4.5.3 Теоретические модели спроса на деньги
Спрос на деньги и количественная теория
Современная трактовка количественной теории основана на понятии скорости обращения денег в движении доходов, которая определяется как:
Рисунок100— Кривая спроса на деньги
где: V-скорость обращения денег;
Р — абсолютный уровень цен;
Y — реальный объем производства;
М — количество денег в обращении.
Если преобразовать формулу этого уравнения:
мы увидим, что количество денег, находящихся в обращении, равно отношению номинального дохода к скорости обращения денег. Если заменить М в левой части уравнения на параметр Dm— величину спроса на деньги, то получим
Из этого уравнения следует, что величина спроса на деньги зависит от следующих факторов:
— от абсолютного уровня цен. При прочих равных условиях, чем выше уровень цен, тем выше спрос на деньги, и наоборот;
— от уровня реального объема производства. По мере его роста повышаются реальные доходы населения, а значит, людям потребуется больше денег, так как наличие более высоких реальных доходов подразумевает и рост объема сделок;
— от скорости обращения денег. Соответственно все факторы, влияющие на скорость обращения денег, будут влиять и на спрос на деньги.
Спрос на деньги в кейнсианской модели
Дж.М.Кейнс рассматривал деньги как один из типов богатства и считал, что та часть активов, которую население и фирмы желают хранить в форме денег, зависит от того, насколько высоко они ценят свойство ликвидности. Деньги являются абсолютно ликвидными активами. Дж. Кейнс назвал свою теорию спроса на деньги теорией предпочтения ликвидности.
Как считал Дж.Кейнс, три причины побуждают людей хранить часть их богатств в форме денег:
1) использование денег в качестве средств платежа (трансакционный мотив хранения денег);
2) обеспечение в будущем возможности распоряжаться определенной частью своих ресурсов в форме наличных денег (мотив предосторожности);
3) спекулятивный мотив — мотив хранения денег, возникающий из желания избежать потерь капитала, вызываемых хранением активов в форме облигаций в периоды ожидаемого повышения норм ссудного процента.
Именно этот мотив формирует обратную связь между величиной спроса на деньги и нормой процента.
Современная теория спроса на деньги
Современная теория спроса на деньги отличается от теоретической модели Дж. Кейнса следующими особенностями:
1) рассматривает более широкий диапазон активов, помимо беспроцентного хранения денег и долгосрочных облигаций. Вкладчики могут обладать портфелями как с приносящими процент формами денег, так и с беспроцентными формами денег. Помимо этого они должны обладать иными видами ликвидных активов: средства на сберегательных и срочных счетах, краткосрочные ценные бумаги, облигации и акции корпораций и т. п.;
2) отвергает разделение спроса на деньги на основании трансакционных, спекулятивных мотивов и мотива предосторожности. Процентная ставка влияет как спрос на деньги, но лишь вследствие того, что норма процента представляет собой альтернативную стоимость хранения денег;
3) рассматривает богатство как основной фактор спроса на деньги;
4) включает и другие условия, влияющие на желание населения и фирм предпочесть ликвидный актив, например, изменения в ожиданиях: при пессимистическом прогнозе на будущую конъюнктуру величина спроса на деньги будет расти, при оптимистическом прогнозе спрос на деньги упадет;
5) учитывает наличие инфляции и четко разграничивает такие понятия, как реальный и номинальный доход, реальную и номинальную ставку процента, реальные и номинальные величины денежной массы.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Брянск, бгита, 2009
- Содержание
- Глава 1. Становление и развитие экономической теории как науки 9
- Глава 2. Общие основы экономической теории 72
- Глава 5. Мировая экономика 483
- Глава 1. Становление и развитие экономической теории как науки
- 1.1 Экономическая мысль в древних цивилизациях
- 1.2 Экономическая мысль в средние века
- 1.3 Экономическая система меркантилизма
- 1.4 Классическое направление экономической мысли
- 1.5 Экономическая мысль после а. Смита и д. Риккардо: развитие и критика учения
- 1.6 Экономическое учение марксизма
- 1. 7 Неоклассическое направление экономической мысли
- 1.8 Экономическое учение Дж.М. Кейнса
- 1.9 Неоклассическое возрождение. Монетаризм, школа «экономики предложения», теория рациональных ожиданий
- 1.10 Институционализм
- 1.11 Российская экономическая мысль
- 88. Применение методов экономического анализа для объяснения поведения человека в разных сферах общественной жизни (семье, правовых отношениях и пр.) получило название…
- 2.1.2 Предмет и основные методы изучения экономической теории
- Практические задания
- 1. Определите, какое из следующих утверждений является позитивным, какое нормативным:
- 2. Определите, какое из утверждений следует отнести к макроэкономике, какое — к микроэкономике:
- 3. В каком случае речь идет о проблемах микроэкономики, в каком — макроэкономики:
- 4. Определите, какие из утверждений следует отнести к позитивным, а какие — к нормативным:
- 2.2.2 Граница производственных возможностей и ее модификации
- Практические задания
- 2.3.2 Типы, формы и виды собственности
- 2.3.3 Сущность и формы предпринимательства
- Практические задания
- 2.4.2.Причины возникновения и условия развития рынка
- 2.4.3.Структура и инфраструктура рынка
- Практические задания
- 3.1.2.Предложение в рыночной экономике
- 3.1.3.Рыночное равновесие
- Практические задания
- 1. Какое влияние окажут следующие события на спрос на продукт в:
- 2. Какое влияние окажут следующие события на предложение продукта в:
- 3. Как повлияет каждое из перечисленных ниже изменений спроса и (или) предложения на равновесную цену и равновесное количество на конкурентном рынке:
- 7. Объясните, какие события вызвали сдвиг кривой спроса.
- 3.2.2.Эластичность спроса
- 3.2.3.Эластичность предложения
- 3.2.4.Практическое значение показателей эластичности
- Практические задания
- 1. По данным таблицы определите:
- 5. Каким образом изменения цены повлияют на общую выручку — увеличится, сократится, останется неизменной?
- 3.3.2 Кривые безразличия
- 3.3.3 Бюджетная линия и ее модификации
- 3.3.4 Модель потребительского поведения
- Практические задания
- 3.4.2 Издержки производства в краткосрочном периоде
- 3.4.3 Особенности издержек производства в долгосрочном периоде
- 3.4.4 Производственная функция
- Практические задания
- 3.5.2 Основные принципы анализа деятельности фирмы
- 3.5.3 Условия максимизации прибыли и минимизации убытков фирмы
- Практические задания
- Тема 3.6 Фирма в условиях чистой монополии
- 3.6.1 Основные признаки модели рынка «чистая монополия»
- 3.6.2 Определение объема производства и цены в условиях монополии
- 3.6.3 Экономические последствия деятельности монополии
- Практические задания
- 3.7.2 Олигополия
- 3.7.3 Другие формы несовершенной конкуренции
- Практические задания
- 3.8.2.Особенности рынка труда
- 3.8.3.Формы доходов и их распределение в рыночной экономике
- Практические задания
- 4.1.2 Макроэкономическая теория и макроэкономическая политика
- 4.1.3. Взаимосвязь между основными индикаторами системы национальных счетов
- 4.1.4 Экономический рост и циклическое развитие
- Фазы промышленного цикла
- Особенности экономических циклов
- Практические занятия
- 1. Какие из данных методов исследования относятся к специфическим, использованным макроэкономикой:
- 2. Какой из способов исчисления ввп определяется как сумма государственного и частного потребления, государственных и частных инвестиций, изменений всех видов запасов и чистого экспорта:
- 3. Ввп отличается от внп тем, что:
- 4. Дефлятор внп рассчитывается как отношение:
- 4.2.2 Совокупное предложение
- 4.2.3Кейнсианская функция потребления и сбережения. Мультипликатор.
- 4.2.4 Функция инвестиционного спроса. Модель акселератора
- 4.2.5.Макроэкономическое равновесие
- 1. Классическая модель макроэкономического равновесия
- 2. Кейнсианский подход к макроэкономическому равновесию
- Практические задания
- 4.3.2 Занятость и безработица: понятие и показатели
- 4.3.3.Социально-экономические последствия безработицы. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филипса
- 4.3.4 Социальная политика и социальная защита населения
- Практические занятия
- 6. Что из перечисленного ниже может сократить размеры структурной безработицы:
- 4.4.2 Виды инфляции и механизм их действия
- 4.4.3 Социально-экономические последствия инфляции
- 4.4.4 Варианты антиинфляционной политики
- Практические занятия
- 4.5.2 Денежная масса. Предложение и спрос на деньги
- Авуары — денежные средства или ценные бумаги, а также золото, переводы и аккредитивы, являющиеся источником платежей и погашения обязательств их владельцев.
- 4.5.3 Теоретические модели спроса на деньги
- 4.5.4 Модель денежного рынка. Равновесие на денежном рынке
- 4.5.5 Модель “is–lm”
- Практические задания
- 4.6.2 Кредит, его функции и формы
- 4.6.3 Денежный мультипликатор
- 4.6.4 Основы денежно-кредитного регулирования
- 4.6.5 Основные инструменты денежно-кредитной политики
- 3. Операции на открытом рынке.
- Практические задания
- 4.7.2 Инструменты рынка ценных бумаг
- 4.7.3 Организация, обращение и регулирование рынка бумаг
- Практические задания
- 4.8.2 Финансовая система и ее субъекты
- 4.8.3 Теоретические концепции государственных финансов и их эволюция
- 6. Продавцами финансовых ресурсов выступают:
- 4.9.2 Структура расходов государственного бюджета рф
- 4.9.3. Бюджетный дефицит и государственный долг
- 4.9.4. Государственный бюджет как инструмент финансового регулирования экономики
- Практические задания
- 4.10.2. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос
- 4.10.3. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупное предложение
- 4.10.4. Достоинства и недостатки фискальной политики
- Практические задания
- Глава 5. Мировая экономика Тема 5.1 Теории международной торговли
- 5.1.1 Теория сравнительного преимущества
- 5.1.2 Неоклассические теории
- 5.1.3 Теория Хекшера-Олина
- 5.1.4 Парадокс Леонтьева
- 5.1.5 Альтернативные теории международной торговли
- Практические задания
- 5.2.2 Структура мирового рынка
- 5.2.3 Конкурентная борьба на мировом рынке
- 5.2.4 Государственное регулирование мировой торговли
- 8. Установите соответствие и распределите глобальные проблемы по группам в соответствии с классификацией ю.Н.Гладкого:
- 9. «Малые проблемы синтетического характера».
- 10. Выделите основные формы международной экономической интеграции в порядке возрастания степени интеграционного процесса:
- 11. Международные экономические отношения включают:
- 12. Наиболее сложная и перспективная система международного разделения труда, определяющая взаимодействие национальных экономик, — это:
- 13. Отметьте основные черты, присущие развитию современного мирового хозяйства:
- Тема 5.3 Мировая валютная система
- 5.3.1 Этапы развития мировой валютной системы
- 5.3.2 Валютные курсы и конвертируемость валют
- 5.3.3 Государственное регулирование валютного курса
- 5.3.4 Платежный баланс
- Практические задания
- 5.Любое платежное средство в иностранной валюте принято называть:
- Список использованной литературы