logo
Электронный учебник

3.1.2.Предложение в рыночной экономике

Логика анализа предложения во многом такова же, как и при анализе спроса. Различия между этими понятиями заключаются в их содержании. Спрос характеризует поведение покупателя, а предложение — поведение продавца на рынке.

Предложение — экономическая категория, которая выражает отношение (взаимосвязь) между ценой товара и его количеством, которое продавец согласен продать при прочих равных условиях.

Величина (объем) предложения — точное количество товара, которое было бы продано по некоторой, конкретной цене при неизменности прочих факторов, влияющих на предложение.

Цена предложения — минимальная цена, по которой продавец согласен продать свой товар.

Закон предложения выражает прямую зависимость величины предложения от уровня цены товара при прочих равных условиях, Действие закона предложения на практике имеет много исключений, т.к. предложение товаров в значительной степени связано с производством, которое само по себе представляет сложный процесс и подчиняется многим изменяющимся, а очень часто и непредсказуемым, условиям.

Методы выражения закона предложения аналогичны спросу — табличный, алгебраический, графический. Поскольку таблица и график предложения отражают закон предложения, то линия графика является повышающейся, т.е. имеет положительный угол наклона, что принципиально отличает график предложения от графика спроса (рисунок 13).

Рисунок 13 — Кривая предложения

Зависимость величины предложения от определяющих его факторов выражает функция предложения. Линейная функция (уравнение) предложения от цены данного товара имеет вид:

где — величина предложения.

—координаты точки, в которой график предложения пересекается с осью зависимой переменной (абсцисс).

— показатель наклона графика предложения.

— цена данного товара.

Изменение величины предложения, выраженное данным уравнением, зависит только от изменения цены данного товара и отображается движением точки по графику предложения, т.е. имеет место переход от одной комбинации «цена — количество товара» к другой комбинации этих показателей, но функция при этом остается неизменной (рисунок 13).

В реальной экономической действительности состояние предложения зависит от многих других факторов (неценовых детерминантов), а именно:

1. число продавцов (производителей) товаров.

2. изменение цен на ресурсы.

3. применяемые технологии производства.

4. налоги и дотации.

5. цены на другие товары.

6. ожидания продавцов относительно изменения цен товаров.

7. периоды производства (предложения) товаров.

При изменении предложения под влиянием указанных факторов происходит смещение графика либо вправо (предложение увеличивается), либо влево (предложение уменьшается). Аналогично спросу здесь возможны многочисленные разнообразные комбинации «цена — количество продукта» (рисунок 14).

Рисунок 14 — Изменение в предложении

Для понимания расположения графика предложения в системе координат «цена — количество» большое значение имеет фактор времени, т.е. период производства и предложения.

В микроэкономике принято различать три периода: текущий (мгновенный), в котором все факторы производства рассматриваются как неизменные; краткосрочный, на протяжении которого изменяются лишь некоторые факторы производства (количество используемого сырья, численность рабочих); долгосрочный, когда все факторы производства являются переменными.

В текущем периоде график предложения имеет строго вертикальное расположение, что означает неизменность объема предложения при изменении цены. В краткосрочном периоде при повышении цены имеет место увеличение использования некоторых ресурсов (например, рабочей силы), в результате чего график предложения принимает более пологий (повышающийся) вид. В долгосрочном периоде даже незначительное повышение цены товара вызывает существенный рост объема предложения, поскольку для производства данного товара будут использоваться в возрастающих количествах все необходимые ресурсы.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4