logo
Электронный учебник

Практические задания

1. Существует поговорка: «В долг не давай и в долги не влезай». Исходя из понимания бизнеса в условиях рыночной экономики, скажите, приняли ли вы бы этот совет или нет и почему?

2. Акционерное общество выпустило 100000 обыкновенных акций и 50000 привилегированных с 5% выплат ежегодно. Совет директоров объявил о распределении в качестве дивидендов 500000 руб. Подсчитайте, сколько из этой суммы получили привилегированные и сколько простые акции.

3. Известно, что «быки» играют на повышение. Иван Иванов думал, что акции корпорации «АБВ», продававшиеся по 50 руб. за штуку, быстро растут в цене. Он дал задание брокеру купить 200 акций «АБВ». Через две недели цена акции достигла 60 р. Иван Иванов распорядился продать акции. Какой доход получил Иван Иванов до выплаты комиссионных брокеру? Если бы цена акции упала к моменту продажи до 35 руб, то сколько бы потерял Иван Иванов?

Тесты

1. Разграничьте субъекты и объекты рынка:

а) покупатели;

б) материальные блага;

в) нематериальные блага;

г) продавцы;

д) государственные организации;

е) капитал;

ж) идеи;

з) изобретатели;

и) негосударственные организации.

2. В современной экономике рынок выполняет функцию:

а) производственную;

б) регулирующую;

в) информационную;

г) социальную;

д) кредитную.

3. Негативные стороны рынка:

а) использование хозяйствующими субъектами научно-технического прогресса;

б) способность удовлетворять постоянно растущее многообразие потребностей;

в) обеспечение социального прогресса общества.

4. Определите черты фирмы в рыночной экономике:

а) дефицит рабочей силы;

б) выплата уравнительной, но фактически не заработанной заработной платы;

в) максимизация прибыли;

г) размытость государственной и частной собственности;

д) жесткая производственная дисциплина.

5. Аукцион — это:

а) форма публичной продажи товаров;

б) объединение продавцов и покупателей в целях выгодной продажи товара;

в) продажа товаров на условиях состязательности между покупателями.

6. Фондовая биржа — это:

а) рынок купли-продажи рабочей силы;

б) рынок ценных бумаг;

в) рынок, на котором заключаются сделки по кредитам;

г) рынок оптовой закупки и продажи товаров.

7. Фьючерс — это:

а) договор о поставке и оплате товара по цене в момент исполнения договора;

б) договор о поставке и оплате товара к определенной дате по цене в момент заключения сделки;

в) договор о поставке товара к определенной дате;

г) договор об оплате товара к определенному сроку по цене в момент заключения договора.

8. К недостаткам привилегированных акций относятся:

а) низкая ликвидность;

б) отсутствие права в управлении акционерным обществом;

в) незащищенность от всех видов рисков;

г) отсутствие дивидендов при неэффективной деятельности акционерного общества.

9. Ордерными ценными бумагами являются:

а) переводные векселя;

б) простые векселя;

в) депозитные сертификаты;

г) чеки;

д) государственные ценные бумаги.

10. Облигация является:

а) долговым обязательством инвестора перед эмитентом;

б) долговым обязательством эмитента перед инвестором;

в) документом, удостоверяющим право собственности инвестора на часть имущества эмитента.

11. Эмитентом государственных ценных бумаг от лица Федерации является:

а) Центральный Банк РФ;

б) Министерство финансов РФ;

в) Правительство РФ.

12. Рынок ценных бумаг с немедленным исполнением сделок в течение 1-2 рабочих дней — это:

а) срочный рынок;

б) первичный рынок;

в) кассовый рынок;

г) вторичный рынок.

13. Человека, который осуществляет посредническую деятельность на бирже по покупке товара от имени клиента, называют:

а) брокером;

б) дилером;

в) биржевиком;

г) банкиром.

14. Маклер — это:

а) штатный работник биржи;

б) постоянный член фондовой биржи;

в) временный работник биржи;

г) играет за счет клиента;

д) играет в свою пользу и за свой счет.

15. Функция, которую не может выполнять цена в условиях рыночной экономики:

а) стимулирование научно-технического прогресса;

б) информирование производителей о нехватке определенного товара;

в) сокращение степени дифференциации семей по уровню получаемых доходов;

г) регулирование распределения ресурсов по отраслям в соответствии с объемом и структурой потребностей в обществе.

16. Аукцион, в котором ставки снижаются сверху вниз до тех пор, пока товар не будет полностью продан за минимально доступную цену — это:

а) английский аукцион;

б) голландский аукцион;

в) закрытый аукцион.

Глава 3. МИКРОЭКОНОМИКА

Тема 3.1 Спрос и предложение. Рыночное равновесие

3.1.1. Спрос в рыночной экономике

Спрос и предложение являются основополагающими характеристиками любой рыночной системы, а их соотношение — ключевой проблемой рынка. Поэтому анализ индивидуального рынка необходимо начинать с определения и анализа спроса и предложения.

Спрос — это экономическая категория, которая выражает отношение между ценой товара и другими факторами, с одной стороны, и его количеством, которое покупатели (потребители) желают и в состоянии купить, с другой стороны. Именно «желание купить» отличает спрос от простого «хотенья» заполучить то или иное благо, чем оно ни диктовалось — настоятельной необходимостью удовлетворить жизненно важную потребность или требованиями комфорта, стремлением выглядеть не хуже других или перещеголять соседа. Наличие спроса на какой-либо товар предполагает чье-то согласие уплатить за него определенную цену, а значит и согласие пожертвовать «в обмен» на покупку данного товара покупкой некоторого количества других товаров и услуг на ту же сумму.

Объем (величина) спроса — это точное количество товара, которое может быть куплено по некоторой конкретной цене при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос. Иными словами, объем спроса — это количественное выражение конкретного состояния спроса индивидуального покупателя, исходя из его собственных условий, определяющих его поведение на рынке. Таким образом, спрос и объем (величина) спроса — это различные, разнородные понятия.

Цена спроса — это максимальная цена, которую покупатели согласны уплатить при покупке данного товара. Цена спроса не тождественна рыночной цене, поскольку каждый отдельный покупатель самостоятельно определяет свою цену спроса, исходя из своих условий, прежде всего, своего дохода, а затем принимает решение о том, согласиться или не согласиться с имеющейся в данный момент рыночной ценой.

Взаимозависимость между ценой и величиной спроса выражает закон спроса, который показывает обратную зависимость между ценой товара и объемом спроса, т.е. чем ниже цена товара, тем больше его количество, которое покупатели хотят и могут приобрести при прочих равных условиях и наоборот. Закон спроса согласуется с предпосылкой о поведении индивида, в соответствии с которой потребители стремятся максимизировать свой выигрыш, получаемый при покупке товаров на рынке. Поэтому в основе закона спроса лежит, во-первых, психология покупателя, склонного покупать большие объемы товара по более низкой цене, чем по более высокой, и, во-вторых, процесс потребления индивида подчиняется закону убывающей предельной полезности, в соответствии с которым последующие единицы конкретного товара приносят все меньшее удовлетворение. Этот закон в общем виде является гипотезой, подтвержденной многочисленными действительными фактами, отражающими субъективное поведение покупателей.

Более конкретно действие закона спроса можно выразить тремя способами:

        1. Табличная форма выражения закона спроса. Таблица спроса показывает определенную величину спроса, которая точно соответствует данному уровню цены товара, а также динамику изменения этих показателей.

        2. Графическая форма выражения закона спроса. На основе конкретных данных, представленных в таблице, и в соответствии с правилами математики строится кривая спроса, которая отражает обратно пропорциональную зависимость между ценой товара () и величиной спроса (). При построении графиков спроса и предложения в экономической теории расположение применяемых показателей на осях координат не соответствует правилам, применяемым в математике. На оси абсцисс откладываются величины спроса, которые представляют собой зависимую переменную, а на оси ординат — показатели цены, т.е. независимой переменной. Такое условие сложилось исторически и экономисты договорились его не изменять (рисунок 11).

Рисунок 11 — Кривая спроса

Поскольку кривая спроса показывает обратно пропорциональную зависимость между величиной спроса и ценой товара, т.е. положительному приращению аргумента (цена) соответствует отрицательное изменение функции (величина спроса), то данная кривая является понижающейся, т.е. имеет отрицательный угол наклона. Линия графика спроса может иметь самые различные конфигурации (прямая, вогнутая, выпуклая, ломаная) в зависимости от сочетания конкретных условий, влияющих на спрос, но общим свойством любого графика спроса является его отрицательный угол наклона.

3. Алгебраическая (аналитическая) форма. Функциональная зависимость в данной форме выражается формулой (функцией): , т.е. величина спроса () является функцией цены (). Алгебраическая форма позволяет выразить функцию спроса (функциональный спрос) в зависимости от многих факторов, в отличие от таблицы и графика спроса, которые показывают однофакторную зависимость.

Функции спроса могут быть различными, но в расчетах чаще всего используется простая формула (уравнение) спроса, которая выражает линейную зависимость величины (объема) спроса от цены данного товара:

где: — величина спроса,

— цена данного товара,

—координата точки, в которой график спроса пересекается с осью зависимой переменной, .

—показатель отрицательного угла наклона графика спроса.

При характеристике динамики спроса необходимо различать:

а) изменения величины (объема) спроса (рисунок 11);

в) изменения в спросе (спроса как такового) (рисунок 11).

Первое изменение зависит только от изменения цены данного товара, а все остальные факторы, влияющие на спрос, принимаются неизменными, т.е. применяется принцип «при прочих равных условиях». Но в реальной действительности рынка спрос зависит не только от цены данного товара, но и от многих других факторов (детерминантов) изменения спроса, а именно:

1. число покупателей (потребителей) на рынке.

2. денежные доходы покупателей.

3. вкусы (предпочтения) потребителей.

4. цены на другие товары (либо товары — заменители, либо дополняющие товары).

5. потребительские ожидания относительно возможных изменений дохода и цен товаров.

Рисунок 12 — Изменение в спросе

Поэтому возникает полная (сложная) функция зависимости спроса от различных факторов: . Таким образом, функция спроса — это алгебраическая форма взаимосвязи между желанием потребителя иметь тот или иной товар (спросом на товар) и определяющими его факторами.

При изменении величины спроса происходит передвижение точки на постоянной кривой спроса, т.е. переход от одной комбинации «цена — количество товара» к другой комбинации этих показателей. Уравнение функции спроса при этом не изменяется.

При изменении спроса как такового происходит перемещение всего графика спроса либо вправо (спрос увеличивается), либо влево (спрос уменьшается), т.е. изменяется само уравнение функции спроса. При этом цена товара может также изменяться, либо оставаться неизменной.

Одновременное и разнообразное изменение и величины спроса и в спросе приводит к многочисленным вариантам и комбинациям «цена — количество продукта», что и является отражением реального функционирования рынка.

Все вышеуказанные условия и показатели, прежде всего, отражают поведение отдельного, индивидуального покупателя на рынке. Но данное утверждение представляется как значительная абстракция, поскольку на любом рынке присутствует много покупателей и это, безусловно, усложняет и изменяет показатели рыночного спроса. Для графического отображения функции рыночного спроса от цены данного товара необходимо просуммировать все индивидуальные кривые спроса по горизонтали, или, иначе говоря, суммировать все индивидуальные объемы спроса при каждом возможном уровне цены. Поскольку индивидуальные функции отдельных покупателей различаются в зависимости от конкретных факторов, влияющих на их спрос, то совокупный график рыночного спроса приобретает значительно более сложную конфигурацию по сравнению с графиками индивидуального спроса. При линейной зависимости величины спроса от цены график рыночного спроса приобретает форму ломаной линии, число отрезков которой соответствует числу участников (покупателей).

Все вышеуказанные изменения спроса под влиянием ценовых и неценовых детерминантов, выражающихся в функциональной, строгой количественной взаимосвязи относятся к понятию «функциональный спрос». В то же время могут возникать вариации действия закона спроса, которые вызваны индивидуальным поведением покупателей, либо социальными условиями, в которых они находятся. Это приводит к появлению различных видов нефункционального спроса — социального, спекулятивного (ажиотажного), нерационального.

Социальный спрос чаще всего возникает в результате следующих эффектов (парадоксов):

  1. Парадокс Гиффена. Английский экономист Р. Гиффен (1837 — 1910) обратил внимание на то, что в Ирландии в середине 19 века объем спроса на картофель, цена которого выросла, существенно увеличился. Дело в том, что картофель представлял основной продукт питания ирландских бедняков. Повышение его цены вынудило их сократить потребление других, более дорогих и качественных продуктов. Поскольку все же картофель оставался сравнительно наиболее дешевым продуктом, объем спроса на него вырос. Поэтому возникает парадокс — «чем дороже становился продукт, тем больше его покупали». Когда же цена на этот продукт снижается, то потребители начинают снова покупать другие продукты, и спрос на первый продукт снижается. Таким образом, парадокс Гиффена определяется несколькими условиями: во-первых, товар, на который цена растет, должен принадлежать к числу предметов первой необходимости; во-вторых, уровень доходов покупателей должен быть таким низким, чтобы изменение цены на этот товар оказывало очень сильное влияние на их покупательную способность; в-третьих, бедные слои населения живут в условиях рыночной экономики и не имеют дополнительных источников средств к существованию. Подобная модификация закона спроса имеет место, преимущественно в слаборазвитых странах либо в условиях значительной трансформации экономической системы, что имело место в 90-е годы в России.

  2. Эффект Веблена. Т. Веблен (1857 — 1929) — американский социолог и экономист. Этот эффект связан с престижным спросом, который показывает высокий социальный статус покупателей, их положение в обществе. Такую функцию могут выполнять лишь товары, доступ к которым для широких масс населения ограничен. Обычно таким ограничителем является высокая цена, поэтому престижный спрос обычно ассоциируется со спросом на дорогие товары. Отсюда делается вывод, что повышение цен таких товаров ведет к росту спроса за счет увеличения объема престижного спроса.

  3. Эффект присоединения к большинству— этот эффект имеет место при совпадении увеличения спроса на товар и возникновении моды на него. В данном случае потребитель, следуя общепринятым нормам, покупает тот же самый товар, который покупают другие люди, даже по более высокой цене.

  4. Эффект сноба(«сноб» — человек, считающий себя носителем изысканных вкусов; в просторечии — «задавака»). Этот эффект по своей сути является противоположным эффекту подражания, т.е. человек проявлет желание потреблять больше тех товаров (при данной или даже по более высокой цене), которых прочие люди потребляют меньше и наоборот. В этом проявляется стремление быть индивидуальными, отличными от толпы.

  5. «Цена — показатель качества товара». Потребитель, особенно конечный, зачастую не может квалифицированно судить о качестве предлагаемого ему товара. В этом случае он склонен принимать цену этого товара за своеобразный показатель его качества, полагая, что высокая цена свидетельствует о высоком качестве товара и наоборот. Факты такого рода приводятся в качестве примера модификации закона спроса.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4