1.6 Экономическое учение марксизма
В середине — последней трети XIX века возникает марксизм, основатели — Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Главное произведение К. Маркса «Капитал» (I том вышел 1867 году при жизни Маркса, II и III тома были подготовлены Энгельсом после смерти Маркса в 1885 и 1894 гг.). Марксизм нельзя назвать чисто экономическим учением. Это, скорее, поставленный на политическую почву экономический анализ.
Прежде всего, марксизму был свойственен историко-логический подход исследования, то есть изучалось не стационарное состояние общества, а его развитие, эволюция. Поэтому придавалось исключительное значение источникам этого развития. С использованием методов материалистической диалектики К. Марксомбыли разработаны собственное учение о производительных силах и производственных отношениях, а также формационный подход к периодизации экономической истории.
Каждая социально-экономическая формация (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая) по К. Марксу состоит из базиса и надстройки. Базис представляет собой некое взаимодействие производительных сил и производственных отношений. Производительные силы включают рабочую силу (личный фактор) и средства производства: средства труда и предметы труда (вещественный фактор). Производственные отношения К. Маркс трактовал широко, как отношения между классами в сферах производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ. В основе производственных отношений у Маркса лежат отношения собственности. Причем речь идет о собственности на основные для данной формации средства производства. Например, для феодализма главной, образующей формацию, считается собственность на землю — основное средство производство в аграрном обществе, а для капитализма — собственность на машины, станки, оборудование и капитал в целом в различных его формах. Надстройка в формации Маркса включает политические, правовые и прочие отношения и институты, и в общем соответствует базису.
Как же происходит социально-экономическое развитие, то есть переход от одной формации к другой? К. Марксдает свой оригинальный ответ на этот вопрос. Производительные силы развиваются более динамично, производственные отношения медленно эволюционируют, и рано или поздно возникает их несоответствие уровню и характеру развития производительных сил. Социальный конфликт приводит к смене производственных отношений и всех надстроечных отношений в обществе (политических, правовых и пр.). Происходит переход к новой социально-экономической формации.
Историко-логический подход К. Марксаимел много общего с методологией исторической школы в Германии и учением Ф. Листа. Правда, Лист понимал производительные силы более широко, включая в них и то, что у Маркса относится к надстройке (например, институт семьи) или вообще находится за пределами социально-экономической формации (систему мер и весов, почту и т.п.). В интерпретацииК. Марксатеория производительных сил предстала в более идеологизированном, политизированном виде.
Основными теориями марксизма, получившими развитие в “Капитале”, являются: доведенная до своего логического завершения и сильно идеологизированная трудовая теория стоимости, учение о двойственном характере труда, учение о прибавочной стоимости, учение об эксплуатации, учение о классовой борьбе, учение о капитале как отношении, учение о дифференциальной и абсолютной ренте.
Стоимость товара () в теорииК. Марксаопределяется по формуле:, гдепостоянный капитал, то есть стоимость израсходованных средств производства,— переменный капитал, то есть стоимость рабочей силы,— прибавочная стоимость. Труд имеет двойственный характер: существует конкретная и абстрактная сторона труда. Конкретный труд определяется применением в процессе производства профессиональных навыков рабочего, а абстрактный труд связан с интенсивностью и продолжительностью рабочего времени. В стоимости товара:— старая стоимость, переносится на создаваемый продукт конкретным трудом рабочего;— новая стоимость, создается абстрактным трудом рабочего.
Стоимость рабочей силы () по К. Марксу определяется стоимостью ее воспроизводства, то есть стоимостью средств существования рабочего и членов и его семьи. Между тем, рабочий создает большую стоимость, нежели стоимость его рабочей силы. Этот избыток, прибавочная стоимость (), присваивается капиталистом. Норма прибавочной стоимости (“степень эксплуатации”) в теории Маркса определяется по формуле: . Она показывает, какую часть рабочего времени рабочий работает на себя, а какую — на капиталиста. Существуют два способа увеличения нормы прибавочной стоимости — за счет абсолютного удлинения рабочего дня и за счет относительного удлинения рабочего дня (увеличения интенсивности или производительности труда).
Заметим, что многое в учении К. Марксабыло позаимствовано у классиков, А. Смита и Д. Риккардо, однако, было поставлено на единый фундамент — трудовую теорию стоимости и получило соответствующую политическую интерпретацию.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Брянск, бгита, 2009
- Содержание
- Глава 1. Становление и развитие экономической теории как науки 9
- Глава 2. Общие основы экономической теории 72
- Глава 5. Мировая экономика 483
- Глава 1. Становление и развитие экономической теории как науки
- 1.1 Экономическая мысль в древних цивилизациях
- 1.2 Экономическая мысль в средние века
- 1.3 Экономическая система меркантилизма
- 1.4 Классическое направление экономической мысли
- 1.5 Экономическая мысль после а. Смита и д. Риккардо: развитие и критика учения
- 1.6 Экономическое учение марксизма
- 1. 7 Неоклассическое направление экономической мысли
- 1.8 Экономическое учение Дж.М. Кейнса
- 1.9 Неоклассическое возрождение. Монетаризм, школа «экономики предложения», теория рациональных ожиданий
- 1.10 Институционализм
- 1.11 Российская экономическая мысль
- 88. Применение методов экономического анализа для объяснения поведения человека в разных сферах общественной жизни (семье, правовых отношениях и пр.) получило название…
- 2.1.2 Предмет и основные методы изучения экономической теории
- Практические задания
- 1. Определите, какое из следующих утверждений является позитивным, какое нормативным:
- 2. Определите, какое из утверждений следует отнести к макроэкономике, какое — к микроэкономике:
- 3. В каком случае речь идет о проблемах микроэкономики, в каком — макроэкономики:
- 4. Определите, какие из утверждений следует отнести к позитивным, а какие — к нормативным:
- 2.2.2 Граница производственных возможностей и ее модификации
- Практические задания
- 2.3.2 Типы, формы и виды собственности
- 2.3.3 Сущность и формы предпринимательства
- Практические задания
- 2.4.2.Причины возникновения и условия развития рынка
- 2.4.3.Структура и инфраструктура рынка
- Практические задания
- 3.1.2.Предложение в рыночной экономике
- 3.1.3.Рыночное равновесие
- Практические задания
- 1. Какое влияние окажут следующие события на спрос на продукт в:
- 2. Какое влияние окажут следующие события на предложение продукта в:
- 3. Как повлияет каждое из перечисленных ниже изменений спроса и (или) предложения на равновесную цену и равновесное количество на конкурентном рынке:
- 7. Объясните, какие события вызвали сдвиг кривой спроса.
- 3.2.2.Эластичность спроса
- 3.2.3.Эластичность предложения
- 3.2.4.Практическое значение показателей эластичности
- Практические задания
- 1. По данным таблицы определите:
- 5. Каким образом изменения цены повлияют на общую выручку — увеличится, сократится, останется неизменной?
- 3.3.2 Кривые безразличия
- 3.3.3 Бюджетная линия и ее модификации
- 3.3.4 Модель потребительского поведения
- Практические задания
- 3.4.2 Издержки производства в краткосрочном периоде
- 3.4.3 Особенности издержек производства в долгосрочном периоде
- 3.4.4 Производственная функция
- Практические задания
- 3.5.2 Основные принципы анализа деятельности фирмы
- 3.5.3 Условия максимизации прибыли и минимизации убытков фирмы
- Практические задания
- Тема 3.6 Фирма в условиях чистой монополии
- 3.6.1 Основные признаки модели рынка «чистая монополия»
- 3.6.2 Определение объема производства и цены в условиях монополии
- 3.6.3 Экономические последствия деятельности монополии
- Практические задания
- 3.7.2 Олигополия
- 3.7.3 Другие формы несовершенной конкуренции
- Практические задания
- 3.8.2.Особенности рынка труда
- 3.8.3.Формы доходов и их распределение в рыночной экономике
- Практические задания
- 4.1.2 Макроэкономическая теория и макроэкономическая политика
- 4.1.3. Взаимосвязь между основными индикаторами системы национальных счетов
- 4.1.4 Экономический рост и циклическое развитие
- Фазы промышленного цикла
- Особенности экономических циклов
- Практические занятия
- 1. Какие из данных методов исследования относятся к специфическим, использованным макроэкономикой:
- 2. Какой из способов исчисления ввп определяется как сумма государственного и частного потребления, государственных и частных инвестиций, изменений всех видов запасов и чистого экспорта:
- 3. Ввп отличается от внп тем, что:
- 4. Дефлятор внп рассчитывается как отношение:
- 4.2.2 Совокупное предложение
- 4.2.3Кейнсианская функция потребления и сбережения. Мультипликатор.
- 4.2.4 Функция инвестиционного спроса. Модель акселератора
- 4.2.5.Макроэкономическое равновесие
- 1. Классическая модель макроэкономического равновесия
- 2. Кейнсианский подход к макроэкономическому равновесию
- Практические задания
- 4.3.2 Занятость и безработица: понятие и показатели
- 4.3.3.Социально-экономические последствия безработицы. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филипса
- 4.3.4 Социальная политика и социальная защита населения
- Практические занятия
- 6. Что из перечисленного ниже может сократить размеры структурной безработицы:
- 4.4.2 Виды инфляции и механизм их действия
- 4.4.3 Социально-экономические последствия инфляции
- 4.4.4 Варианты антиинфляционной политики
- Практические занятия
- 4.5.2 Денежная масса. Предложение и спрос на деньги
- Авуары — денежные средства или ценные бумаги, а также золото, переводы и аккредитивы, являющиеся источником платежей и погашения обязательств их владельцев.
- 4.5.3 Теоретические модели спроса на деньги
- 4.5.4 Модель денежного рынка. Равновесие на денежном рынке
- 4.5.5 Модель “is–lm”
- Практические задания
- 4.6.2 Кредит, его функции и формы
- 4.6.3 Денежный мультипликатор
- 4.6.4 Основы денежно-кредитного регулирования
- 4.6.5 Основные инструменты денежно-кредитной политики
- 3. Операции на открытом рынке.
- Практические задания
- 4.7.2 Инструменты рынка ценных бумаг
- 4.7.3 Организация, обращение и регулирование рынка бумаг
- Практические задания
- 4.8.2 Финансовая система и ее субъекты
- 4.8.3 Теоретические концепции государственных финансов и их эволюция
- 6. Продавцами финансовых ресурсов выступают:
- 4.9.2 Структура расходов государственного бюджета рф
- 4.9.3. Бюджетный дефицит и государственный долг
- 4.9.4. Государственный бюджет как инструмент финансового регулирования экономики
- Практические задания
- 4.10.2. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос
- 4.10.3. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупное предложение
- 4.10.4. Достоинства и недостатки фискальной политики
- Практические задания
- Глава 5. Мировая экономика Тема 5.1 Теории международной торговли
- 5.1.1 Теория сравнительного преимущества
- 5.1.2 Неоклассические теории
- 5.1.3 Теория Хекшера-Олина
- 5.1.4 Парадокс Леонтьева
- 5.1.5 Альтернативные теории международной торговли
- Практические задания
- 5.2.2 Структура мирового рынка
- 5.2.3 Конкурентная борьба на мировом рынке
- 5.2.4 Государственное регулирование мировой торговли
- 8. Установите соответствие и распределите глобальные проблемы по группам в соответствии с классификацией ю.Н.Гладкого:
- 9. «Малые проблемы синтетического характера».
- 10. Выделите основные формы международной экономической интеграции в порядке возрастания степени интеграционного процесса:
- 11. Международные экономические отношения включают:
- 12. Наиболее сложная и перспективная система международного разделения труда, определяющая взаимодействие национальных экономик, — это:
- 13. Отметьте основные черты, присущие развитию современного мирового хозяйства:
- Тема 5.3 Мировая валютная система
- 5.3.1 Этапы развития мировой валютной системы
- 5.3.2 Валютные курсы и конвертируемость валют
- 5.3.3 Государственное регулирование валютного курса
- 5.3.4 Платежный баланс
- Практические задания
- 5.Любое платежное средство в иностранной валюте принято называть:
- Список использованной литературы