капиталы в более эффективные отрасли и сферы производства, межотраслевая конкуренция способ­ствует оптимальному использованию производственных ре­сурсов общества и одновременно установлению необходи­мых пропорций в экономике.

В современной реальной практике можно встретиться с ситуацией, когда в отдельных отраслях высокая прибыль­ность применения капитала по сравнению с другими сохра­няется довольно продолжительные промежутки времени. Главной причиной такого положения являются препят­ствия на пути проникновения в значительно монополизиро­ванные отрасли и сферы новых капиталов. Поэтому в совре­менных условиях преобладающая часть межотраслевого перелива капитала происходит в пределах многоотраслевых концернов и конгломератов.

Экономические субъекты — участники внутриотрасле­вой и межотраслевой конкуренции, в зависимости от ры­ночных условий и целей, которые они перед собой ставят, могут осуществлять следующие типы конкурентного пове­дения: креативный, приспособленческий, гарантирующий.

290

конкуренция и монополия в рыночной экономике

Креативный тип конкурентного поведения предусма­тривает обеспечение субъекту преимуществ над соперником путем введения новых компонентов (продукция, техноло­гии, формы организации производства и т. д.). Важным при­знаком креативной конкуренции является стремление ры­ночных контрагентов к изменению существующей структу­ры спроса и предложения.

Приспособленческий тип конкурентного поведения со­стоит в упреждении действий конкурентов в области модер­низации производства. Он применяется, когда предприни­матель не уверен в своих инновационных возможностях и старается скопировать прежде всего в сжатые сроки дости­жения своих соперников.

Гарантирующий тип конкурентного поведения призван обеспечить стабилизацию на продолжительную перспекти­ву достигнутых позиций на рынке и повысить их за счет улучшения качества продукции, обновления ее ассортимен­та, предоставления дополнительных услуг, связанных с га­рантийным обслуживанием и др. Этот тип конкурентного поведения применяется, как правило, тогда, когда предпри­ниматель не обладает возможностью существенно изменить производственную и коммерческую программы и имеет сла­бую инновационную базу.

С образованием и развитием мирового хозяйства возни­кает и международная конкуренция.

Международная конкуренция это конкуренция на­циональных и транснациональных экономических субъ­ектов за наиболее выгодные условия производства и реа­лизации экономических благ на мировом рынке.

Международная конкуренция объединяет внутриотрас­левую и межотраслевую формы конкуренции. Она способ­ствует движению капиталов и товаров между разными госу­дарствами, обеспечивает сбалансированное развитие миро­вого рынка и глобального хозяйства. Доминируют на мировом рынке национальные и транснациональные ком-пании наиболее развитых стран мира.

291