logo search
Ekonomicheskaya teoriya_Bazilevich

Глава 19

Экономические (косвенные) методы основываются ца экономическом интересе и используют инструменты фи. скальной, монетарной, внешнеэкономической, социальной ценовой, антициклической и антиинфляционной политики

Иногда люди переоценивают роль экономических мето­дов и недооценивают роль административных. Такое отно­шение к административным методам характерно для постсо­циалистических стран в связи с тем, что система админи­стративного управления привела к разрушению экономики.

Однако независимо от страны или уровня экономической системы, правительственное влияние на экономику можно осуществлять только в единстве обоих методов. Объясняет­ся это тем, что любой экономический регулятор включает администрирование, поскольку контролируется определен­ной хозяйственной службой. Например, бюджетная система ощутит влияние ставки налогообложения только после того, как будет принято административное решение о ее сниже­нии или увеличении.

С другой стороны, в каждом административном регуля­торе имеется нечто экономическое, поскольку это решение применяется для влияния на поведение инвестора, произво­дителя, потребителя, экспортера или импортера и т. п.

Несмотря на неразрывное единство этих двух методов, они все-таки противоположны.

Целесообразность использования административных методов определяется тем, что, во-первых, здесь известен от­дающий команду, ее исполнитель, ответственный за послед­ствия реализации административного управленческого ре­шения, т. е. отношения "управленец — исполнитель" персо­нифицированы.

Во-вторых, там, где фактор времени является определя­ющим или достаточно весомым, административные методы незаменимы; они позволяют быстро решить проблему. Даже если решение оказалось ошибочным, его можно быстро от­менить, что нельзя сделать при управлении экономически­ми методами.

В-третьих, административные методы незаменимы при решении экстремальных, экстраординарных проблем. Каж-

628

правительственное регулирование национальной экономики

дая страна должна иметь систему чрезвычайного управле­ния на случай войны, стихийных бедствий, технологиче­ских аварий, эпидемий, попыток осуществления государ­ственного переворота и т. п.

Административные методы запрограммированы на ско­рость, а не на экономическую эффективность. Здесь воля опирается не на экономический интерес, а на власть.

Эти методы просты и понятны, но они мало приспособле­ны к управлению массовыми явлениями и процессами. А. Бек в книге "Новое назначение" описывает постановле­ние политбюро о сборе чайного листа, подписанное И. Ста­линым, где определяются число и месяц начала сбора уро­жая, а также требование, чтобы лист чая был зрелым (кон­диционным). Естественно, это постановление в полном объеме выполнить невозможно, ведь природа не подчиняет­ся постановлениям правительства и лист может созреть раньше или позже определенной постановлением даты. Если же начать сбор своевременно, лист может оказаться некондиционным.

Попытка распространить административные методы не только на управление функционированием системы, но и на ее развитие оказалась трагической для судьбы экономиче­ской системы.

Кроме того, административные методы достаточно трудоемки и дороги. Если решение, которое мог принять один человек, принимается коллегиально, это не только де­лает его более дорогим, но и создает персональную безответ­ственность.

Экономическим методам, в отличие от административ­ных, свойственна горизонтальность. В их основе лежат взаимовыгодные связи. Рыночная культура предполагает исключительную честность и порядочность партнеров (со­циальный капитал), она уничтожает тех, кто предает парт­нера.

Экономические методы лучше всего подходят для регу­лирования массовых явлений. И в этом их преимущества. вместе с тем экономическим методам свойственны недо­статки:

629