logo search
Ekonomicheskaya teoriya_Bazilevich

Глава 17

Может ли государство тратить больше, чем имеет? Да, при этом государство может осуществить дополнительную эмиссию, являющуюся абсолютно инфляционным факто­ром, или же использовать другой источник финансирования бюджетного дефицита — заем.

Считают, что со времен Дж.М. Кейнса обязательная сба­лансированность бюджета стала анахронизмом, а концеп­ция "здоровых финансов" (сбалансированного бюджета) оказалась недостаточно эффективной.

На самом деле не всякий дефицит государственного бюд­жета представляет опасность. Если он не превышает 2—3 % ВВП, то не представляет опасности; если же он превышает 3 %, то возникает угроза инфляционных явлений в эконо­мике (абсолютно неинфляционных источников финансиро­вания дефицита государственного бюджета не существует).

В Украине возникало явление скрытого бюджетного дефицита (проявлявшегося в несвоевременном и (или) не­полном финансировании бюджетной сферы экономики). Та­ким образом, правительство сокращало расходы, уменьшая открытый дефицит бюджета.

Причины бюджетного дефицита:

Мероприятия, направленные на ограничение бюджет­ного дефицита:

582

Финансовая система

Дефицитный бюджет, как правило, имеет место в пе-риод падения объемов национального производства, когда налоговые поступления уменьшаются, а потребность в рас­ходах увеличивается.

Профицитный бюджет характерен для периода хозяй­ственного роста и используется как средство для упрежде­ния экономического бума, за которым неизбежно следует падение производства.

Балансирование бюджета, таким образом, осуществляет­ся не ежегодно, а в зависимости от фазы делового цикла.

Имеется еще один важный аспект бюджетного дефицита. Различают бюджетный дефицит:

Накопленная сумма заимствованных правитель­ством средств для финансирования дефицита государ­ственного бюджета составляет государственный долг.

Государственный долг существует в двух формах:

Существует непосредственная связь между бюджетным Дефицитом и государственным долгом:

с одной стороны, государственный долг определяется как разница между накопленной суммой всех положитель­ных сальдо бюджетов и суммой отрицательных сальдо (де­фицитов), следовательно, бюджетный дефицит формирует государственный долг;

583

584