1.5 Экономическая мысль после а. Смита и д. Риккардо: развитие и критика учения
Появление трудов А. Смита и Д. Рикардо, заложивших основы классического направления экономической мысли, не могло не оказать влияния на последующее развитие экономической науки. Можно выделить следующие направления, в которых развивалась экономическая мысль после (и отчасти во время) А. Смита и Д. Рикардо.
Развитие учения А. Смита и Д. Рикардо. Жан-Батист Сэй(последователь А.Смита),Джон Стюарт Милль(ученик Д. Рикардо),Томас Роберт Мальтус(в некотором отношении единомышленник Д. Рикардо).
Вульгаризаризация и романтизация учения А. Смита и Д. Рикардо в трудах: Т.Р. Мальтуса(“теория народонаселения”),Фредерика Бастиа(“теория взаимных услуг”, “экономические гармонии”),Нассау Уильяма Сениора(“теория воздержания”, “теория последнего часа”).
Критика классического направления экономической мысли — Фридрих Лист и историческая школа в Германии.
Мелкобуржуазная критика капитализма. Жан Шарль Леонар Симонд де Сисмонди(“теория недопотребления”, “теория третьих лиц”),Пьер Жозеф Прудон(“собственность — кража”, “конституированная стоимость”, проект рабочих денег).
Социально-утопическое направление экономической мысли — Анри Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуэн.
Остановимся подробнее на наиболее важных концепциях указанных ученых.
Английский экономист Томас Роберт Мальтус в 1798 году написал книгу “Опыт о законе народонаселения”, которая потрясла мир и благодаря которой за политэкономией длительное время прикрепилось название «мрачной науки». Он вывел некую закономерность, согласно которой население мира увеличивается в геометрической прогрессии (удваивается каждые 25 лет), а производство средств существования увеличивается в арифметической прогрессии. Последнее предположение основывалось на законе убывающего плодородия почвы, открытом им в переписке с Д. Рикардо. Согласно такой динамике, перед человечеством периодически встает проблема перенаселения. Если нравственные ограничения оказываются бездейственными, на помощь приходят такие естественные силы, как голод, нищета, эпидемии и войны, играющие расчищающую роль и ликвидирующие избыток населения.
Теория Мальтуса была выстроена на не вполне корректных методологических посылках и злоупотреблении эмпирическим материалом (например, данные о росте населения и изменении плодородия почвы он брал по разным странам). Между тем, сама постановка проблемы о существовании некоего равновесия между двумя системами (экономической и демографической) в научном плане была новой и вполне состоятельной.
В последующем в науке периодически возникали подобные тревожные настроения по поводу нехватки того или иного ресурса для выживания человечества. Так, в 60-70-е гг. XX века доклады Римского Клуба, где были оглашены расчеты, на сколько лет людям хватит разных минеральных ресурсов (нефти, газа, угля и т.п.), развивали ту же общую идею, что теория Мальтуса. Так же, как теория Мальтуса, они недооценивали возможности научно-технического прогресса, к тому же не учитывали естественные рыночные силы, приводящие к появлению заменителей дорожающих ресурсов.
Жан Батист Сэй — экономист, популяризировавший идеи Адама Смита во Франции и разработавший ряд оригинальных научных концепций. Сэй вошел в историю политической экономии как основатель теории “трех факторов производства” и как автор знаменитого “закона рынков”, или “тождества Сэя”.
В противовес трудовой теории ценности (стоимости) Д. Рикардо, Сэй выдвигает теорию трех факторов, одинаково участвующих в создании стоимости, к которым относит: наемный труд, капитал и земля. Каждый фактор претендует на свою долю в совокупном продукте, последний распадается соответственно на три дохода: заработную плату, прибыль и ренту. Каждый доход — это плата за вполне определенную услугу. Он отрицает прибыль как реальную величину. По его мнению, она в действительности состоит из заработной платы предпринимателя как вознаграждения за его труд и процента как вознаграждения за услугу капитала. Земельная рента — это вознаграждение за право собственности. Вознаграждение того или иного фактора зависит от его редкости. Так, способности и знания фермера встречаются чаще, чем способности и знания купца. Благодаря редкости способности купца оплачиваются дороже.
“Закон Сэя” появился в контексте его теории рынков. Сэй выдвигает идею, что кризисы перепроизводства невозможны, так как само производство создает адекватный (равный) себе спрос. Он исходит из очевидной, с его точки зрения, истины: производство порождает равные себе доходы. Доходы создают равный себе спрос. Значит, производство само порождает адекватный совокупный спрос. Могут иметь место лишь частичные диспропорции: производство отдельных товаров и спрос на них могут не совпадать. Но в макроэкономическом аспекте тождество незыблемо. Роль денег в данном случае сведена к функции средства обращения, они лишь временные агенты в процессе обмена продуктов на продукты. Он даже сравнивает их с повозкой, которая выполняет служебные функции. Общего недостатка (дефицита) или избытка (перепроизводства) быть не может. Отсюда “тождество Сэя”: положительные и отрицательные отклонения в степени удовлетворения потребности в различных товарах уравновешиваются — .
Это тождество широко используется современной западной экономической наукой. Его взяли на вооружение неоклассики, неолибералы, которые выдвинули тезис о так называемой нейтральности денег. Тождество Сэя хорошо вписалось в математическую систему равновесия Вальраса. Один из основателей Лозаннской школы экономики в последней трети XIX века Леон Вальрас, чтобы преодолеть те частичные диспропорции, о которых писал Сэй в первой трети XIX века, ввел в свою систему “аукционщика”. Функция “аукционщика” — переоценивать товары, повышая цены на те продукты, на которые существует дефицит, и понижая цены на те продукты, которые находятся в избытке. “Аукционщик”, или “невидимая рука рынка”, приводит к тому, что все рынки расчищаются при нулевом результате в денежном хозяйстве. Так “тождество Сэя” вписалось в модель равновесия Вальраса.
“Тождество Сэя” станет одним из пунктов борьбы между неоклассическим направлением и кейнсианством. Эта борьба продолжается до сегодняшнего времени. “Тождество Сэя” никто не сумел доказать, но никто и не опроверг окончательно.
Учение классиков породило не только волну подражателей и учеников, развивавших учение, но и мощную критику. С этой критикой выступила историческая школа в Германии. Одним из идейных вдохновителей, стоявших у истоков образования исторической школы, был Фридрих Лист. Свои взгляды он изложил в знаменитом сочинении “Национальная система политической экономии” (1841 г).
Фридрих Лист подверг резкой критике вненациональный и внеисторический подход А. Смита и Д. Рикардо. Их “политической экономии” он противопоставляет свое учение о “национальной экономии”, предметом которой является не идеальное рыночное хозяйство, фигурировавшее в теоретических абстракциях А. Смита и Д. Рикардо, а конкретное “национальное хозяйство”. Развитие этого хозяйства определяется особенностями природы, характером учреждений и народа конкретной страны. Поэтому экономика каждой страны развивается не по общим, а по своим собственным законам. Целью “национальной экономии” как науки является не столько принятое в классическом учении описание механизмов рынка, сколько практическая задача “экономического воспитания нации”.
Центральное место в “национальной системе политической экономии” Фридриха Листа занимала “теория производительных сил”. Согласно этой теории, благосостояние нации определяется не количеством богатства, или, что для него было одно и то же, суммой меновых ценностей (как считали А. Смит и Д. Рикардо), а степенью развития производительных сил, создающих эти богатства. Иными словами, не самим богатством, а способностью его создавать. К таким производительным силам он относит труд, капитал, а также социально-политические учреждения, правовые институты, мораль, религию. Ф. Лист писал: “Христианство, единоженство, уничтожение рабства и крепостного права, престолонаследие, изобретение книгопечатания, пресса, почта, монетная система, меры веса и длины, календари и часы, полиция безопасности, введение свободного землепользования и пути сообщения — вот богатые источники производительных сил”. Главная производительная сила, по Листу, — это фабрично-заводская промышленность. Она — залог нравственного, культурного прогресса и политической независимости.
Фридрих Лист признавал целесообразность временного ограждения страны от более развитых государств с помощью введения протекционистских барьеров. Жертвуя “выгодами настоящего”, нация при этом приобретает “выгоды будущего”. Лист был противником свободной торговли, за которую ратовала более развитая во всех отношениях Англия и идеологическое обоснование которой представлено в трудах классиков. Лист доказывал, что политика фритридерства (free trade — свободная торговля) закрепляет отсталость и зависимость отдельных стран, их моноотраслевую направленность. Идеал Фридриха Листа — это не международное разделение труда, а независимая нация с полным набором всех отраслей экономики. А совершенная национальная комбинация производительных сил и есть, с его точки зрения, лучшее разделение труда.
Программа экономического возрождения Германии, положенная в основу экономической политики имперского канцлера князя Отто фон Бисмарка в 40-е годы XIX века, в значительной степени опиралась на идеи Фридриха Листа, хотя самого Листа при жизни неоднократно выпроваживали за пределы страны. Эта программа включала ускоренное строительство железных дорог (идея, подхваченная в России министром финансов С.Ю. Витте в конце XIX века), системы каналов и объединение с их помощью Германии в сильное, развитое государство, введение высоких тарифов для защиты национальной промышленности от конкуренции со стороны иностранных товаров. Ф. Лист был, пожалуй, единственным из известных экономистов, который покончил жизнь самоубийством.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Брянск, бгита, 2009
- Содержание
- Глава 1. Становление и развитие экономической теории как науки 9
- Глава 2. Общие основы экономической теории 72
- Глава 5. Мировая экономика 483
- Глава 1. Становление и развитие экономической теории как науки
- 1.1 Экономическая мысль в древних цивилизациях
- 1.2 Экономическая мысль в средние века
- 1.3 Экономическая система меркантилизма
- 1.4 Классическое направление экономической мысли
- 1.5 Экономическая мысль после а. Смита и д. Риккардо: развитие и критика учения
- 1.6 Экономическое учение марксизма
- 1. 7 Неоклассическое направление экономической мысли
- 1.8 Экономическое учение Дж.М. Кейнса
- 1.9 Неоклассическое возрождение. Монетаризм, школа «экономики предложения», теория рациональных ожиданий
- 1.10 Институционализм
- 1.11 Российская экономическая мысль
- 88. Применение методов экономического анализа для объяснения поведения человека в разных сферах общественной жизни (семье, правовых отношениях и пр.) получило название…
- 2.1.2 Предмет и основные методы изучения экономической теории
- Практические задания
- 1. Определите, какое из следующих утверждений является позитивным, какое нормативным:
- 2. Определите, какое из утверждений следует отнести к макроэкономике, какое — к микроэкономике:
- 3. В каком случае речь идет о проблемах микроэкономики, в каком — макроэкономики:
- 4. Определите, какие из утверждений следует отнести к позитивным, а какие — к нормативным:
- 2.2.2 Граница производственных возможностей и ее модификации
- Практические задания
- 2.3.2 Типы, формы и виды собственности
- 2.3.3 Сущность и формы предпринимательства
- Практические задания
- 2.4.2.Причины возникновения и условия развития рынка
- 2.4.3.Структура и инфраструктура рынка
- Практические задания
- 3.1.2.Предложение в рыночной экономике
- 3.1.3.Рыночное равновесие
- Практические задания
- 1. Какое влияние окажут следующие события на спрос на продукт в:
- 2. Какое влияние окажут следующие события на предложение продукта в:
- 3. Как повлияет каждое из перечисленных ниже изменений спроса и (или) предложения на равновесную цену и равновесное количество на конкурентном рынке:
- 7. Объясните, какие события вызвали сдвиг кривой спроса.
- 3.2.2.Эластичность спроса
- 3.2.3.Эластичность предложения
- 3.2.4.Практическое значение показателей эластичности
- Практические задания
- 1. По данным таблицы определите:
- 5. Каким образом изменения цены повлияют на общую выручку — увеличится, сократится, останется неизменной?
- 3.3.2 Кривые безразличия
- 3.3.3 Бюджетная линия и ее модификации
- 3.3.4 Модель потребительского поведения
- Практические задания
- 3.4.2 Издержки производства в краткосрочном периоде
- 3.4.3 Особенности издержек производства в долгосрочном периоде
- 3.4.4 Производственная функция
- Практические задания
- 3.5.2 Основные принципы анализа деятельности фирмы
- 3.5.3 Условия максимизации прибыли и минимизации убытков фирмы
- Практические задания
- Тема 3.6 Фирма в условиях чистой монополии
- 3.6.1 Основные признаки модели рынка «чистая монополия»
- 3.6.2 Определение объема производства и цены в условиях монополии
- 3.6.3 Экономические последствия деятельности монополии
- Практические задания
- 3.7.2 Олигополия
- 3.7.3 Другие формы несовершенной конкуренции
- Практические задания
- 3.8.2.Особенности рынка труда
- 3.8.3.Формы доходов и их распределение в рыночной экономике
- Практические задания
- 4.1.2 Макроэкономическая теория и макроэкономическая политика
- 4.1.3. Взаимосвязь между основными индикаторами системы национальных счетов
- 4.1.4 Экономический рост и циклическое развитие
- Фазы промышленного цикла
- Особенности экономических циклов
- Практические занятия
- 1. Какие из данных методов исследования относятся к специфическим, использованным макроэкономикой:
- 2. Какой из способов исчисления ввп определяется как сумма государственного и частного потребления, государственных и частных инвестиций, изменений всех видов запасов и чистого экспорта:
- 3. Ввп отличается от внп тем, что:
- 4. Дефлятор внп рассчитывается как отношение:
- 4.2.2 Совокупное предложение
- 4.2.3Кейнсианская функция потребления и сбережения. Мультипликатор.
- 4.2.4 Функция инвестиционного спроса. Модель акселератора
- 4.2.5.Макроэкономическое равновесие
- 1. Классическая модель макроэкономического равновесия
- 2. Кейнсианский подход к макроэкономическому равновесию
- Практические задания
- 4.3.2 Занятость и безработица: понятие и показатели
- 4.3.3.Социально-экономические последствия безработицы. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филипса
- 4.3.4 Социальная политика и социальная защита населения
- Практические занятия
- 6. Что из перечисленного ниже может сократить размеры структурной безработицы:
- 4.4.2 Виды инфляции и механизм их действия
- 4.4.3 Социально-экономические последствия инфляции
- 4.4.4 Варианты антиинфляционной политики
- Практические занятия
- 4.5.2 Денежная масса. Предложение и спрос на деньги
- Авуары — денежные средства или ценные бумаги, а также золото, переводы и аккредитивы, являющиеся источником платежей и погашения обязательств их владельцев.
- 4.5.3 Теоретические модели спроса на деньги
- 4.5.4 Модель денежного рынка. Равновесие на денежном рынке
- 4.5.5 Модель “is–lm”
- Практические задания
- 4.6.2 Кредит, его функции и формы
- 4.6.3 Денежный мультипликатор
- 4.6.4 Основы денежно-кредитного регулирования
- 4.6.5 Основные инструменты денежно-кредитной политики
- 3. Операции на открытом рынке.
- Практические задания
- 4.7.2 Инструменты рынка ценных бумаг
- 4.7.3 Организация, обращение и регулирование рынка бумаг
- Практические задания
- 4.8.2 Финансовая система и ее субъекты
- 4.8.3 Теоретические концепции государственных финансов и их эволюция
- 6. Продавцами финансовых ресурсов выступают:
- 4.9.2 Структура расходов государственного бюджета рф
- 4.9.3. Бюджетный дефицит и государственный долг
- 4.9.4. Государственный бюджет как инструмент финансового регулирования экономики
- Практические задания
- 4.10.2. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос
- 4.10.3. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупное предложение
- 4.10.4. Достоинства и недостатки фискальной политики
- Практические задания
- Глава 5. Мировая экономика Тема 5.1 Теории международной торговли
- 5.1.1 Теория сравнительного преимущества
- 5.1.2 Неоклассические теории
- 5.1.3 Теория Хекшера-Олина
- 5.1.4 Парадокс Леонтьева
- 5.1.5 Альтернативные теории международной торговли
- Практические задания
- 5.2.2 Структура мирового рынка
- 5.2.3 Конкурентная борьба на мировом рынке
- 5.2.4 Государственное регулирование мировой торговли
- 8. Установите соответствие и распределите глобальные проблемы по группам в соответствии с классификацией ю.Н.Гладкого:
- 9. «Малые проблемы синтетического характера».
- 10. Выделите основные формы международной экономической интеграции в порядке возрастания степени интеграционного процесса:
- 11. Международные экономические отношения включают:
- 12. Наиболее сложная и перспективная система международного разделения труда, определяющая взаимодействие национальных экономик, — это:
- 13. Отметьте основные черты, присущие развитию современного мирового хозяйства:
- Тема 5.3 Мировая валютная система
- 5.3.1 Этапы развития мировой валютной системы
- 5.3.2 Валютные курсы и конвертируемость валют
- 5.3.3 Государственное регулирование валютного курса
- 5.3.4 Платежный баланс
- Практические задания
- 5.Любое платежное средство в иностранной валюте принято называть:
- Список использованной литературы