4. Определите, какие из утверждений следует отнести к позитивным, а какие — к нормативным:
а) рост спроса на цветы в канун 8 Марта приводит к повышению цен на них;
б) отсутствие контроля государства за деятельностью химических комбинатов может привезти к загрязнению притока Волги, протекающего по территории области, где работают комбинаты;
в) для того, чтобы страна не попала в экономическую зависимость от других, более развитых стран, следует наладить на ее территории производство всей необходимой продукции;
г) снижение поступления налогов в бюджет государства приводит к возникновению бюджетного дефицита;
д) для уменьшения дефицита госбюджета необходимо увеличить ставку налога на прибыль предприятий;
е) если цена на женскую обувь повысилась на 80%, то объем продаж снизился бы вдвое;
ж) переход к рыночной экономике следует начинать с приватизации государственных предприятий.
Тесты
1. Какое из определений наиболее полно характеризует предмет экономической теории:
а) это наука о динамике материальных и духовных потребностей человека;
б) это наука о мотивации поведения человека;
в) это наука о производстве и критериях распределения производимых благ;
г) это наука о натуральном хозяйстве;
д) это наука о наиболее общих законах развития человеческого общества в условиях ограниченности ресурсов;
е) дайте свое определение.
2. «Положительная наука, — писал Дж.М.Кейнс,— может быть определена как совокупность систематических знаний, относящихся...(продолжите):
а) к тому, что есть;
б) к тому, что должно быть;
в) к положительным тенденциям в экономическом развитии;
г) к оценочным суждениям.
3. Выберите утверждение, не являющееся верным по отношению к модели:
а) модель состоит из нескольких реалистичных предположений;
б) модель строится на основе абстракции;
в) модель является инструментом для экономических прогнозов;
г) абсолютно верным отражением конкретной экономической ситуации.
4. Что из перечисленного не является моделью:
а) торговля на Нью-Йоркской фондовой бирже;
б) иерархия потребностей;
в) концепция экономического человека;
г) валовый внутренний продукт.
5. Понятие метода науки включает в себя:
а) способы оптимального применения всей совокупности познавательных средств;
б) структуру предмета;
в) набор фактических данных;
г) мировоззренческие установки ученого.
6. Какая из школ экономической теории была исторически первой:
а) марксизм;
б) меркантилизм;
в) кейнсианство;
г) классическая политэкономия;
д) физиократы.
7. Какая экономическая школа впервые сделала предметом своего анализа процесс производства, а не сферу обращения:
а) меркантилизм;
б) физиократы;
в) классическая политэкономия;
г) австрийская школа.
8. В какой экономической школе впервые анализируется воспроизводство и распределение дохода в сельском хозяйстве:
а) меркантилизм;
б) физиократы;
в) классическая политэкономия;
г) кейнсианство;
д) маржинализм.
9. Необходимость государственного регулирования экономики обосновывается представителями таких направлений экономической науки, как:
а) классическое;
б) неоклассическое;
в) кейнсианское;
г) все ответы верны.
10. Тезис о «невидимой руке» рынка содержится в теоретических концепциях:
а) классического направления экономической науки;
б) институционализма;
в) кейнсианства;
г) неоклассического направления;
10. Политику протекционизма впервые рекомендовали:
а) физиократы;
б) меркантилисты;
в) маржиналисты;
г) неоклассики.
11. Кто из перечисленных ниже экономистов является сторонником предельной полезности:
а) А.Смит;
б) К. Менгер;
в) Д. Рикардо;
г) К. Маркс.
12. Термин «Экономикс» получил всеобщее признание после того, как был употреблен в заглавии труда:
а) Жана-Батиста Сея;
б) Джона Стюарта Милля;
в) Альфреда Маршалла;
г) Джона Мейнарда Кейнса.
13. Создатель первой экономико-математической модели:
а) Ф.Кенэ;
б) А.Смит;
в) К.Маркс;
г) Е. Бем-Баверк.
14. Определите, какая проблема из ниже перечисленных не является предметов изучения современной экономической науки:
а) социальная справедливость в распределении доходов;
б) соответствие хозяйственной деятельности религиозным заповедям;
в) преимущества и недостатки различных социально-экономических систем;
г) все эти проблемы.
15. Определите, какое из определений соответствует тому представлению о предмете своей науки, которое было у представителей классической политической экономии:
а) «экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками с людьми»;
б) «экономическая теория есть наука об использовании людьми редких или ограниченных ресурсов для производства различных товаров… и распределения их между членами общества в целях потребления»;
в) «экономическая теория есть наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства»;
г) «экономическая теория есть наука о богатстве».
Тема 2. 2. Общие проблемы экономического развития
2.2.1 Объективные условия и противоречия экономического развития
Определение предмета экономической теории содержит наличное объективное противоречие между ограниченностью производственных ресурсов, с одной стороны, и практической безграничностью человеческих потребностей, с другой. Такое непременное условие бытия человеческой цивилизации вызывает необходимость экономического анализа, рассмотрения и сопоставления имеющихся и возникающих потребностей с ресурсами, которыми располагает в каждый данный момент действующий экономический агент и общество.
Производствокак важнейший элемент экономики в смысле хозяйствования предполагает универсальное условие, а именно, в результате должна быть удовлетворена какая–либо потребность человека.
Под экономическими потребностямиобычно понимается недостаток чего-либо для сохранения и поддержания жизнедеятельности и развития индивида, фирмы или общества. В положительном смысле потребности можно рассматривать как внутренние побудительные мотивы, стимулы к активной экономической деятельности. Потребности исключительно многообразны как и сама реальная действительность. Поэтому для проведения экономического анализа их необходимо классифицировать, исходя из какого-либо объективного критерия.
При всей условности деления потребности, прежде всего, можно подразделить на первичные, которые обеспечивают жизненно важные условия существования человека (пища, одежда, жилье и др.), ивторичные, к которым относятся все остальные потребности (досуг, отдых, учеба). Первичные потребности, как правило, не могут быть заменены одна на другую, в использовании вторичных потребностей возможны замены. Деление экономических потребностей на первичные и вторичные исторически условно, соотношение между ними с развитием общества изменяется. Довольно часто указанное разделение потребностей выражается как сочетание материальных и духовных потребностей.
В процессе развития общества действует объективный закон возвышения (роста) потребностей. Он выражается в количественном и качественном изменении потребностей. Количественное изменение предполагает как снижение, так и увеличение отдельных потребностей по различным причинам (рост населения, изменение доходов и др.), но имеет место общая тенденция к росту потребления. Качественное изменение связано, преимущественно, с изменением структуры потребностей по различным направлениям, исчезновение одних и возникновение других, изменение темпов роста потребления. С ростом богатства общества, как правило, сокращается доля расходов на питание, растет доля услуг и товаров длительного пользования. На основе этого можно сделать вывод о безграничности потребностей.
Любое средство (товар, услуга), удовлетворяющее потребность, в экономической теории называется благо. Благо— это все то, что заключает в себе определенный положительный смысл, а именно предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий конкретную потребность. Классификация благ, так же, как и потребностей, отличается большим разнообразием. Вся разнообразная совокупность благ, находящаяся в распоряжении индивидов и общества, прежде всего, разделяется на две категории: экономические блага и неэкономические (свободные, бесплатные).
Неэкономические благачаще всего предоставляются природой и имеются в достаточном количестве для удовлетворения потребностей всех желающих. Потребление свободного блага не требует отказа от потребления других благ. В принципе можно представить таких живых существ, цели которых настолько ограничены, что все блага являются для них «свободными» и не влияют на их поведение.
В отличие от этого экономические блага ограничены, и их использование определяет поведение людей и поэтому они являются предметом изучения в экономической науке. Экономические блага выступают как результат производственной деятельности людей.
Совокупность экономических благ, так же как и совокупность потребностей многообразна и сложна, следовательно, требует определения классификации по определенным критериям. Для экономического анализа, прежде всего, важно деление благ по степени связи между ними. В этом смысле они подразделяются на взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняющие (комплементарные) блага.
Взаимозаменяемые блага могут быть использованы для удовлетворения одной и той же потребности (например, чай и кофе, поезд и автомобиль и т.д.). Взаимодополняющие блага используются в комплексе (соединении) для удовлетворения какой-либо конкретной потребности (например, автомобиль и бензин). Экономические критерии классификации благ на предметы первой необходимости и предметы роскоши, качественные и некачественные товары будут представлены в лекции «Эластичность спроса».
Источником любого производства благ (товаров и услуг) являются ресурсы, которыми располагает общество. Экономические ресурсы — это совокупность природных, технических, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания товаров, услуг и других ценностей (экономических благ).
Для экономической науки более важно понятие факторы производства. Факторы производства — экономическая категория, обозначающая уже реально вовлеченные в экономический процесс ресурсы.
К важнейшим системообразующим ресурсам в современном обществе относятся земля, труд, капитал и предпринимательская способность (деятельность). Понятие «Земля», как ресурс включает все естественные, природные ресурсы, которые применимы в производстве: пахотные земли, леса, природные ископаемые, водные ресурсы.
Труд — совокупность физических и умственных способностей людей, применяемых в производстве товаров и услуг: навыки, умение и профессиональный уровень работников. Очень часто этот показатель определяется как количество трудоспособного населения страны.
Капитал — это созданные трудом средства производства: инструменты, здания, сооружения, машины, оборудование, товарные запасы, энергия, производственная инфраструктура, т.е. все то, что увеличивает отдачу земли и труда в производственном процессе. Все это, вместе взятое, представляет собой физический капитал или инвестиционные товары, которые используются для создания потребительских товаров, т.е. товаров для конечного потребления. В приведенном определении термин «капитал» не включает деньги, а только «реальный капитал» как ресурс.
Предпринимательская способность (деятельность) — это особый вид ресурса и труда предпринимателя, который принципиально отличается от труда наемного работника по следующим основным признакам:
1. Предприниматель соединяет ресурсы в единый процесс производства товаров и услуг.
2. Предприниматель берет на себя трудную задачу принятия решений в бизнесе.
3. Предприниматель — это новатор, который вынужден вводить в действие новые товары, новые технологии, новую организацию, если он не хочет проиграть в конкурентной борьбе.
4. Предприниматель всегда идет на риск, т.к. на рынке успех не гарантирован; он действует по принципу «на свой страх и риск» и за свои собственные или заемные средства.
В экономической литературе имеются различные подходы к определению предпринимательства как фактора производства. Многолетняя практика показывает, что подобными способностями предпринимателя обладают 6-7% трудоспособного населения.
Человек и общество живут в мире ограниченных возможностей (ресурсов). Понятие ограниченности является фундаментальным для экономической науки и одновременно жестким, универсальны условием экономической деятельности в любой экономической системе. Это означает, что для любого человека, так и для общества в целом большинство товаров и ресурсов ограничено, т.е. их нет в количестве, достаточном для удовлетворения всех существующих потребностей одновременно. Более конкретно, ограниченность предполагает практическую невозможность одновременного и полного удовлетворения всех потребностей на основе использования данного объема имеющихся ресурсов.
Ограниченность ресурсов имеет не абсолютный, а относительный характер. Во-первых, это проявляется в том, что количество имеющихся ресурсов необходимо сравнивать, сопоставлять с уровнем и структурой существующих в каждый данный момент потребностей, поскольку частичное преодоление ограниченности возможно за счет снижения потребностей.
Во-вторых, люди и общество находят новые ресурсы, увеличивают их количество, изменяют их структуру, но в каждый данный момент они конкретно определены, т.е. ограничены абсолютной величиной.
Последствия ограниченности ресурсов разнообразны и порождают несколько проблем, которые должны решаться любой экономической системой. Во-первых, возникает конкуренция за получение ресурсов. Она может носить конструктивный характер, но может принимать и негативные, даже разрушительные формы. Во-вторых, вводится рационирование (нормирование), т.е. сознательное установление пределов (лимитов) в распределении каких-либо благ и ресурсов. В третьих, имеет место дискриминация, т.е. умаление, лишение прав кого — либо или, наоборот, наделение кого-либо значительными правами относительно использования ресурсов. И, наконец, ограниченность ресурсов неизбежно порождает проблему выбора по использованию того или иного ресурса, т.к. на основе одного и того же ресурса могут создаваться различные блага.
Множественность экономических целей при ограниченности ресурсов ставит проблему экономического выбора наилучшего (оптимального) варианта использования ресурса, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при минимуме затрат, т.е. необходим рациональный вариант производства или поведения экономических агентов. Методы решения этой задачи входят в предмет экономической науки. При решении проблемы выбора опираются на три главных идеи экономического анализа:
1. Вероятность выбора данного варианта растет, если выгоды от него увеличиваются при рассмотрении других вариантов, и наоборот, вероятность выбора данного варианта снижается, если затраты на него увеличиваются при рассмотрении других вариантов.
2. Любая экономическая ценность (возможность, полезность) является одновременно альтернативной ценностью, т.е. у нее есть конкуренты.
3. В процессе экономического выбора индивиды (экономические агенты) всегда стараются удовлетворить свои потребности с наименьшими затратами.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Брянск, бгита, 2009
- Содержание
- Глава 1. Становление и развитие экономической теории как науки 9
- Глава 2. Общие основы экономической теории 72
- Глава 5. Мировая экономика 483
- Глава 1. Становление и развитие экономической теории как науки
- 1.1 Экономическая мысль в древних цивилизациях
- 1.2 Экономическая мысль в средние века
- 1.3 Экономическая система меркантилизма
- 1.4 Классическое направление экономической мысли
- 1.5 Экономическая мысль после а. Смита и д. Риккардо: развитие и критика учения
- 1.6 Экономическое учение марксизма
- 1. 7 Неоклассическое направление экономической мысли
- 1.8 Экономическое учение Дж.М. Кейнса
- 1.9 Неоклассическое возрождение. Монетаризм, школа «экономики предложения», теория рациональных ожиданий
- 1.10 Институционализм
- 1.11 Российская экономическая мысль
- 88. Применение методов экономического анализа для объяснения поведения человека в разных сферах общественной жизни (семье, правовых отношениях и пр.) получило название…
- 2.1.2 Предмет и основные методы изучения экономической теории
- Практические задания
- 1. Определите, какое из следующих утверждений является позитивным, какое нормативным:
- 2. Определите, какое из утверждений следует отнести к макроэкономике, какое — к микроэкономике:
- 3. В каком случае речь идет о проблемах микроэкономики, в каком — макроэкономики:
- 4. Определите, какие из утверждений следует отнести к позитивным, а какие — к нормативным:
- 2.2.2 Граница производственных возможностей и ее модификации
- Практические задания
- 2.3.2 Типы, формы и виды собственности
- 2.3.3 Сущность и формы предпринимательства
- Практические задания
- 2.4.2.Причины возникновения и условия развития рынка
- 2.4.3.Структура и инфраструктура рынка
- Практические задания
- 3.1.2.Предложение в рыночной экономике
- 3.1.3.Рыночное равновесие
- Практические задания
- 1. Какое влияние окажут следующие события на спрос на продукт в:
- 2. Какое влияние окажут следующие события на предложение продукта в:
- 3. Как повлияет каждое из перечисленных ниже изменений спроса и (или) предложения на равновесную цену и равновесное количество на конкурентном рынке:
- 7. Объясните, какие события вызвали сдвиг кривой спроса.
- 3.2.2.Эластичность спроса
- 3.2.3.Эластичность предложения
- 3.2.4.Практическое значение показателей эластичности
- Практические задания
- 1. По данным таблицы определите:
- 5. Каким образом изменения цены повлияют на общую выручку — увеличится, сократится, останется неизменной?
- 3.3.2 Кривые безразличия
- 3.3.3 Бюджетная линия и ее модификации
- 3.3.4 Модель потребительского поведения
- Практические задания
- 3.4.2 Издержки производства в краткосрочном периоде
- 3.4.3 Особенности издержек производства в долгосрочном периоде
- 3.4.4 Производственная функция
- Практические задания
- 3.5.2 Основные принципы анализа деятельности фирмы
- 3.5.3 Условия максимизации прибыли и минимизации убытков фирмы
- Практические задания
- Тема 3.6 Фирма в условиях чистой монополии
- 3.6.1 Основные признаки модели рынка «чистая монополия»
- 3.6.2 Определение объема производства и цены в условиях монополии
- 3.6.3 Экономические последствия деятельности монополии
- Практические задания
- 3.7.2 Олигополия
- 3.7.3 Другие формы несовершенной конкуренции
- Практические задания
- 3.8.2.Особенности рынка труда
- 3.8.3.Формы доходов и их распределение в рыночной экономике
- Практические задания
- 4.1.2 Макроэкономическая теория и макроэкономическая политика
- 4.1.3. Взаимосвязь между основными индикаторами системы национальных счетов
- 4.1.4 Экономический рост и циклическое развитие
- Фазы промышленного цикла
- Особенности экономических циклов
- Практические занятия
- 1. Какие из данных методов исследования относятся к специфическим, использованным макроэкономикой:
- 2. Какой из способов исчисления ввп определяется как сумма государственного и частного потребления, государственных и частных инвестиций, изменений всех видов запасов и чистого экспорта:
- 3. Ввп отличается от внп тем, что:
- 4. Дефлятор внп рассчитывается как отношение:
- 4.2.2 Совокупное предложение
- 4.2.3Кейнсианская функция потребления и сбережения. Мультипликатор.
- 4.2.4 Функция инвестиционного спроса. Модель акселератора
- 4.2.5.Макроэкономическое равновесие
- 1. Классическая модель макроэкономического равновесия
- 2. Кейнсианский подход к макроэкономическому равновесию
- Практические задания
- 4.3.2 Занятость и безработица: понятие и показатели
- 4.3.3.Социально-экономические последствия безработицы. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филипса
- 4.3.4 Социальная политика и социальная защита населения
- Практические занятия
- 6. Что из перечисленного ниже может сократить размеры структурной безработицы:
- 4.4.2 Виды инфляции и механизм их действия
- 4.4.3 Социально-экономические последствия инфляции
- 4.4.4 Варианты антиинфляционной политики
- Практические занятия
- 4.5.2 Денежная масса. Предложение и спрос на деньги
- Авуары — денежные средства или ценные бумаги, а также золото, переводы и аккредитивы, являющиеся источником платежей и погашения обязательств их владельцев.
- 4.5.3 Теоретические модели спроса на деньги
- 4.5.4 Модель денежного рынка. Равновесие на денежном рынке
- 4.5.5 Модель “is–lm”
- Практические задания
- 4.6.2 Кредит, его функции и формы
- 4.6.3 Денежный мультипликатор
- 4.6.4 Основы денежно-кредитного регулирования
- 4.6.5 Основные инструменты денежно-кредитной политики
- 3. Операции на открытом рынке.
- Практические задания
- 4.7.2 Инструменты рынка ценных бумаг
- 4.7.3 Организация, обращение и регулирование рынка бумаг
- Практические задания
- 4.8.2 Финансовая система и ее субъекты
- 4.8.3 Теоретические концепции государственных финансов и их эволюция
- 6. Продавцами финансовых ресурсов выступают:
- 4.9.2 Структура расходов государственного бюджета рф
- 4.9.3. Бюджетный дефицит и государственный долг
- 4.9.4. Государственный бюджет как инструмент финансового регулирования экономики
- Практические задания
- 4.10.2. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос
- 4.10.3. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупное предложение
- 4.10.4. Достоинства и недостатки фискальной политики
- Практические задания
- Глава 5. Мировая экономика Тема 5.1 Теории международной торговли
- 5.1.1 Теория сравнительного преимущества
- 5.1.2 Неоклассические теории
- 5.1.3 Теория Хекшера-Олина
- 5.1.4 Парадокс Леонтьева
- 5.1.5 Альтернативные теории международной торговли
- Практические задания
- 5.2.2 Структура мирового рынка
- 5.2.3 Конкурентная борьба на мировом рынке
- 5.2.4 Государственное регулирование мировой торговли
- 8. Установите соответствие и распределите глобальные проблемы по группам в соответствии с классификацией ю.Н.Гладкого:
- 9. «Малые проблемы синтетического характера».
- 10. Выделите основные формы международной экономической интеграции в порядке возрастания степени интеграционного процесса:
- 11. Международные экономические отношения включают:
- 12. Наиболее сложная и перспективная система международного разделения труда, определяющая взаимодействие национальных экономик, — это:
- 13. Отметьте основные черты, присущие развитию современного мирового хозяйства:
- Тема 5.3 Мировая валютная система
- 5.3.1 Этапы развития мировой валютной системы
- 5.3.2 Валютные курсы и конвертируемость валют
- 5.3.3 Государственное регулирование валютного курса
- 5.3.4 Платежный баланс
- Практические задания
- 5.Любое платежное средство в иностранной валюте принято называть:
- Список использованной литературы