logo search
Ekonomicheskaya teoriya_Bazilevich

Глава 9

Отрицательные последствия конкуренции состоят в том, что она порождает свою противоположность — моно­полию; способствует разорению и банкротству малых и сред-них предприятий; усиливает безработицу, инфляцию, иму­щественное и социальное расслоение населения; порождает коммерческую тайну, нечестные формы борьбы и пр.

Однако в целом конкуренция имеет меньше отрицатель­ных последствий, чем положительных. Кроме того, с целью устранения и ослабления отрицательных последствий кон­курентной борьбы и усиления ее положительных результа­тов в развитых странах осуществляется государственная конкурентная политика, которая направлена на создание благоприятных условий развития конкуренции и на недо­пущение недобросовестных действий в борьбе. Поэтому кон­куренция была и является важнейшим механизмом функ­ционирования рыночной экономики, движущей силой ее эффективного развития.

9.2. Виды экономической конкуренции

Конкуренция, как видно из предыдущего параграфа, — сложная и многогранная категория рыночной экономики. Познать ее без глубокого анализа структуры, т. е. ее видов, из которых она состоит и которые взаимодействуют между собой, затруднительно. Поэтому, на наш взгляд, целесо­образно классифицировать конкуренцию на виды по опре­деленным критериям (рис. 9.2).

Внутриотраслевая конкуренция это борьба между товаропроизводителями одной отрасли за более выгод­ные условия производства и реализации товаров с целью получения большей прибыли.

Функцией внутриотраслевой конкуренции является све­дение индивидуальной стоимости товаров к их единой обще-ственной (рыночной) стоимости, которая определяется сред-ними затратами в отрасли. При таком соперничестве побеж-

288

Конкуренция и монополия в рыночной экономике

Рис. 9.2. Классификация видов конкуренции

дают владельцы тех предприятий, у которых вследствие передовой техники, технологии и организации производ­ства индивидуальная стоимость товаров меньше чем их об­щественная стоимость, что дает им возможность получать сверхприбыль. В соответствии с современным неоклассиче­ским подходом эта сверхприбыль представляет собой эконо­мическую прибыль, определяемую как разность между совокупным доходом фирмы от реализации продукции и экономическими издержками, включающими наряду с внешними также внутренние издержки, которые, в свою очередь, включают нормальную прибыль. Следствием вну­триотраслевой конкуренции является внедрение новых до-

289