3.6.1 Основные признаки модели рынка «чистая монополия»
Наряду с совершенно конкурентным рынком в разнообразной практике рыночной экономики существуют структуры, которые не удовлетворяют условиям совершенной конкуренции; в экономической теории они называются моделями рынка несовершенной конкуренции. К ним относятся: монополия, монополистическая конкуренция и олигополия. Со значительной долей условности можно сказать, что совершенная конкуренция и монополия — это два противоположных полюса возможных рыночных структур. Такое противопоставление становится более понятным, если рассмотреть возникновение и становление рыночных структур как исторический процесс развития рыночной экономики. На первых этапах становления товарного производства рынок возникал в форме совершенно стихийных, случайных и многочисленных связей и отношений продавцов и покупателей, что и выражает в законченном виде модель совершенной конкуренции.
Монополистическая модель организации товарного производства возникает в процессе постепенного укрупнения фирм и предприятий, главным образом, на основе концентрации и централизации капитала. Иными словами, в условиях свободной конкуренции шел постепенный и длительный процесс объединения и поглощения отдельных предприятий, а именно процесс обобществления производства. Это давало возможность неуклонно повышать производительность общественного труда, осваивать принципиально новые виды производства, которые были бы совершенно невозможны в условиях преобладания мелкого, раздробленного хозяйства. Таким образом, возникали экономические монополии (предприятия — монополисты), т.е. исключительно крупные фирмы, которые были единственными в какой — либо отрасли или сфере производства. Кроме того, монополии могли возникать и основе каких –либо естественных условий производства. Это означает, что естественные (природные), либо административные препятствия не позволяли создавать несколько мелких предприятий для производства какого — либо блага. Поэтому монополию можно рассматривать как закономерный экономический результат свободной конкуренции, которая подводит к возникновению особой модели рыночного хозяйства, получившей название «чистая монополия».
В экономической теории монополией называют такой тип строения рынка, при котором существует один и только один продавец определенного товара. Будучи единственным поставщиком, предприятие-монополист имеет дело с совокупным спросом всех потенциальных покупателей товара в пределах данного (национального или местного) рынка, и в этом смысле тождественно отрасли. Это предопределяет принципиальные отличия поведения монополиста от поведения предприятия, функционирующего в условиях совершенной конкуренции.
Модель чистой монополии, как и модель совершенной конкуренции, основана на ряде характерных признаков (допущений). Такими принципиальными характеристиками чистой монополииявляются следующие признаки:
1. Отсутствие совершенных (близких) заменителей товара. Предприятие — монополист может выпускать однородную или дифференцированную продукцию, но в любом случае это продукция не имеет совершенных (с точки зрения покупателей) заменителей, или субститутов. Это означает, что продукт монополии в значительной степени уникален и у покупателей нет приемлемых альтернатив. Покупатель должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него. Конечно, все потребительские товары являются взаимозаменяемыми в том смысле, что все они конкурируют или соперничают за деньги покупателей. Однако если товары, выпускаемые совершенно конкурентным предприятием, имеют совершенные субституты, производимые другими предприятиями той же отрасли, то субституты товаров, производимых монополистом, менее совершенны. Иначе говоря, перекрестная эластичность спроса между продуктами монополиста и любым другим товаром либо равна нулю, либо очень мала. Хотя монополист и является единственным продавцом определенного единичного товара, он все же должен учитывать существование каких — либо, хотя и несовершенных, заменителей своего товара, производимых другими предприятиями.
2. Отсутствие свободы входа на рынок (в отрасль), заблокированное вступление. Монополия может существовать лишь постольку, поскольку вход на рынок представляется другим предприятиям невыгодным или невозможным. Если другим фирмам удастся войти в отрасль, то монополия, по определению, исчезнет. Поэтому наличие входных барьеров (препятствий) является обязательным условием и возникновения, и существования монополии. Входные барьеры многочисленны и разнообразны. Основными видами являются следующие препятствия:
наличие у предприятия-монополиста патентов на продукцию или применяемую при ее изготовлении технологию;
существование правительственных лицензий, квот или высоких пошлин на импорт товаров;
контроль монополистом источников поступления необходимого сырья или других специализированных ресурсов;
наличие существенной экономии от масштаба, допускающей присутствие на рынке лишь одного поставщика, получающего положительную прибыль (естественная монополия);
необходимость использования исключительно крупных первоначальных вложений капитала для того, чтобы начать какое-либо производство, что является значительным экономическим препятствием для мелкого и среднего бизнеса;
высокие транспортные расходы, способствующие формированию изолированных местных рынков, так что единая в технологическом отношении отрасль может представлять множество локальных монополистов;
нечестная конкуренция — соперники монополии могут быть устранены и вступление новых конкурентов заблокировано посредством агрессивных, жестких действий (поношение продукта, давление на поставщиков ресурсов и банки, переманивание ведущего персонала и другие).
Кроме того, и сама монополия может проводить такую политику цен, которая делает вход на рынок малопривлекательным для потенциальных конкурентов.
3. Одному продавцу противостоит большое число покупателей. В условиях данной модели предполагается, что одна фирма является единственным производителем (продавцом) данного продукта или единственным поставщиком услуги. Это приводит к тому, что чистый или абсолютный монополист есть отрасль, состоящая из одной фирмы. Поэтому в экономическом анализе функционирования монополии фирма и отрасль воспринимаются как синонимы. Это, в свою очередь, определяет содержание и логику всех показателей, характеризующих деятельность монополии.
4. Контроль над ценой товара. Отдельная фирма в условиях совершенной конкуренции практически не оказывает влияния на цену продукта. В противоположность этому, монополия осуществляет значительный контроль над ценой, поскольку она единственный производитель в отрасли и, соответственно, контролирует общий объем предложения. Монополист может вызвать изменение цены товара, маневрируя количеством предлагаемого товара.
5. Совершенная информированность. Единственный поставщик товара стремится обладать совершенным (полным) знанием о ценах, физических характеристиках товаров, других параметрах рынка. Для совершенно конкурентной фирмы, которая является ценополучателем, не обязательно знать отраслевую или рыночную кривую спроса; достаточно знать свою функцию издержек. Для фирмы-монополиста кривая спроса на продукцию является одновременно и кривой спроса отрасли. Следовательно, манипулируя в целях максимизации прибыли объемом выпуска или уровнем цены, монополист должен знать кривую спроса на свою продукцию, т.е. все возможные соотношения между ценой спроса и его объемом. Более того, в некоторых ситуациях, например при проведении ценовой дискриминации, монополии необходимо знать и функции спроса отдельных потребителей или сегментов рынка. Очевидно, что в практической деятельности фирмам не всегда удается обеспечить совершенный набор необходимой информации и поэтому приходится использовать эмпирические правила.
Таким образом, на основе указанных признаков данной модели можно определить новые задачи, которые должна решить монополия и которых не было у совершенно конкурентной фирмы. Монополия должна определить выбор уровня цены, который нужно не только назначить, но и удержать. Фирма-монополист решает эту задачу в два этапа: во-первых, она определяет объем выпуска и сознательно ограничивает его, т.к. по закону спроса с ростом продаж снижается цена товара, а это невыгодно для монополии; во-вторых, фирма должна разработать и реализовать ценовую стратегию, поскольку имеет возможность манипулировать ценой товара.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Брянск, бгита, 2009
- Содержание
- Глава 1. Становление и развитие экономической теории как науки 9
- Глава 2. Общие основы экономической теории 72
- Глава 5. Мировая экономика 483
- Глава 1. Становление и развитие экономической теории как науки
- 1.1 Экономическая мысль в древних цивилизациях
- 1.2 Экономическая мысль в средние века
- 1.3 Экономическая система меркантилизма
- 1.4 Классическое направление экономической мысли
- 1.5 Экономическая мысль после а. Смита и д. Риккардо: развитие и критика учения
- 1.6 Экономическое учение марксизма
- 1. 7 Неоклассическое направление экономической мысли
- 1.8 Экономическое учение Дж.М. Кейнса
- 1.9 Неоклассическое возрождение. Монетаризм, школа «экономики предложения», теория рациональных ожиданий
- 1.10 Институционализм
- 1.11 Российская экономическая мысль
- 88. Применение методов экономического анализа для объяснения поведения человека в разных сферах общественной жизни (семье, правовых отношениях и пр.) получило название…
- 2.1.2 Предмет и основные методы изучения экономической теории
- Практические задания
- 1. Определите, какое из следующих утверждений является позитивным, какое нормативным:
- 2. Определите, какое из утверждений следует отнести к макроэкономике, какое — к микроэкономике:
- 3. В каком случае речь идет о проблемах микроэкономики, в каком — макроэкономики:
- 4. Определите, какие из утверждений следует отнести к позитивным, а какие — к нормативным:
- 2.2.2 Граница производственных возможностей и ее модификации
- Практические задания
- 2.3.2 Типы, формы и виды собственности
- 2.3.3 Сущность и формы предпринимательства
- Практические задания
- 2.4.2.Причины возникновения и условия развития рынка
- 2.4.3.Структура и инфраструктура рынка
- Практические задания
- 3.1.2.Предложение в рыночной экономике
- 3.1.3.Рыночное равновесие
- Практические задания
- 1. Какое влияние окажут следующие события на спрос на продукт в:
- 2. Какое влияние окажут следующие события на предложение продукта в:
- 3. Как повлияет каждое из перечисленных ниже изменений спроса и (или) предложения на равновесную цену и равновесное количество на конкурентном рынке:
- 7. Объясните, какие события вызвали сдвиг кривой спроса.
- 3.2.2.Эластичность спроса
- 3.2.3.Эластичность предложения
- 3.2.4.Практическое значение показателей эластичности
- Практические задания
- 1. По данным таблицы определите:
- 5. Каким образом изменения цены повлияют на общую выручку — увеличится, сократится, останется неизменной?
- 3.3.2 Кривые безразличия
- 3.3.3 Бюджетная линия и ее модификации
- 3.3.4 Модель потребительского поведения
- Практические задания
- 3.4.2 Издержки производства в краткосрочном периоде
- 3.4.3 Особенности издержек производства в долгосрочном периоде
- 3.4.4 Производственная функция
- Практические задания
- 3.5.2 Основные принципы анализа деятельности фирмы
- 3.5.3 Условия максимизации прибыли и минимизации убытков фирмы
- Практические задания
- Тема 3.6 Фирма в условиях чистой монополии
- 3.6.1 Основные признаки модели рынка «чистая монополия»
- 3.6.2 Определение объема производства и цены в условиях монополии
- 3.6.3 Экономические последствия деятельности монополии
- Практические задания
- 3.7.2 Олигополия
- 3.7.3 Другие формы несовершенной конкуренции
- Практические задания
- 3.8.2.Особенности рынка труда
- 3.8.3.Формы доходов и их распределение в рыночной экономике
- Практические задания
- 4.1.2 Макроэкономическая теория и макроэкономическая политика
- 4.1.3. Взаимосвязь между основными индикаторами системы национальных счетов
- 4.1.4 Экономический рост и циклическое развитие
- Фазы промышленного цикла
- Особенности экономических циклов
- Практические занятия
- 1. Какие из данных методов исследования относятся к специфическим, использованным макроэкономикой:
- 2. Какой из способов исчисления ввп определяется как сумма государственного и частного потребления, государственных и частных инвестиций, изменений всех видов запасов и чистого экспорта:
- 3. Ввп отличается от внп тем, что:
- 4. Дефлятор внп рассчитывается как отношение:
- 4.2.2 Совокупное предложение
- 4.2.3Кейнсианская функция потребления и сбережения. Мультипликатор.
- 4.2.4 Функция инвестиционного спроса. Модель акселератора
- 4.2.5.Макроэкономическое равновесие
- 1. Классическая модель макроэкономического равновесия
- 2. Кейнсианский подход к макроэкономическому равновесию
- Практические задания
- 4.3.2 Занятость и безработица: понятие и показатели
- 4.3.3.Социально-экономические последствия безработицы. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филипса
- 4.3.4 Социальная политика и социальная защита населения
- Практические занятия
- 6. Что из перечисленного ниже может сократить размеры структурной безработицы:
- 4.4.2 Виды инфляции и механизм их действия
- 4.4.3 Социально-экономические последствия инфляции
- 4.4.4 Варианты антиинфляционной политики
- Практические занятия
- 4.5.2 Денежная масса. Предложение и спрос на деньги
- Авуары — денежные средства или ценные бумаги, а также золото, переводы и аккредитивы, являющиеся источником платежей и погашения обязательств их владельцев.
- 4.5.3 Теоретические модели спроса на деньги
- 4.5.4 Модель денежного рынка. Равновесие на денежном рынке
- 4.5.5 Модель “is–lm”
- Практические задания
- 4.6.2 Кредит, его функции и формы
- 4.6.3 Денежный мультипликатор
- 4.6.4 Основы денежно-кредитного регулирования
- 4.6.5 Основные инструменты денежно-кредитной политики
- 3. Операции на открытом рынке.
- Практические задания
- 4.7.2 Инструменты рынка ценных бумаг
- 4.7.3 Организация, обращение и регулирование рынка бумаг
- Практические задания
- 4.8.2 Финансовая система и ее субъекты
- 4.8.3 Теоретические концепции государственных финансов и их эволюция
- 6. Продавцами финансовых ресурсов выступают:
- 4.9.2 Структура расходов государственного бюджета рф
- 4.9.3. Бюджетный дефицит и государственный долг
- 4.9.4. Государственный бюджет как инструмент финансового регулирования экономики
- Практические задания
- 4.10.2. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос
- 4.10.3. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупное предложение
- 4.10.4. Достоинства и недостатки фискальной политики
- Практические задания
- Глава 5. Мировая экономика Тема 5.1 Теории международной торговли
- 5.1.1 Теория сравнительного преимущества
- 5.1.2 Неоклассические теории
- 5.1.3 Теория Хекшера-Олина
- 5.1.4 Парадокс Леонтьева
- 5.1.5 Альтернативные теории международной торговли
- Практические задания
- 5.2.2 Структура мирового рынка
- 5.2.3 Конкурентная борьба на мировом рынке
- 5.2.4 Государственное регулирование мировой торговли
- 8. Установите соответствие и распределите глобальные проблемы по группам в соответствии с классификацией ю.Н.Гладкого:
- 9. «Малые проблемы синтетического характера».
- 10. Выделите основные формы международной экономической интеграции в порядке возрастания степени интеграционного процесса:
- 11. Международные экономические отношения включают:
- 12. Наиболее сложная и перспективная система международного разделения труда, определяющая взаимодействие национальных экономик, — это:
- 13. Отметьте основные черты, присущие развитию современного мирового хозяйства:
- Тема 5.3 Мировая валютная система
- 5.3.1 Этапы развития мировой валютной системы
- 5.3.2 Валютные курсы и конвертируемость валют
- 5.3.3 Государственное регулирование валютного курса
- 5.3.4 Платежный баланс
- Практические задания
- 5.Любое платежное средство в иностранной валюте принято называть:
- Список использованной литературы