logo search
Ekonomicheskaya teoriya_Bazilevich

Глава 2

ства и не совпадает с уровнем фактического потребления. В этом проявляется авангардная роль потребностей, отражен­ная в экономическом законе возрастания потребностей.

Всеобщий экономический закон возрастания потреб­ностей отражает внутренне необходимые, существен­ные и постоянные взаимосвязи между производством и потреблением, потребностями и существующими возможностями их удовлетворения. Согласно этому закону непрерывное развитие потребностей является движущей силой экономического и духовного прогресса человечества, что, в свою очередь, стимулирует воз­никновение все новых и новых потребностей.

Таким образом, потребности и производство находятся в противоречивой зависимости взаимовлияния и взаимообу­словленности. Потребности порождают стимулы к произ­водству. Производство удовлетворяет существующие и по­рождает новые потребности. Решающее влияние человече­ской деятельности и производства на формирование потребностей подчеркивал известный английский эконо­мист А. Маршалл. "Каждый новый шаг вперед, — отмечал исследователь, — нужно считать результатом того, что раз­витие новых видов деятельности порождает новые потреб­ности, а не того, что новые потребности вызывают новые виды деятельности"1 .

Сложный механизм взаимодействия потребностей и про­изводства обеспечивает непрерывность общественного вос­производства (рис. 2.2). Особенности проявления экономи­ческого закона возрастания потребностей в современных условиях связаны с гуманизацией социально-экономи­ческого развития как определяющим признаком формиро­вания постиндустриального общества. Усовершенствование структуры потребностей отражает процесс развития челове­ческой личности и оказывает содействие переходу:

1 Маршалл А. Принципы политической экономии / А. Мар­шалл. — М. : Прогресс, 1983. — Т. 1. — С. 152.

56

Экономические потребности общества. Экономические интересы

Рис. 2.2. Взаимовлияние потребностей и производства

Постоянный процесс усовершенствования человеческой личности, человеческая фантазия, конкуренция производи­телей и современные коммуникации стимулируют непре­рывное развитие и увеличение разнообразия потребностей. Однако стремление удовлетворить возрастающие потребно-

57