logo search
Ekonomicheskaya teoriya_Bazilevich

Глава 20

— Формирование национальной инновационной системы

и создание условий для органического объединения научно-технологической и предпринимательской среды;

в т. ч. создание эффективной системы государственных заказов на научно-техническую продукцию, мониторинг технологических инноваций, внедрение оптимальной системы сертификации и стандартизации продукции, эффективная патентная политика;

Рис. 20.6. Стратегические приоритеты инновационного развития экономики Украины

658

теоретические аспекты рыночной трансформации экономики

_— переливом финансовых активов из государственного сектора в частный;

— сохранением монопольного государственного сектора с монопольным ценообразованием и льготным кредитовани­ ем отраслей и производств;

— фактическим подчинением Национального банка пра­ вительству, прямым кредитованием бюджетного дефицита.

Следствием указанных трансформаций стало обострение противоречий экономического развития в результате поте­ри государством реальных инструментов осуществления эф­фективной экономической политики, бесконтрольного ро­ста денежной массы, гиперинфляции, стагнации отечес­твенного производства, стремительного роста внешней задолженности, катастрофической разбалансированности финансовой системы, дезорганизации денежного обраще­ния, обострения социальных проблем.

II этап (1995—2000 гг.) связан с:

перераспределением кредитных ресурсов в пользу ре­альной экономики;

началом функционирования фондового рынка Украины; стабилизацией валютного курса, внедрением валют­ных коридоров.

Результатом указанных трансформаций стали рост ре­ального ВВП, сокращение инфляции, стабилизация курса гривни, увеличение поступлений иностранной валюты, пре-вращение дефицита материальных ресурсов в экономике в дефицит финансовых и кредитных ресурсов, рост задолжен­ности хозяйствующих субъектов, стагнация рынка облига-

659

ций внутреннего государственного займа, обострение долго­вых проблем.

III этап (2001— по настоящее время). 2001—2004 гг. ха­рактеризовали:

Вследствие данных трансформаций вырос реальный ВВП, снизилась инфляция (дефляция в 2002 г.), стабилизи­ровался валютный курс, значительно увеличились резервы НБУ, повысился уровень монетизации экономики, улучши­лось финансовое положение предприятий, возник профицит сводного бюджета, увеличились объемы долгосрочного кре­дитования, стабилизировался размер государственного дол­га, произошли положительные изменения в структуре де­нежной массы.

В условиях замедления динамики экономического роста и усиления инфляционных тенденций в 2005—2006 гг. денежно-кредитная политика была направлена на:

— торможение процесса роста цен;

В результате замедлились темпы инфляции, выросли де-нежные потоки в банковской системе, увеличились депози-ты физических лиц, сохранились высокие темпы роста дол-госрочных кредитов. Вместе с тем темпы прироста объемов кредитования физических лиц значительно опережали тем

660

пы расширения кредитов, предоставляемых хозяйствую­щим субъектам, что стало реакцией банков на повышение платежеспособности населения (за счет повышения заработ­ных плат и пенсий), а также усиление рисков кредитования юридических лиц1.

Политическая нестабильность в стране, перманентные выборы в высшие органы государственной власти, углубле­ние макроэкономичесих дисбалансов, связанных с несооот-ветствием темпов и структуры роста доходов населения ди­намике количественных и качественных показателей эко­номического развития, неблагоприятное влияние внешних факторов (общемировые тенденции роста цен на энергоре­сурсы и продовольствие), ухудшение состояния внешнетор­гового баланса и т. п. обусловили существенное повышение оптовых цен (индекс цен производителя промышленной продукции в 2007 г. составил 123,3 % , а в I квартале 2008 г. — 112,4 %) и, соответственно, рост потребительских цен. Это побудило НБУ в 2008 г. проводить ограничительную денежно-кредитную политику, направленную на сбаланси­рование спроса и предложения денег и упреждение разви­тия инфляционных процессов. С этой целью НБУ осущест­влял:

— увеличение банковских резервов; ревальвацию гривни к доллару США и др.

Про внутрішнє і зовнішнє становище України у 2005 році : °слання Президента України до Верховної Ради України // Еко­номіст. — № 2 (232). — С. 55.

661