Практические занятия
1. Если индекс цен в прошлом году был 110, а в этом году 121, то каким будет уровень инфляции в этом году? Что означает «правило величины 70»? сколько времени потребуется для того, чтобы цены удвоились, если инфляция сохранится на уровне а) 2%, б) 5% и в) 10 % в год ?
2. По данной таблице определите:
1) темп инфляции для каждого года;
2) количество лет, необходимых для удвоения уровня цен:
Год | Индекс цен | Уровень инфляции | Количество лет |
1 | 100 |
|
|
2 | 112 |
|
|
3 | 123 |
|
|
4 | 129 |
|
|
3. В 2002 г среднемесячный темп инфляции составил 1,3%, среднемесячная пенсия в России равнялась 1379 р. В течение 4х месяцев размер пенсии не индексировался. Определите сумму реальных потерь пенсионера, получающего 1379 р. за 4 месяца? общую сумму потерь, если их число составило 30 млн. чел?
4. Определите темп инфляции и изменение покупательной способности денег, если цены выросли в 30 раз.
Тесты
1. Замедление темпов инфляции выгодно:
а) всем;
б) покупателю, купившему товары в кредит;
в) ипотечному банку, взимающему фиксированный процент;
г) должникам этого банка.
2. Объясните, кто, скорее всего, выиграет в условиях гиперинфляции:
а) учитель, получивший беспроцентную ссуду;
б) бывший служащий, получающий пенсию;
в) инженер, имеющий вклад на сберегательном счете.
3. Укажите, какие социальные группы несут потери от инфляции:
а) менеджеры крупных процветающих фирм;
б) кредиторы;
в) лица, получающие фиксированные доходы;
г) собственники фирм, работающих на сырье и полуфабрикатах, выпускаемых фирмами-монополистами.
4. Кривая Филлипса в краткосрочном периоде показывает, что:
а) с ростом безработицы общий уровень цен снижается;
б) повышение нормы инфляции сопровождается снижением нормы безработицы;
в) сокращение безработицы сопровождается повышением цен.
5. Один из эффектов неожиданной инфляции состоит в том, что богатство перераспределяется от:
а) заемщиков к кредиторам;
б) от кредиторов к заемщикам;
в) от молодых людей к старым;
г) от государства к фирмам.
6. Имеются следующие данные о динамике уровня цен:
Год | Индекс потребительских цен |
1991 | 400 |
1992 | 440 |
1993 | 462 |
1994 | 462 |
В этом случае можно утверждать о том, что:
а) уровень инфляции 1994 г превышает уровни инфляции 1992 и 1993 гг.
б) уровень инфляции 1993 г превышает уровень инфляции 1992 г;
в) уровень инфляции 1992 г превышает уровни инфляции 1993 года и 1994 года.
8. Инфляция спроса вызывается следующими факторами:
а) дефицитом государственного бюджета и ростом внутреннего долга;
б) кредитной экспансией банков;
в) ростом заработной платы.
7. Допустим, что ссуда в размере 100 предоставлена банком на один год при условии, что уровень инфляции составляет 12% в год, а сумма долга, подлежащая возврату в реальном выражении, равна 105. Какова в данном случае номинальная ставка процента по кредиту?
а) 12%;
б) 5%;
в) 18%;
г) 17,6%.
8. Продолжительность экономического цикла определяется периодом времени:
а) от момента, когда рецессия достигает дна, до того момента, когда последующий подъем достигает пика;
б) от момента, когда достигнут пик данного циклического подъема, до того момента, когда последующий подъем достигает пика;
в) от момента, когда достигнут пик данного циклического подъема, до того момента, когда спад следующего цикла достигает своего дна;
г) от момента, когда рецессия достигла дна в ходе данного цикла, до того момента, когда рецессия достигла дна в ходе следующего цикла.
9. Показателем экономического роста может служить:
а) ВВП, выраженный в текущих ценах;
б) потенциальный ВВП;
в) фактический ВВП, выраженный в неизменных ценах;
г) величина ВВП в неизменных ценах в расчете на душу населения.
10. Самое сильное влияние на ход экономического цикла оказывает динамика:
а) чистых инвестиций, направляемых на прирост товарно-материальных запасов;
б) чистых инвестиций, направляемых в производство товаров длительного пользования;
в) потребительских расходов;
г) государственных расходов.
11. Все ниже перечисленное верно, за исключением того, что:
а) в периоды устойчивого роста уровня инфляции люди постоянно ожидают повышения уровня цен;
б) ожидания работников и фирм относительно политики правительства и Центрального банка могут влиять на размеры заработной платы;
в) движение экономики вниз по кривой Филлипса происходит более медленно, чем движение вверх;
г) как только начинается повышаться безработица, цены и темпы инфляции быстро падают.
12. Что из перечисленного ниже не является инфляцией издержек?
а) рост занятости и выпуска;
б) «догоняющий» рост заработной платы;
в) шоки предложения;
г) рост процентной ставки.
13. Реакцией на возросший риск неожиданной инфляции являются:
а) назначение банками премии за риск на предоставляемые ими ссуды;
б) попытки правительства индексировать пенсии и пособия по малообеспеченности;
в) стремление банков продавать покупателям недвижимости закладные с переменной ставкой;
г) все ответы верны.
14. Если индекс цен в прошлом году был 110, а в этом году 121, то каким будет уровень инфляции в этом году?
а) 11%;
б) 10%;
в) 9%;
г) 8 %.
Тема 4.5 Денежная система и теоретическая модель денежного рынка
4.5.1 Понятие и типы денежных систем
Денежная система — это исторически сложившаяся в каждой стране форма организации денежного обращения, законодательно установленная государством.
Рынок невозможен без денег и денежного обращения. Последнее представляет собой движение денег, опосредующее оборот товаров и услуг. Денежное обращение обслуживает куплю-продажу товаров и услуг, а также движение финансового рынка. В США 3/5 платежного оборота приходится на финансовые операции. Такая связь денежного обращения с финансами служит основанием для некоторых экономистов определять денежное обращение как регулируемую законодательную систему финансов в стране (X. Зайдель, Р. Теммден).
Важнейшими элементами денежной системы являются:
денежная единица— это установленный в законодательном порядке денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров;
масштаб цен — весовое количество денежного металла, принятое в стране в качестве денежной единицы и ее составных частей; официальный масштаб цен утратил свой смысл в связи с особенностями экономического развития отдельных стран и прекращением размена кредитных денег на золото;
система эмиссии денег — учреждения, выпускающие деньги и ценные бумаги; законодательно закрепленный порядок выпуска денег в обращение;
формы денег — овеществленная в определенном типе всеобщего эквивалента меновая стоимость, которая в состоянии обеспечить устойчивость обращения товаров и является законным платежным средством в наличном обороте (это в основном кредитные банковские билеты, бумажные деньги и разменная монета);
валютный паритет — соотношение национальной валюты с другими валютами;
институты денежной системы — государственные и негосударственные учреждения, регулирующие денежное обращение.
В мире существуют различные системы денежного обращения, которые сложились и исторически закреплены законодательно каждым государством.
История денежной единицы России
Термин "рубль" возник в XIII в. в Новгороде. Так стала называться половина разрубленной гривны — слитка серебра весом около 200 гр., служившей в то время денежной и весовой единицей. С 1534 года образовалась единая монетная система Русского государства, рубль становится и основной денежной единицей. Один рубль делится на 2 полтины, 4 полуполтины, 100 копеек, 200 денег, 400 полушек. В начале XVII в. серебряное содержание рубля составляло 48 граммов. При Петре I создается первая десятичная монетная система, основной единицей которой стал рубль, равный 100 копейкам. С 1704 г. рубль приравнивался к весу западноевропейской денежной единицы — талера (28,4 гр.), что ввело русский рубль в круг европейских монетных систем. В 1725-1726 гг. чеканились медные рубли — плиты весом в 1,6 кг.
С 1764 г. серебряное содержание рубля снизилось до 18 гр., а в 1769 г. для покрытия расходов, вызванных войной с Турцией, правительство выпустило бумажные рубли — ассигнации. Их обеспечением должны были служить "сестрорецкие медные рубли" весом в 1 кг каждый. С 1841 г. в обращении появился бумажный кредитный рубль, а с 1897 г. рубль переведен на золотую основу. Обращались золотые монеты в 5,7 (полуимпериал), 10 и 15 (империал) рублей.
Первый советский рубль (совзнак) выпущен в 1919 г. в виде кредитного билета. В 1921 г. в РСФСР отчеканены первые серебряные советские рубли. В соответствии с денежной реформой 1922-1924 гг. в обращение был выпущен бумажный червонец с золотым обеспечением, равным золотому содержанию дореволюционной десятирублевой монеты, и золотой червонец весом в 8,6 гр., а также печатались государственные казначейские билеты в 1, 3 и 5 рублей и серебряные рубли (18 гр. чистого серебра). В 1937 г. исчисление рубля устанавливается на базе американского доллара, содержащего 0,889 гр. золота (1 доллар равнялся 5,3 рубля). В 1950 г. рубль был переведен на золотую основу с содержанием 0,222 гр. чистого золота. В 1961 г. с повышением в бывшем СССР масштаба цен в 10 раз золотое содержание рубля было определено в 0,987 гр. чистого золота.
Сегодня рубль переживает трудные времена. Инфляция "съела" его былое содержание: так рубль реагирует сегодня на ошибки по пути к новой рыночной экономике. Но ведь история рубля — это история российского государства. Его взлеты и падения отмечали войны и смуты, экономические реформы и эпохи процветания. И сила сегодняшнего и завтрашнего российского рубля будет по многом зависеть от успехов России на пути к цивилизованной, здоровой экономике.
В зависимости от вида обращаемых денег выделяются два типа систем денежного обращения:
— система обращения металлических денег, когда обращаются полноценные золотые и серебряные монеты, а кредитные деньги свободно обмениваются на денежный металл (слитки или монеты);
— система обращения кредитных и бумажных денег, когда золото вытеснено из обращения и поэтому кредитные и бумажные деньги могут быть обменены на золото.
Современное денежное обращение представляет собой совокупность денежных средств, внешне выступающих в двух формах: наличной и безналичной. По объему наличные деньги значительно уступают денежным средствам, находящимся на банковских счетах: банкноты и разменная монета в современных условиях составляют лишь около 10% всех денежных средств.
История свидетельствует о существовании таких разновидностей денежных систем, как биметаллизм, базирующийся на использовании в качестве денег двух металлов — золота и серебра (XVI-XIX в.), и монометаллизм, использующий в обращении лишь один металл — золото, а бумажные деньги свободно обмениваются на этот металл.
Монометаллизм исторически существовал в виде трех стандартов: золотомонетного (свободное обращение золотых монет); золотослиткового (предусматривалась возможность обмена знаков стоимости на золото лишь по предъявлении суммы, соответствующей цене стандартного слитка); золото-девизного (когда банкноты разрешалось обменивать на иностранную валюту — девизы, разменную на золото).
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. положил конец эпохе монометаллизма. На его место приходит система неразменных кредитных денег, которую характеризуют:
— демонетизация золота;
— отмена золотого содержания банкнот;
— значительное расширение безналичного оборота;
— господствующее положение кредитных денег;
— усиление эмиссии денег в целях кредитования частного предпринимательства и государства;
— государственное регулирование денежного обращения.
Различают также денежную систему с твердым обеспечением и свободное денежное обращение. Такое различие связано с регулированием дефицита денежной массы в обращении. В системах с твердым обеспечением нехватка Денег законодательно обеспечивает положение о нормах покрытия. В то же время существует опасность недостаточного снабжения народного хозяйства деньгами (дефляция), если в развивающейся экономике денежная масса не может быть Увеличена из-за нехватки золотых запасов в центральном банке. При свободном денежном обращении всегда существует опасность чрезмерного увеличения денежной массы (инфляция), так как не существует никаких законодательных положений о покрытии находящихся в обращении денег.
Многообразие денежных средств, функционирующих в современной экономике, порождает проблему измерения денежной массы.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Брянск, бгита, 2009
- Содержание
- Глава 1. Становление и развитие экономической теории как науки 9
- Глава 2. Общие основы экономической теории 72
- Глава 5. Мировая экономика 483
- Глава 1. Становление и развитие экономической теории как науки
- 1.1 Экономическая мысль в древних цивилизациях
- 1.2 Экономическая мысль в средние века
- 1.3 Экономическая система меркантилизма
- 1.4 Классическое направление экономической мысли
- 1.5 Экономическая мысль после а. Смита и д. Риккардо: развитие и критика учения
- 1.6 Экономическое учение марксизма
- 1. 7 Неоклассическое направление экономической мысли
- 1.8 Экономическое учение Дж.М. Кейнса
- 1.9 Неоклассическое возрождение. Монетаризм, школа «экономики предложения», теория рациональных ожиданий
- 1.10 Институционализм
- 1.11 Российская экономическая мысль
- 88. Применение методов экономического анализа для объяснения поведения человека в разных сферах общественной жизни (семье, правовых отношениях и пр.) получило название…
- 2.1.2 Предмет и основные методы изучения экономической теории
- Практические задания
- 1. Определите, какое из следующих утверждений является позитивным, какое нормативным:
- 2. Определите, какое из утверждений следует отнести к макроэкономике, какое — к микроэкономике:
- 3. В каком случае речь идет о проблемах микроэкономики, в каком — макроэкономики:
- 4. Определите, какие из утверждений следует отнести к позитивным, а какие — к нормативным:
- 2.2.2 Граница производственных возможностей и ее модификации
- Практические задания
- 2.3.2 Типы, формы и виды собственности
- 2.3.3 Сущность и формы предпринимательства
- Практические задания
- 2.4.2.Причины возникновения и условия развития рынка
- 2.4.3.Структура и инфраструктура рынка
- Практические задания
- 3.1.2.Предложение в рыночной экономике
- 3.1.3.Рыночное равновесие
- Практические задания
- 1. Какое влияние окажут следующие события на спрос на продукт в:
- 2. Какое влияние окажут следующие события на предложение продукта в:
- 3. Как повлияет каждое из перечисленных ниже изменений спроса и (или) предложения на равновесную цену и равновесное количество на конкурентном рынке:
- 7. Объясните, какие события вызвали сдвиг кривой спроса.
- 3.2.2.Эластичность спроса
- 3.2.3.Эластичность предложения
- 3.2.4.Практическое значение показателей эластичности
- Практические задания
- 1. По данным таблицы определите:
- 5. Каким образом изменения цены повлияют на общую выручку — увеличится, сократится, останется неизменной?
- 3.3.2 Кривые безразличия
- 3.3.3 Бюджетная линия и ее модификации
- 3.3.4 Модель потребительского поведения
- Практические задания
- 3.4.2 Издержки производства в краткосрочном периоде
- 3.4.3 Особенности издержек производства в долгосрочном периоде
- 3.4.4 Производственная функция
- Практические задания
- 3.5.2 Основные принципы анализа деятельности фирмы
- 3.5.3 Условия максимизации прибыли и минимизации убытков фирмы
- Практические задания
- Тема 3.6 Фирма в условиях чистой монополии
- 3.6.1 Основные признаки модели рынка «чистая монополия»
- 3.6.2 Определение объема производства и цены в условиях монополии
- 3.6.3 Экономические последствия деятельности монополии
- Практические задания
- 3.7.2 Олигополия
- 3.7.3 Другие формы несовершенной конкуренции
- Практические задания
- 3.8.2.Особенности рынка труда
- 3.8.3.Формы доходов и их распределение в рыночной экономике
- Практические задания
- 4.1.2 Макроэкономическая теория и макроэкономическая политика
- 4.1.3. Взаимосвязь между основными индикаторами системы национальных счетов
- 4.1.4 Экономический рост и циклическое развитие
- Фазы промышленного цикла
- Особенности экономических циклов
- Практические занятия
- 1. Какие из данных методов исследования относятся к специфическим, использованным макроэкономикой:
- 2. Какой из способов исчисления ввп определяется как сумма государственного и частного потребления, государственных и частных инвестиций, изменений всех видов запасов и чистого экспорта:
- 3. Ввп отличается от внп тем, что:
- 4. Дефлятор внп рассчитывается как отношение:
- 4.2.2 Совокупное предложение
- 4.2.3Кейнсианская функция потребления и сбережения. Мультипликатор.
- 4.2.4 Функция инвестиционного спроса. Модель акселератора
- 4.2.5.Макроэкономическое равновесие
- 1. Классическая модель макроэкономического равновесия
- 2. Кейнсианский подход к макроэкономическому равновесию
- Практические задания
- 4.3.2 Занятость и безработица: понятие и показатели
- 4.3.3.Социально-экономические последствия безработицы. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филипса
- 4.3.4 Социальная политика и социальная защита населения
- Практические занятия
- 6. Что из перечисленного ниже может сократить размеры структурной безработицы:
- 4.4.2 Виды инфляции и механизм их действия
- 4.4.3 Социально-экономические последствия инфляции
- 4.4.4 Варианты антиинфляционной политики
- Практические занятия
- 4.5.2 Денежная масса. Предложение и спрос на деньги
- Авуары — денежные средства или ценные бумаги, а также золото, переводы и аккредитивы, являющиеся источником платежей и погашения обязательств их владельцев.
- 4.5.3 Теоретические модели спроса на деньги
- 4.5.4 Модель денежного рынка. Равновесие на денежном рынке
- 4.5.5 Модель “is–lm”
- Практические задания
- 4.6.2 Кредит, его функции и формы
- 4.6.3 Денежный мультипликатор
- 4.6.4 Основы денежно-кредитного регулирования
- 4.6.5 Основные инструменты денежно-кредитной политики
- 3. Операции на открытом рынке.
- Практические задания
- 4.7.2 Инструменты рынка ценных бумаг
- 4.7.3 Организация, обращение и регулирование рынка бумаг
- Практические задания
- 4.8.2 Финансовая система и ее субъекты
- 4.8.3 Теоретические концепции государственных финансов и их эволюция
- 6. Продавцами финансовых ресурсов выступают:
- 4.9.2 Структура расходов государственного бюджета рф
- 4.9.3. Бюджетный дефицит и государственный долг
- 4.9.4. Государственный бюджет как инструмент финансового регулирования экономики
- Практические задания
- 4.10.2. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос
- 4.10.3. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупное предложение
- 4.10.4. Достоинства и недостатки фискальной политики
- Практические задания
- Глава 5. Мировая экономика Тема 5.1 Теории международной торговли
- 5.1.1 Теория сравнительного преимущества
- 5.1.2 Неоклассические теории
- 5.1.3 Теория Хекшера-Олина
- 5.1.4 Парадокс Леонтьева
- 5.1.5 Альтернативные теории международной торговли
- Практические задания
- 5.2.2 Структура мирового рынка
- 5.2.3 Конкурентная борьба на мировом рынке
- 5.2.4 Государственное регулирование мировой торговли
- 8. Установите соответствие и распределите глобальные проблемы по группам в соответствии с классификацией ю.Н.Гладкого:
- 9. «Малые проблемы синтетического характера».
- 10. Выделите основные формы международной экономической интеграции в порядке возрастания степени интеграционного процесса:
- 11. Международные экономические отношения включают:
- 12. Наиболее сложная и перспективная система международного разделения труда, определяющая взаимодействие национальных экономик, — это:
- 13. Отметьте основные черты, присущие развитию современного мирового хозяйства:
- Тема 5.3 Мировая валютная система
- 5.3.1 Этапы развития мировой валютной системы
- 5.3.2 Валютные курсы и конвертируемость валют
- 5.3.3 Государственное регулирование валютного курса
- 5.3.4 Платежный баланс
- Практические задания
- 5.Любое платежное средство в иностранной валюте принято называть:
- Список использованной литературы