5. Каким образом изменения цены повлияют на общую выручку — увеличится, сократится, останется неизменной?
1) цена падает, спрос неэластичен;
2) цена растет, спрос эластичен;
3) цена растет, предложение эластично;
4) цена растет, предложение неэластично;
5) цена падает, спрос эластичен;
6) цена падает, спрос единичной эластичности.
6. Эластичность спроса по доходу на кинофильмы, услуги зубных врачей и одежду оценивается +3,4; +1,0; +0,5 соответственно. Объясните, что это означает?
7. Определите, эластичный или неэластичный спрос на следующие продукты:
1) апельсины;
2) сигареты;
3) сигареты «Мальборо»;
4) бензин;
5) сливочное масло;
6) соль;
7) автомобили;
8) билеты на футбольные матчи;
9) браслеты с бриллиантами;
10) учебник «Экономикс» (опираясь на факторы, влияющие на эластичность).
8. После повышения цены на томаты в 1,5 раза объем предложения томатов вырос в 1.8 раза. С каким временным периодом мы имеем дело?
Тесты
1. Если при снижении цены данного товара резко возрастают его покупки, то спрос на этот товар:
а) эластичен по цене;
б) неэластичен по цене;
в) эластичен по доходу;
г) неэластичен по доходу.
2. В отличие от эластичности спроса коэффициент эластичности предложения зависит:
а) от ситуации мгновенного, краткосрочного и длительного равновесия на рынке товаров;
б) от периода времени, в течение которого потребитель реагирует на изменение цены;
в) от коэффициента эластичности доходов покупателей;
г) все ответы неверны.
3.Как изменится выручка от продажи товара при росте цены, если эластичность спроса по цене меньше единицы:
а) увеличится;
б) уменьшится;
в) никак не изменится;
г) недостаточно данных.
4. На какой из товаров, спрос будет эластичен по доходу:
а) картофель;
б) говядина;
в) бензин;
г) путешествия за границу.
5. Перекрестная эластичность спроса будет положительной для следующей группы товаров:
а) сливочное масло и маргарин;
б) теннисные мячи и теннисные ракетки;
в) картофель и зубные щетки;
г) пылесосы и холодильники.
6. Одна из главных целей деятельности стран ОПЕК — установление квот добычи нефти. Страны, производящие сахарный тростник, действовать таким методом не могут, так как тростниковый сахар на таком рынке:
а) не является редким экономическим благом;
б) имеет много субститутов;
в) имеет низкую эластичность спроса по цене;
г) имеет низкую эластичность спроса по доходу.
7. Если бы эластичность спроса по цене на утюги была бы нулевой, это означало бы, что:
а) по существующим ценам можно продать любое количество утюгов;
б) данное количество утюгов может быть продано по сколь угодно высоким ценам;
в) покупатели готовы купить любое количество данного блага по любой цене;
г) покупатели не согласятся ни на какие изменения в объеме продаж.
8. Из нижеперечисленного выберите фактор, не влияющий на ценовую эластичность спроса на товар Х:
а) доля расходов на товар Х в доходах потребителей;
б) наличие или отсутсвие субститутов;
в) вкусы потребителей;
г) технология производства продукта Х.
9. Определите, какое из нижеследующих утверждений не относится к характеристике неэластичного спроса на товар:
а) покупатели расходуют на его покупку значительную долю своего дохода;
б) данный товар является для потребителей товаром первой необходимости;
в) процентное изменение объема спроса меньше, чем процентное изменение цены;
г) имеется большое число товаров-заменителей.
10. Ценовая эластичность вертикальной кривой спрос:
а) равна 0;
б) бесконечно велика;
в) равна 1;
г) равна 0,1.
11. Коэффицицент перекрестной эластичности спроса на товар Х по цене Y имеет отрицательное значение. Это означает, что:
а) Х и Yявляются товарами-субститутами;
б) Х и Yявляются товарами, дополняющими друг друга;
в) Х и Yявляются независимыми товарами;
г) спрос на товар Х неэластичен по цене.
12. Коэффициент перекрестной эластичности спроса, близкий к нулю, могут иметь такие товары, как:
а) машины и бензин;
б) ручки и карандаши;
в) хлеб и сахар;
г) книга и мотоцикл.
13. Если спрос на жевательную резинку эластичен по цене, то уменьшение цены на нее приведет к:
а) росту расходов населения на жевательную резинку;
б) снижению расходов населения на жевательную резинку;
в) повышению спроса на продукты питания;
г) снижению спроса на продукты питания.
14. Налог на продажу ложится в большей мере на потребителя, если:
а) спрос неэластичен;
б) спрос эластичен;
в) спрос совершенно эластичен;
г) предложение эластично.
15. Из-за засухи в Египте предложение хлопка сокращается, а цена увеличивается. Если производители хлопка из этой страны при этом увеличат свою выручку, значит:
а) эластичность спроса на хлопок равна единице;
б) спрос на хлопок крайне неэластичен;
в) имеет место парадокс Гиффена;
г) ничего из перечисленного не подходит.
16. Коэффициент эластичности спроса по доходу:
а) отрицателен для нормальных товаров;
б) положителен для товаров худшего качества;
в) равен относительному изменению величины спроса на товар, деленному на относительное изменение дохода покупателя;
г) верно а) и в);
д) все ответы правильные.
Тема 3.3 Экономические основы поведения потребителя
3.3.1 Предпосылки анализа потребительского выбора
Рыночный спрос формируется на основе решений, принимаемых множеством отдельных лиц, которые руководствуются своими предпочтениями, потребностями наличными средствами. У отдельного потребителя имеются самые различные условия, факторы и причины для определения конкретного набора товаров (благ) для осуществления своего потребления. Поэтому на первый взгляд может показаться, что невозможно сформулировать какие-либо общие закономерности в поведении различных потребителей (покупателей) на рынке по принципу «на вкус и цвет друзей нет». Каждый из потребителей принимает личное, самостоятельное решение в процессе выбора своей структуры потребления, т.е. совокупности товаров, которые он считает необходимыми и доступными для себя.
Экономическая наука рассматривает, анализирует поведение всей массы потребителей и на этой основе выделяет наиболее общие, объективные закономерности и условия, которые являются неизбежными для любого индивидуума в его поведении на рынке. Поэтому для анализа потребительского выбора необходимо выделить предпосылки, общие условия его изучения, какую-то общую основу для сопоставления разнообразных потребностей. С этой точки зрения анализ потребительского выбора, прежде всего, удобно начать в условиях некоего идеального рынка с его характеристиками.
Во-первых, такой рынок предполагает наличие сугубо анонимного рыночного агента, участника. Продавцы видят в покупателях лишь субъектов, желающих купить какой-либо товар, а покупатели в продавцах — лишь субъектов, желающих продать товар. Личностные, персональные особенности участников рынка учитываются только в той мере, в какой они влияют на потребительские предпочтения и платежеспособность агентов рынка.
Во-вторых, идеальный рынок обеспечивает свободу потребительского выбора. Любой потребитель свободен в выборе структуры своего потребления на основе своих собственных вкусов и предпочтений. Эта свобода ограничена лишь покупательной способностью потребителя — его доходами и рыночными ценами. Никто не может навязать потребителю какую-либо структуру потребления, которая отличается от предпочитаемой им самим. При этом влияние вкусов и предпочтений может оказаться сильнее влияния различий в денежных доходах. Поэтому в поведении потребителя учитываются сначала его предпочтения, а затем бюджет. Удовлетворение потребителя зависит только от количества потребляемых им благ и не зависит от количества благ, потребляемых другими лицами. В природе человека заложено, что человек сначала желает, верит, а уже потом пытается рационально объяснить то, чего пожелал и во что поверил.
В-третьих, анализ потребительского выбора определяется суверенитетом потребителя. Средства, затраченные на покупку различных товаров, поступают в конечном счете производителям тех же товаров. Поэтому на рынке покупатели «голосуют» своими денежными средствами за производство тех или иных товаров в определенных количествах, являясь в этом смысле верховным определителем структуры производства как конечных, так и промежуточных товаров и ресурсов. Конечно, отдельный потребитель, как правило, не столь силен, чтобы вынести приговор производителю. Этот приговор (будь то оправдательный или обвинительный) — общее решение потребителей. Однако для вынесения приговора потребители не собираются вместе, выслушивая прокурора и адвоката. Каждый из потребителей принимает личное, самостоятельное решение, а в подтверждение ответственности этого решения отдает производителю за понравившийся товар некоторое количество «голосов» (рублей, долларов и т.д.). Собрав все попавшие к нему голоса, производитель сам может увидеть, насколько его деятельность признается успешной и каким образом ему следует вести себя в дальнейшем. Суверенитет потребителя и состоит в его способности воздействовать на положение производителя вышеописанным способом.
В-четвертых, теория потребительского выбора принимает условие о рациональности потребителя, т.е. выборе наиболее предпочтительного варианта потребления. Потребитель выбирает «лучший» со своей точки зрения набор товаров. Экономисты исходят из того, что не существует какой-то объективной шкалы, позволяющей определять, какой товар «лучше», а какой «хуже». Но каждый потребитель имеет свою субъективную шкалу предпочтений, т.е. стремится получить за свои деньги максимум удовлетворения. Если обозначить это удовлетворение как «полезность», то рациональность может быть представлена следующим образом: потребитель ведет себя так, чтобы максимизировать свою полезность при ограниченном доходе.
В экономической теории понятие «полезность»можно рассматривать с двух точек зрения. Во-первых, полезность определяется, как объективное свойство любого блага удовлетворять какую-либо потребность человека, поскольку конечной целью любого вида производства является потребление, удовлетворение разнообразных потребностей. В том случае, когда вещь (благо) не обладает подобной способностью, она становится либо бесполезной, либо превращается вантиблаго. Данное определение полезности является необходимым, но недостаточным, т.к. у разных потребителей имеет место различное отношение к одной и той же вещи, даже при удовлетворении одной и той же потребности.
Поэтому, во-вторых, полезность — это не только качественное содержание товара, но, что более важно для конкретного процесса потребления, субъективное, личностное отношение людей к товарам. В этом случае величину полезности (удовлетворение) может определить только сам потребитель, а полезность одного и того же товара для разных людей будет различной. Предполагается, что потребитель способен измерить в некоторых условных единицах полезность или удовлетворение от потребления определенного количества блага. Далее, подобное определение полезности позволяет индивиду ранжировать различные блага по степени их полезности для себя, т.е. конкретно определять очередность удовлетворения потребностей. А это, в свою очередь, соответствует соблюдению принципа добровольности, свободы поведения потребителя на рынке многочисленных товаров.
Экономическая теория различает два вида полезности, которые можно рассчитать в процессе анализа потребительского выбора. Во-первых, это общая полезность (TU)как результат потребления в полном объеме какого-либо товарного набора. Иными словами, это показатель удовлетворения, которое получает потребитель в результате использования какого-либо блага. Второй вид полезности определяется характером процесса потребления любого блага. Процесс потребления имеет не одномоментный характер, а дискретный, т.е. прерывистый характер, Это означает, что благо используется постепенно либо отдельными частями, либо по единицам, постепенно увеличивая общий объем потребления. С каждой дополнительной единицей потребляемого блага потребитель увеличивает свое удовлетворение или полезность. Динамика общей полезности отражена на рисунке 21.
Рисунок 21 — Динамика общей полезности
Полезность, которую потребитель извлекает из дополнительной единицы блага, называется предельная полезность (MU), т.е. это прирост общей полезности товарного набора при увеличении объема потребления данного товара на одну единицу. Формула показателя предельной полезности:
Таким образом, общая полезность представляет собой алгебраическую сумму показателей предельной полезности. Динамика предельной полезности отражена на рисунке 22.
Рисунок 22 — Динамика предельной полезности
Связь между показателями общей и предельной полезности показывает разную динамику их изменения. Характер изменения показателя предельной полезности выражается законом убывающей предельной полезности, а именно, предельная полезность убывает с увеличением общего объема блага, которым располагает потребитель. Это означает, что, как бы ни использовал потребитель имеющееся у него благо, очередная дополнительная единица принесет меньше полезности, чем предыдущая. Принцип убывающей предельной полезности заключается в том, что с ростом потребления какого-либо одного блага (при неизменном объеме потребления всех остальных) общая полезность, получаемая потребителем, возрастает, но возрастает все более медленно.
Поэтому рациональный потребитель стремится к достижению именно максимума общей полезности, а граница (конечный показатель) удовлетворения какой-либо потребности определяется по показателю предельной полезности. Таким образом, когда общая полезность достигает максимума, то одновременно показатель предельной полезности равен нулю, а это, в свою очередь, означает момент насыщения в потреблении данного блага.
Ситуация выбора подразумевает, что из множества доступных вариантов необходимо выбрать какой-либо один вариант. Итак, потребитель выбирает самый предпочтительный для себя набор товаров из всего множества доступных ему наборов, который определяется доходом потребителя и ценами товаров.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Брянск, бгита, 2009
- Содержание
- Глава 1. Становление и развитие экономической теории как науки 9
- Глава 2. Общие основы экономической теории 72
- Глава 5. Мировая экономика 483
- Глава 1. Становление и развитие экономической теории как науки
- 1.1 Экономическая мысль в древних цивилизациях
- 1.2 Экономическая мысль в средние века
- 1.3 Экономическая система меркантилизма
- 1.4 Классическое направление экономической мысли
- 1.5 Экономическая мысль после а. Смита и д. Риккардо: развитие и критика учения
- 1.6 Экономическое учение марксизма
- 1. 7 Неоклассическое направление экономической мысли
- 1.8 Экономическое учение Дж.М. Кейнса
- 1.9 Неоклассическое возрождение. Монетаризм, школа «экономики предложения», теория рациональных ожиданий
- 1.10 Институционализм
- 1.11 Российская экономическая мысль
- 88. Применение методов экономического анализа для объяснения поведения человека в разных сферах общественной жизни (семье, правовых отношениях и пр.) получило название…
- 2.1.2 Предмет и основные методы изучения экономической теории
- Практические задания
- 1. Определите, какое из следующих утверждений является позитивным, какое нормативным:
- 2. Определите, какое из утверждений следует отнести к макроэкономике, какое — к микроэкономике:
- 3. В каком случае речь идет о проблемах микроэкономики, в каком — макроэкономики:
- 4. Определите, какие из утверждений следует отнести к позитивным, а какие — к нормативным:
- 2.2.2 Граница производственных возможностей и ее модификации
- Практические задания
- 2.3.2 Типы, формы и виды собственности
- 2.3.3 Сущность и формы предпринимательства
- Практические задания
- 2.4.2.Причины возникновения и условия развития рынка
- 2.4.3.Структура и инфраструктура рынка
- Практические задания
- 3.1.2.Предложение в рыночной экономике
- 3.1.3.Рыночное равновесие
- Практические задания
- 1. Какое влияние окажут следующие события на спрос на продукт в:
- 2. Какое влияние окажут следующие события на предложение продукта в:
- 3. Как повлияет каждое из перечисленных ниже изменений спроса и (или) предложения на равновесную цену и равновесное количество на конкурентном рынке:
- 7. Объясните, какие события вызвали сдвиг кривой спроса.
- 3.2.2.Эластичность спроса
- 3.2.3.Эластичность предложения
- 3.2.4.Практическое значение показателей эластичности
- Практические задания
- 1. По данным таблицы определите:
- 5. Каким образом изменения цены повлияют на общую выручку — увеличится, сократится, останется неизменной?
- 3.3.2 Кривые безразличия
- 3.3.3 Бюджетная линия и ее модификации
- 3.3.4 Модель потребительского поведения
- Практические задания
- 3.4.2 Издержки производства в краткосрочном периоде
- 3.4.3 Особенности издержек производства в долгосрочном периоде
- 3.4.4 Производственная функция
- Практические задания
- 3.5.2 Основные принципы анализа деятельности фирмы
- 3.5.3 Условия максимизации прибыли и минимизации убытков фирмы
- Практические задания
- Тема 3.6 Фирма в условиях чистой монополии
- 3.6.1 Основные признаки модели рынка «чистая монополия»
- 3.6.2 Определение объема производства и цены в условиях монополии
- 3.6.3 Экономические последствия деятельности монополии
- Практические задания
- 3.7.2 Олигополия
- 3.7.3 Другие формы несовершенной конкуренции
- Практические задания
- 3.8.2.Особенности рынка труда
- 3.8.3.Формы доходов и их распределение в рыночной экономике
- Практические задания
- 4.1.2 Макроэкономическая теория и макроэкономическая политика
- 4.1.3. Взаимосвязь между основными индикаторами системы национальных счетов
- 4.1.4 Экономический рост и циклическое развитие
- Фазы промышленного цикла
- Особенности экономических циклов
- Практические занятия
- 1. Какие из данных методов исследования относятся к специфическим, использованным макроэкономикой:
- 2. Какой из способов исчисления ввп определяется как сумма государственного и частного потребления, государственных и частных инвестиций, изменений всех видов запасов и чистого экспорта:
- 3. Ввп отличается от внп тем, что:
- 4. Дефлятор внп рассчитывается как отношение:
- 4.2.2 Совокупное предложение
- 4.2.3Кейнсианская функция потребления и сбережения. Мультипликатор.
- 4.2.4 Функция инвестиционного спроса. Модель акселератора
- 4.2.5.Макроэкономическое равновесие
- 1. Классическая модель макроэкономического равновесия
- 2. Кейнсианский подход к макроэкономическому равновесию
- Практические задания
- 4.3.2 Занятость и безработица: понятие и показатели
- 4.3.3.Социально-экономические последствия безработицы. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филипса
- 4.3.4 Социальная политика и социальная защита населения
- Практические занятия
- 6. Что из перечисленного ниже может сократить размеры структурной безработицы:
- 4.4.2 Виды инфляции и механизм их действия
- 4.4.3 Социально-экономические последствия инфляции
- 4.4.4 Варианты антиинфляционной политики
- Практические занятия
- 4.5.2 Денежная масса. Предложение и спрос на деньги
- Авуары — денежные средства или ценные бумаги, а также золото, переводы и аккредитивы, являющиеся источником платежей и погашения обязательств их владельцев.
- 4.5.3 Теоретические модели спроса на деньги
- 4.5.4 Модель денежного рынка. Равновесие на денежном рынке
- 4.5.5 Модель “is–lm”
- Практические задания
- 4.6.2 Кредит, его функции и формы
- 4.6.3 Денежный мультипликатор
- 4.6.4 Основы денежно-кредитного регулирования
- 4.6.5 Основные инструменты денежно-кредитной политики
- 3. Операции на открытом рынке.
- Практические задания
- 4.7.2 Инструменты рынка ценных бумаг
- 4.7.3 Организация, обращение и регулирование рынка бумаг
- Практические задания
- 4.8.2 Финансовая система и ее субъекты
- 4.8.3 Теоретические концепции государственных финансов и их эволюция
- 6. Продавцами финансовых ресурсов выступают:
- 4.9.2 Структура расходов государственного бюджета рф
- 4.9.3. Бюджетный дефицит и государственный долг
- 4.9.4. Государственный бюджет как инструмент финансового регулирования экономики
- Практические задания
- 4.10.2. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос
- 4.10.3. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупное предложение
- 4.10.4. Достоинства и недостатки фискальной политики
- Практические задания
- Глава 5. Мировая экономика Тема 5.1 Теории международной торговли
- 5.1.1 Теория сравнительного преимущества
- 5.1.2 Неоклассические теории
- 5.1.3 Теория Хекшера-Олина
- 5.1.4 Парадокс Леонтьева
- 5.1.5 Альтернативные теории международной торговли
- Практические задания
- 5.2.2 Структура мирового рынка
- 5.2.3 Конкурентная борьба на мировом рынке
- 5.2.4 Государственное регулирование мировой торговли
- 8. Установите соответствие и распределите глобальные проблемы по группам в соответствии с классификацией ю.Н.Гладкого:
- 9. «Малые проблемы синтетического характера».
- 10. Выделите основные формы международной экономической интеграции в порядке возрастания степени интеграционного процесса:
- 11. Международные экономические отношения включают:
- 12. Наиболее сложная и перспективная система международного разделения труда, определяющая взаимодействие национальных экономик, — это:
- 13. Отметьте основные черты, присущие развитию современного мирового хозяйства:
- Тема 5.3 Мировая валютная система
- 5.3.1 Этапы развития мировой валютной системы
- 5.3.2 Валютные курсы и конвертируемость валют
- 5.3.3 Государственное регулирование валютного курса
- 5.3.4 Платежный баланс
- Практические задания
- 5.Любое платежное средство в иностранной валюте принято называть:
- Список использованной литературы