Практические задания
1. Внешняя торговля России в 1994 г. характеризовалась следующими данными (в млн. долл. США):
| Страны дальнего зарубежья | Страны СНГ | Всего |
Экспорт | 51626 | 15042 | 66668 |
Импорт | 36758 | 14426 | 51184 |
Рассчитайте для каждой группы стран:
а) торговый баланс;
б) торговый оборот;
в) относительную долю стран СНГ в российском экспорте и импорте.
2. Затраты труда (в часах) на производство сыра и трикотажа в России и Германии следующие:
Товар | Россия | Германия |
Сыр (кг/час) | 5 | 1 |
Трикотаж (м2/час) | 1 | 3 |
а) В производстве каких товаров Россия и Германия имеют абсолютное преимущество и почему?
б) Каков выигрыш от торговли России и Германии, если они обменяют 5 кг сыра на 3 м2 трикотажа?
в) Каков выигрыш от торговли, если они обменяют 5 кг сыра на 6 м2 трикотажа?
3. Какие из товаров являются торгуемыми и неторгуемыми и при каких условиях?
А) Нефть;
Б) песок;
В) станки;
Г) молоко;
Е) вино;
Д) страхование личного имущества.
4. Япония экспортирует в основном промышленные продукты (в том числе автомобили) и импортирует сырье (в том числе продовольствие и нефть). Какое воздействие окажут на условия торговли Японии следующие события?
а) Война на Ближнем Востоке, которая прервет поставки нефти.
б) Рост экспорта корейских автомобилей на основные японские экспортные рынки.
в) Разработка в США нового способа получения энергии.
г) Плохой урожай в России.
5. Ниже приведены таблицы производственных возможностей Японии и Гавайских островов. До специализации и торговли оптимальной продуктовой структурой для Японии являлся вариант Б, а для Гавайских островов — вариант Г.
Таблица 1 — Производственные возможности Японии
Продукт | А | Б | В | Г | Д | Е |
Радиоприемники (тыс. шт.) | 30 | 24 | 18 | 12 | 6 | 0 |
Ананасы (тыс. т) | 0 | 6 | 12 | 18 | 24 | 30 |
Таблица 2— Производственные возможности Гавайев
Продукт | А | Б | В | Г | Д | Е |
Радиоприемники (тыс. шт.) | 10 | 8 | 6 | 4 | 2 | 0 |
Ананасы (тыс. т) | 0 | 4 | 8 | 12 | 16 | 20 |
А) Следует ли странам развивать специализацию? Если да, то какой продукт должна производить каждая из стран?
Б) Действительными условиями торговли являются 1 радиоприемник за 1,5 единицы ананасов и 4 радиоприемника обмениваются на 6 единиц ананасов. Каким будет выигрыш от специализации и торговли для каждой страны?
В) Опираясь на ответы в пунктах А) и Б) и используя кривые производственных и торговых возможностей обеих стран, объясните утверждение: «Специализация и торговля в соответствии с принципом сравнительного преимущества ведут к более эффективному использованию мировых ресурсов».
6. В международном аэропорту путешественник сдал чемодан в камеру хранения. Является ли услуга по хранению:
а) торгуемой, если путешественник находится на родине;
б) неторгуемой, если путешественник находится за границей;
в) торгуемой, если путешественник является нерезидентом;
г) торгуемой, если путешественник является резидентом?
7. Грузовое судно под либерийским флагом следует из Лондона в Сингапур с заходом в российские порты Санкт-Петербурга и Владивостока. Этим судном петербургский завод отгрузил станки во Владивосток. Перевозка отечественных станков либерийским судном является для России:
а) импортом транспортной услуги;
б) экспортом товара;
в) арендой перевозчика с экипажем?
Тесты
1. Внешнеторговый оборот страны — это:
а) весь экспорт страны за исключением гуманитарных поставок и помощи;
б) все экспортные поставки;
в) сумма экспорта и импорта;
г) весь экспорт за исключением необлагаемых налогом товаров.
2. Объем международной торговли исчисляется в … ценах …:
а) долларах США;
б) евро;
в) японских йенах.
г) ФОБ;
д) СИФ.
3. Выделите основные формы организации международной торговли:
а) сделки купли-продажи;
б) ссудные операции;
в) аукционная торговля;
г) бартерные сделки;
д) биржевая торговля.
4. В целом в мировой торговле приходится (установите соответствие):
1) на промышленные товары;
2) на услуги;
3) на продукцию АПК и минеральное сырье.
а) 22%;
б) 10%;
в) 58%.
5. Мировой экспорт исчисляется в ценах:
а) СИФ;
б) внешнеторговых;
в) мировых;
г) ФОБ;
д) внешнеторговых контрактов;
е) КАФ.
6. Вывоз ранее ввезенных товаров, не подвергшихся переработке в данной стране, — это:
а) экспорт;
б) импорт;
в) реэкспорт;
г) реимпорт.
7. Мировой товарооборот — это:
а) стоимость мирового импорта;
б) стоимость экспорта и импорта;
в) стоимость мирового экспорта;
г) мировой экспорт минус мировой импорт.
8. Верно ли утверждение, что современная мировая торговля растет быстрее производства?
а) Да;
б) Нет.
9. Под «невидимым товаром» в международном товарообороте понимается:
а) ноу-хау;
б) технологии;
в) транспортные услуги;
г) туристические услуги;
д) финансовые услуги.
10. Установить соответствие:
1) факторные услуги;
2) нефакторные услуги;
а) услуги, для которых характерно пространственное разделение производителя и потребителя (фильмы, патенты, издательская деятельность);
б) услуги, связанные с пересечением границ, и классические услуги (предоставление капитала, туризм, образование, медицина).
11. Отметьте пять основных субъектов мирового рынка информационных услуг в начале ХХI века:
а) США;
б) Япония;
в) Россия;
г) Австрия;
д) Великобритания;
е) Канада;
з) Франция;
и) Гонконг;
ж) Германия;
к) Ирак.
12. Отметьте основные составляющие международных транспортных услуг в международной торговле:
а) перевозка;
б) международная транзитная перевозка;
в) транспортировка от пограничного пункта страны-импортера до внутреннего пункта потребления товара;
г) доставка грузов от склада отправителя до ближайшего грузового терминала;
д) погрузка груза на магистральные транспортные средства;
е) перегрузка товара на другие виды транспорта в промежуточных пунктах;
ж) переоформление перевозочных документов.
13. Установите соответствие:
1) страхование транспорта;
2) страхование грузов.
а) карго;
б) каско
14. Мировые цены на _______________ — это ___________(установите соответствие):
1) алюминий;
2) каучук;
3) пушнина;
4) нефть;
5) чай;
а) цены аукционов в Лондоне и Нью-Йорке;
б) экспортные цены Канады;
в) цены сингапурской биржи;
г) цены аукционов в Лондоне и Коломбо;
д) биржи в Лондоне и Роттердаме.
15. Сфера международных товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран, — это:
а) международный рынок;
б) международная торговля;
в) мировое экономическое пространство;
г) внешнеторговый оборот.
16. Разность стоимостных объемов экспорта и импорта — это:
а) торговое сальдо;
б) торговый оборот;
в) внешнеторговый баланс;
г) мировой спрос.
Тема 5.2 Мировой рынок
5.2.1. Сущность мирового хозяйства. Этапы формирования мировой экономики
Мировой экономике можно дать широкое и узкое определение. По широкому определению, мировая экономика — это сумма всех национальных экономик мира. По узкому определению — это совокупность только тех частей национальных экономик, которые взаимодействуют с внешним миром.
Различие между определениями становится все менее и менее заметным, т.к. почти все отрасли взаимодействуют с внешним миром прямо или косвенно.
Мировое хозяйство является сложной системой. Вся совокупность национальных экономик скреплена движением товаров, услуг и факторов производства. На этой основе между странами возникают международные экономические отношения, т.е. хозяйственные отношения между резидентами и нерезидентами.
Классификация международных экономических отношений:
Международная торговля товарами и услугами.
Международное движение капитала.
Международная миграция рабочей силы.
Торговля знаниями (передача технологий).
Валютно-расчетные отношения.
Кредитные отношения.
Кооперация производства.
Мировое хозяйство стало складываться давно. Все началось с мировой торговли.
Мировая торговля представляет собой совокупность внешней торговли всех стран мира.
На древнейших этапах человеческой истории целые народы могли непосредственно соприкасаться друг с другом. Такие контакты возникали при миграциях, массовых бегствах от стихийных бедствий, при силовых разделах территорий, обменах.
Жители первого в мире государства (Египта) еще 5 тысяч лет назад торговали с соседними племенами, покупая у них древесину, металлы, скот в обмен на продукты ремесла и земледелия. Они также организовывали экспедиции для хозяйственного освоения новых земель. В это же время жившие на территории России племена обменивались товарами с соседними племенами.
К международной торговле товарами стали подключаться торговцы услугами. Финикийские и греческие купцы не только торговали по всему Средиземноморью товарами, но и оказывали услуги по перевозке грузов и иноземных пассажиров.
Район Средиземноморья и Черного моря вместе с прилегающими странами Западной Азии стал тем регионом мира, где еще в глубокой древности зародилось ядро мирового хозяйства. Постепенно к нему присоединялись другие хозяйственные регионы мира — вначале Южная Азия, затем Юго-Восточная и Восточная Азия, Россия, Америка, Австралия и Океания, районы Тропической Африки.
Большой вклад в становление мировой торговли товарами и услугами внесло активное распространение рыночных отношений, великие географические открытия XV — XVII веков, появление в XIX веке машинной индустрии и современных средств транспорта и связи.
Экспедиции Колумба, Васко да Гамы, Магеллана, Ермака раздвинули пределы мирового рынка во много раз, присоединив к нему новые регионы. Хозяйственные связи с этими регионами упрочились после начала массового фабричного производства готовых изделий в XIX в. вначале в Западной Европе, а затем в северной Америке, России и Японии. Это были простые и дешевые потребительские товары. Их сбыту способствовали пароходы, железные дороги, телеграф.
В результате к концу XIX в. сложился мировой рынок товаров и услуг. Россия на нем выступала прежде всего как экспортер зерна и др. сельскохозяйственной продукции, а также древесины в Западную Европу, поставщик готовых изделий в азиатские страны. Импортировала западноевропейские готовые изделия, материалы и полуфабрикаты.
Одновременно в мире усиливалось движение факторов производства (капитала, рабочей силы, предпринимательских способностей, технологии).
Потоки экономических ресурсов шли в одном направлении — из наиболее развитых стран в менее развитые. Британский, французский, бельгийский, голландский и немецкий капиталы были заметным элементом накопления капитала в Америке и России, эмигранты из Европы освоили просторы Северной Америки, Южной Африки, Австралии.
Затем процесс перемещения экономических ресурсов стал более комплексным: капитал, предпринимательские способности и технологию стали не только импортировать, но и экспортировать среднеразвитые страны, а в экспорте рабочей силы активно участвовали и слаборазвитые страны. В результате международное движение факторов производства становится взаимным.
После того как мировая экономика сложилась на рубеже XIX-XX веков, она претерпела значительные изменения.
1-й период — с начала Первой мировой войны до начала 50-х гг. XX в. Характеризуется сворачиванием мирохозяйственных связей (войны, революции, кризис 30-х гг.) в сочетании с частичным восстановлением их в 20-е гг. и после Второй мировой войны.
2-й период — 50-70-е гг. Возникновение интеграционных группировок (ЕС, СЭВ), идет процесс транснационализации, активное перемещение технологий, предпринимательских способностей и капитала, восстановился мировой рынок ссудного капитала. На особую роль в мировом хозяйстве стали претендовать социалистические и развивающиеся государства.
3-й период — 80-90-е гг. Развитые страны переходят в эру постиндустриализации, многие развивающиеся страны преодолевают экономическое отставание (Китай и НИСы), бывшие социалистические страны переходят к рыночной экономике.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Брянск, бгита, 2009
- Содержание
- Глава 1. Становление и развитие экономической теории как науки 9
- Глава 2. Общие основы экономической теории 72
- Глава 5. Мировая экономика 483
- Глава 1. Становление и развитие экономической теории как науки
- 1.1 Экономическая мысль в древних цивилизациях
- 1.2 Экономическая мысль в средние века
- 1.3 Экономическая система меркантилизма
- 1.4 Классическое направление экономической мысли
- 1.5 Экономическая мысль после а. Смита и д. Риккардо: развитие и критика учения
- 1.6 Экономическое учение марксизма
- 1. 7 Неоклассическое направление экономической мысли
- 1.8 Экономическое учение Дж.М. Кейнса
- 1.9 Неоклассическое возрождение. Монетаризм, школа «экономики предложения», теория рациональных ожиданий
- 1.10 Институционализм
- 1.11 Российская экономическая мысль
- 88. Применение методов экономического анализа для объяснения поведения человека в разных сферах общественной жизни (семье, правовых отношениях и пр.) получило название…
- 2.1.2 Предмет и основные методы изучения экономической теории
- Практические задания
- 1. Определите, какое из следующих утверждений является позитивным, какое нормативным:
- 2. Определите, какое из утверждений следует отнести к макроэкономике, какое — к микроэкономике:
- 3. В каком случае речь идет о проблемах микроэкономики, в каком — макроэкономики:
- 4. Определите, какие из утверждений следует отнести к позитивным, а какие — к нормативным:
- 2.2.2 Граница производственных возможностей и ее модификации
- Практические задания
- 2.3.2 Типы, формы и виды собственности
- 2.3.3 Сущность и формы предпринимательства
- Практические задания
- 2.4.2.Причины возникновения и условия развития рынка
- 2.4.3.Структура и инфраструктура рынка
- Практические задания
- 3.1.2.Предложение в рыночной экономике
- 3.1.3.Рыночное равновесие
- Практические задания
- 1. Какое влияние окажут следующие события на спрос на продукт в:
- 2. Какое влияние окажут следующие события на предложение продукта в:
- 3. Как повлияет каждое из перечисленных ниже изменений спроса и (или) предложения на равновесную цену и равновесное количество на конкурентном рынке:
- 7. Объясните, какие события вызвали сдвиг кривой спроса.
- 3.2.2.Эластичность спроса
- 3.2.3.Эластичность предложения
- 3.2.4.Практическое значение показателей эластичности
- Практические задания
- 1. По данным таблицы определите:
- 5. Каким образом изменения цены повлияют на общую выручку — увеличится, сократится, останется неизменной?
- 3.3.2 Кривые безразличия
- 3.3.3 Бюджетная линия и ее модификации
- 3.3.4 Модель потребительского поведения
- Практические задания
- 3.4.2 Издержки производства в краткосрочном периоде
- 3.4.3 Особенности издержек производства в долгосрочном периоде
- 3.4.4 Производственная функция
- Практические задания
- 3.5.2 Основные принципы анализа деятельности фирмы
- 3.5.3 Условия максимизации прибыли и минимизации убытков фирмы
- Практические задания
- Тема 3.6 Фирма в условиях чистой монополии
- 3.6.1 Основные признаки модели рынка «чистая монополия»
- 3.6.2 Определение объема производства и цены в условиях монополии
- 3.6.3 Экономические последствия деятельности монополии
- Практические задания
- 3.7.2 Олигополия
- 3.7.3 Другие формы несовершенной конкуренции
- Практические задания
- 3.8.2.Особенности рынка труда
- 3.8.3.Формы доходов и их распределение в рыночной экономике
- Практические задания
- 4.1.2 Макроэкономическая теория и макроэкономическая политика
- 4.1.3. Взаимосвязь между основными индикаторами системы национальных счетов
- 4.1.4 Экономический рост и циклическое развитие
- Фазы промышленного цикла
- Особенности экономических циклов
- Практические занятия
- 1. Какие из данных методов исследования относятся к специфическим, использованным макроэкономикой:
- 2. Какой из способов исчисления ввп определяется как сумма государственного и частного потребления, государственных и частных инвестиций, изменений всех видов запасов и чистого экспорта:
- 3. Ввп отличается от внп тем, что:
- 4. Дефлятор внп рассчитывается как отношение:
- 4.2.2 Совокупное предложение
- 4.2.3Кейнсианская функция потребления и сбережения. Мультипликатор.
- 4.2.4 Функция инвестиционного спроса. Модель акселератора
- 4.2.5.Макроэкономическое равновесие
- 1. Классическая модель макроэкономического равновесия
- 2. Кейнсианский подход к макроэкономическому равновесию
- Практические задания
- 4.3.2 Занятость и безработица: понятие и показатели
- 4.3.3.Социально-экономические последствия безработицы. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филипса
- 4.3.4 Социальная политика и социальная защита населения
- Практические занятия
- 6. Что из перечисленного ниже может сократить размеры структурной безработицы:
- 4.4.2 Виды инфляции и механизм их действия
- 4.4.3 Социально-экономические последствия инфляции
- 4.4.4 Варианты антиинфляционной политики
- Практические занятия
- 4.5.2 Денежная масса. Предложение и спрос на деньги
- Авуары — денежные средства или ценные бумаги, а также золото, переводы и аккредитивы, являющиеся источником платежей и погашения обязательств их владельцев.
- 4.5.3 Теоретические модели спроса на деньги
- 4.5.4 Модель денежного рынка. Равновесие на денежном рынке
- 4.5.5 Модель “is–lm”
- Практические задания
- 4.6.2 Кредит, его функции и формы
- 4.6.3 Денежный мультипликатор
- 4.6.4 Основы денежно-кредитного регулирования
- 4.6.5 Основные инструменты денежно-кредитной политики
- 3. Операции на открытом рынке.
- Практические задания
- 4.7.2 Инструменты рынка ценных бумаг
- 4.7.3 Организация, обращение и регулирование рынка бумаг
- Практические задания
- 4.8.2 Финансовая система и ее субъекты
- 4.8.3 Теоретические концепции государственных финансов и их эволюция
- 6. Продавцами финансовых ресурсов выступают:
- 4.9.2 Структура расходов государственного бюджета рф
- 4.9.3. Бюджетный дефицит и государственный долг
- 4.9.4. Государственный бюджет как инструмент финансового регулирования экономики
- Практические задания
- 4.10.2. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос
- 4.10.3. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупное предложение
- 4.10.4. Достоинства и недостатки фискальной политики
- Практические задания
- Глава 5. Мировая экономика Тема 5.1 Теории международной торговли
- 5.1.1 Теория сравнительного преимущества
- 5.1.2 Неоклассические теории
- 5.1.3 Теория Хекшера-Олина
- 5.1.4 Парадокс Леонтьева
- 5.1.5 Альтернативные теории международной торговли
- Практические задания
- 5.2.2 Структура мирового рынка
- 5.2.3 Конкурентная борьба на мировом рынке
- 5.2.4 Государственное регулирование мировой торговли
- 8. Установите соответствие и распределите глобальные проблемы по группам в соответствии с классификацией ю.Н.Гладкого:
- 9. «Малые проблемы синтетического характера».
- 10. Выделите основные формы международной экономической интеграции в порядке возрастания степени интеграционного процесса:
- 11. Международные экономические отношения включают:
- 12. Наиболее сложная и перспективная система международного разделения труда, определяющая взаимодействие национальных экономик, — это:
- 13. Отметьте основные черты, присущие развитию современного мирового хозяйства:
- Тема 5.3 Мировая валютная система
- 5.3.1 Этапы развития мировой валютной системы
- 5.3.2 Валютные курсы и конвертируемость валют
- 5.3.3 Государственное регулирование валютного курса
- 5.3.4 Платежный баланс
- Практические задания
- 5.Любое платежное средство в иностранной валюте принято называть:
- Список использованной литературы