5.1.5 Альтернативные теории международной торговли
В последние десятилетия XX века в направлениях и структуре международной торговли происходят существенные сдвиги, которые не всегда объясняются классической теорией МТ. Среди таких качественных сдвигов следует отметить превращение НТП в доминирующий фактор в международной торговлt, возрастающий удельный вес встречных поставок сходных промышленных товаров. Возникла необходимость учесть это влияние в теориях международной торговли.
Теория жизненного цикла продукта. В середине 60-х гг. XX века американский экономист Р. Вернон выдвинул теорию жизненного цикла продукта, в которой попытался объяснить развитие мировой торговли готовыми изделиями на основе этапов их жизни. Этап жизни — это период времени, в течение которого продукт обладает жизнеспособностью на рынке и обеспечивает достижение целей продавца.
Цикл жизни продукта охватывает 4 стадии:
1. Внедрение. На этой стадии происходит разработка нового продукта в ответ на возникшую потребность внутри страны. Производство носит мелкосерийный характер, требует высокой квалификации рабочих и концентрируется в стране нововведения. Производитель занимает почти монопольное положение. Лишь небольшая часть продукта поступает на внешний рынок.
2. Рост. Спрос на продукт растет, его производство расширяется и распространяется на др. развитые страны. Продукт становится стандартизованным. Увеличивается конкуренция, расширяется экспорт.
3. Зрелость. Для этой стадии характерно крупносерийное производство, в конкурентной борьбе преобладает ценовой фактор. Страна нововведения уже не имеет конкурентных преимуществ. Начинается перемещение производства в развивающиеся страны, где дешевле рабочая сила.
4. Упадок. В развитых странах сокращается производство, рынки сбыта концентрируются в развивающихся странах. Страна нововведения становится чистым импортером.
Теория эффекта масштаба. В начале 80-х гг. XX века П. Крюгман и К. Ланкастер предложили альтернативное объяснение международной торговле, основанное на эффекте масштаба. Суть эффекта заключается в том, что при определенной технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции, т.е. возникает экономия, обусловленная массовым производством.
Согласно этой теории, многие страны обеспечены основными факторами производства в сходных пропорциях, и поэтому им будет выгодно торговать между собой при специализации в отраслях, которые характеризуются наличием эффекта массового производства. Специализация позволяет расширить объемы производства, снизить издержки, цену. Для того, чтобы эффект масштаба был реализован, необходим емкий рынок, т.е. мировой.
Модель технологического разрыва. Сторонники неотехнологического направления структуру международной торговли пытались объяснить технологическими факторами. Основные преимущества связаны с монопольной позицией фирмы-новатора. Новая оптимальная стратегия для фирм: выпускать не то, что относительно дешевле, а то, что необходимо всем, но что пока никто выпускать не может. Как только эту технологию смогут освоить другие — производить что-то новое.
Изменилось и отношение к государству. Согласно модели Хекшера-Олина, задача государства — не мешать фирмам. Экономисты неотехнологического направления считают, что государство должно поддерживать производство высокотехнологичных экспортных товаров и не мешать свертыванию устаревших производств.
Наиболее популярной моделью является модель технологического разрыва. Основы ее были заложены в 1961 г. в работе английского экономиста М. Познера. Позже модель разрабатывалась в работах Р. Вернона, Р. Финдли, Э. Мэнсфилда.
Торговля между странами может быть вызвана технологическими изменениями, возникающими в какой-то одной отрасли в одной из торгующих стран. Эта страна приобретает сравнительные преимущества: новая технология позволяет производить товары с низкими издержками. Если же создан новый продукт, то фирма-новатор в течение определенного времени обладает квази-монополией, т.е. получает дополнительную прибыль.
В результате технических новшеств образовался технологический разрыв между странами. Этот разрыв будет постепенно преодолеваться, т.к. другие страны начнут копировать нововведение страны-новатора. Познер для объяснения постоянно существующей международной торговли вводит понятие «потока нововведений», со временем возникающего в разных отраслях и разных странах.
Обе торгующие страны выигрывают от нововведения. По мере распространения новой технологии менее развитая страна продолжает выигрывать, а более развитая страна теряет свои преимущества. Таким образом, международная торговля существует даже при одинаковой наделенности стран факторами производства.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Брянск, бгита, 2009
- Содержание
- Глава 1. Становление и развитие экономической теории как науки 9
- Глава 2. Общие основы экономической теории 72
- Глава 5. Мировая экономика 483
- Глава 1. Становление и развитие экономической теории как науки
- 1.1 Экономическая мысль в древних цивилизациях
- 1.2 Экономическая мысль в средние века
- 1.3 Экономическая система меркантилизма
- 1.4 Классическое направление экономической мысли
- 1.5 Экономическая мысль после а. Смита и д. Риккардо: развитие и критика учения
- 1.6 Экономическое учение марксизма
- 1. 7 Неоклассическое направление экономической мысли
- 1.8 Экономическое учение Дж.М. Кейнса
- 1.9 Неоклассическое возрождение. Монетаризм, школа «экономики предложения», теория рациональных ожиданий
- 1.10 Институционализм
- 1.11 Российская экономическая мысль
- 88. Применение методов экономического анализа для объяснения поведения человека в разных сферах общественной жизни (семье, правовых отношениях и пр.) получило название…
- 2.1.2 Предмет и основные методы изучения экономической теории
- Практические задания
- 1. Определите, какое из следующих утверждений является позитивным, какое нормативным:
- 2. Определите, какое из утверждений следует отнести к макроэкономике, какое — к микроэкономике:
- 3. В каком случае речь идет о проблемах микроэкономики, в каком — макроэкономики:
- 4. Определите, какие из утверждений следует отнести к позитивным, а какие — к нормативным:
- 2.2.2 Граница производственных возможностей и ее модификации
- Практические задания
- 2.3.2 Типы, формы и виды собственности
- 2.3.3 Сущность и формы предпринимательства
- Практические задания
- 2.4.2.Причины возникновения и условия развития рынка
- 2.4.3.Структура и инфраструктура рынка
- Практические задания
- 3.1.2.Предложение в рыночной экономике
- 3.1.3.Рыночное равновесие
- Практические задания
- 1. Какое влияние окажут следующие события на спрос на продукт в:
- 2. Какое влияние окажут следующие события на предложение продукта в:
- 3. Как повлияет каждое из перечисленных ниже изменений спроса и (или) предложения на равновесную цену и равновесное количество на конкурентном рынке:
- 7. Объясните, какие события вызвали сдвиг кривой спроса.
- 3.2.2.Эластичность спроса
- 3.2.3.Эластичность предложения
- 3.2.4.Практическое значение показателей эластичности
- Практические задания
- 1. По данным таблицы определите:
- 5. Каким образом изменения цены повлияют на общую выручку — увеличится, сократится, останется неизменной?
- 3.3.2 Кривые безразличия
- 3.3.3 Бюджетная линия и ее модификации
- 3.3.4 Модель потребительского поведения
- Практические задания
- 3.4.2 Издержки производства в краткосрочном периоде
- 3.4.3 Особенности издержек производства в долгосрочном периоде
- 3.4.4 Производственная функция
- Практические задания
- 3.5.2 Основные принципы анализа деятельности фирмы
- 3.5.3 Условия максимизации прибыли и минимизации убытков фирмы
- Практические задания
- Тема 3.6 Фирма в условиях чистой монополии
- 3.6.1 Основные признаки модели рынка «чистая монополия»
- 3.6.2 Определение объема производства и цены в условиях монополии
- 3.6.3 Экономические последствия деятельности монополии
- Практические задания
- 3.7.2 Олигополия
- 3.7.3 Другие формы несовершенной конкуренции
- Практические задания
- 3.8.2.Особенности рынка труда
- 3.8.3.Формы доходов и их распределение в рыночной экономике
- Практические задания
- 4.1.2 Макроэкономическая теория и макроэкономическая политика
- 4.1.3. Взаимосвязь между основными индикаторами системы национальных счетов
- 4.1.4 Экономический рост и циклическое развитие
- Фазы промышленного цикла
- Особенности экономических циклов
- Практические занятия
- 1. Какие из данных методов исследования относятся к специфическим, использованным макроэкономикой:
- 2. Какой из способов исчисления ввп определяется как сумма государственного и частного потребления, государственных и частных инвестиций, изменений всех видов запасов и чистого экспорта:
- 3. Ввп отличается от внп тем, что:
- 4. Дефлятор внп рассчитывается как отношение:
- 4.2.2 Совокупное предложение
- 4.2.3Кейнсианская функция потребления и сбережения. Мультипликатор.
- 4.2.4 Функция инвестиционного спроса. Модель акселератора
- 4.2.5.Макроэкономическое равновесие
- 1. Классическая модель макроэкономического равновесия
- 2. Кейнсианский подход к макроэкономическому равновесию
- Практические задания
- 4.3.2 Занятость и безработица: понятие и показатели
- 4.3.3.Социально-экономические последствия безработицы. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филипса
- 4.3.4 Социальная политика и социальная защита населения
- Практические занятия
- 6. Что из перечисленного ниже может сократить размеры структурной безработицы:
- 4.4.2 Виды инфляции и механизм их действия
- 4.4.3 Социально-экономические последствия инфляции
- 4.4.4 Варианты антиинфляционной политики
- Практические занятия
- 4.5.2 Денежная масса. Предложение и спрос на деньги
- Авуары — денежные средства или ценные бумаги, а также золото, переводы и аккредитивы, являющиеся источником платежей и погашения обязательств их владельцев.
- 4.5.3 Теоретические модели спроса на деньги
- 4.5.4 Модель денежного рынка. Равновесие на денежном рынке
- 4.5.5 Модель “is–lm”
- Практические задания
- 4.6.2 Кредит, его функции и формы
- 4.6.3 Денежный мультипликатор
- 4.6.4 Основы денежно-кредитного регулирования
- 4.6.5 Основные инструменты денежно-кредитной политики
- 3. Операции на открытом рынке.
- Практические задания
- 4.7.2 Инструменты рынка ценных бумаг
- 4.7.3 Организация, обращение и регулирование рынка бумаг
- Практические задания
- 4.8.2 Финансовая система и ее субъекты
- 4.8.3 Теоретические концепции государственных финансов и их эволюция
- 6. Продавцами финансовых ресурсов выступают:
- 4.9.2 Структура расходов государственного бюджета рф
- 4.9.3. Бюджетный дефицит и государственный долг
- 4.9.4. Государственный бюджет как инструмент финансового регулирования экономики
- Практические задания
- 4.10.2. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос
- 4.10.3. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупное предложение
- 4.10.4. Достоинства и недостатки фискальной политики
- Практические задания
- Глава 5. Мировая экономика Тема 5.1 Теории международной торговли
- 5.1.1 Теория сравнительного преимущества
- 5.1.2 Неоклассические теории
- 5.1.3 Теория Хекшера-Олина
- 5.1.4 Парадокс Леонтьева
- 5.1.5 Альтернативные теории международной торговли
- Практические задания
- 5.2.2 Структура мирового рынка
- 5.2.3 Конкурентная борьба на мировом рынке
- 5.2.4 Государственное регулирование мировой торговли
- 8. Установите соответствие и распределите глобальные проблемы по группам в соответствии с классификацией ю.Н.Гладкого:
- 9. «Малые проблемы синтетического характера».
- 10. Выделите основные формы международной экономической интеграции в порядке возрастания степени интеграционного процесса:
- 11. Международные экономические отношения включают:
- 12. Наиболее сложная и перспективная система международного разделения труда, определяющая взаимодействие национальных экономик, — это:
- 13. Отметьте основные черты, присущие развитию современного мирового хозяйства:
- Тема 5.3 Мировая валютная система
- 5.3.1 Этапы развития мировой валютной системы
- 5.3.2 Валютные курсы и конвертируемость валют
- 5.3.3 Государственное регулирование валютного курса
- 5.3.4 Платежный баланс
- Практические задания
- 5.Любое платежное средство в иностранной валюте принято называть:
- Список использованной литературы