3.8.3.Формы доходов и их распределение в рыночной экономике
Анализ спроса и предложения факторов производства (ресурсов) позволяет сделать вывод о том, что доход фактора уравнивается с предельным доходом, который он может принести своему покупателю. В условиях совершенной конкуренции такой подход предполагает, что каждая единица каждого ресурса получает вознаграждение, совпадающее с вкладом этой единицы в доход фирмы — теория предельной производительности распределения (факторов производства). Каждый фактор производства получает плату пропорционально его предельной доходности или производительности. Эта теория тесно связана с понятием «человеческий капитал» и теория эффективной заработной платы.
Человеческий капитал — капитал в виде умственных способностей, полученный через формальное обучение или образование, либо через практический опыт. Экономисты рассматривают затраты на обучение и образование как одну из форм инвестиций. С этой точки зрения учеба в институте (академии) практически то же самое, что покупка грузовика. В данном примере, грузовик — физический капитал, знания инженера — человеческий капитал.
Согласно теории человеческого капитала заработки в каждой специальности, требующей специального обучения, должны быть достаточно велики, чтобы компенсировать альтернативную стоимость обучения, т.е. затраты на обучение, книги, а также доход, который студент потерял за время обучения (образование, здравоохранение, мобильность).
Теория человеческого капитала предполагает, что возможность сделать работу лучше выражается в повышении ставки зарплаты. Теория эффективной зарплаты предполагает обратное утверждение — повышение зарплаты само по себе способно привести к лучшей практической отдаче. Иначе, повышение зарплаты выше минимума, необходимого для привлечения квалифицированного работника, может поднять производительность в достаточной степени для того, чтобы увеличить прибыль.
В динамичной (изменяющейся) экономике будущее всегда неопределенно. Это значит, что предприниматель берет на себя риск. Поэтому прибыль можно рассматривать как плату за риск. При этом различается страхуемый и нестрахуемый риск.
Страхуемый риск (пожары, наводнения, кражи, несчастный случай с работником) фирма может компенсировать, возместить различными методами.
Нестрахуемые риски — неконтролируемые и непредвиденные изменения в спроса (доходе) и предложении (издержках), с которыми сталкивается фирма. Это в свою очередь, связано с изменениями в экономической конъюнктуре, государственной политике и т.д. Таким образом, прибыли и убытки можно связывать с нестрахуемыми рисками, возникающими как из-за циклических, так и структурных сдвигов экономике.
Все эти виды неопределенности являются внешними факторами для фирмы, т.к. она не может их контролировать. Другая сторона или внутренний фактор неопределенности (риска) в деятельности фирмы связан с инновациями или с инициативой самого предпринимателя. Инновации — внедрение новых методов производства, технологий с целью снижения издержек; освоение новых видов продукции с целью увеличение дохода.
Инновации в динамичной экономике целенаправленно осуществляемые предпринимателями, порождают такую же неопределенность, как и изменения в экономической конъюнктуре. В определенном смысле инновации, как источник прибыли — это особый случай риска.
Все это вместе взятое представляет теоретические подходы к распределению доходов. Теперь необходимо рассмотреть как они распределены в реальной действительности.
Совокупность всех доходов в экономике, получаемых на основе использования различных факторов производства составляет функциональную структуруили распределение доходов. Она показывает, какая часть национального дохода приходится на зарплату, ренту, процент и т.д. Более конкретно в реальной экономической практике доход капитала подразделяется на три основных категории: процентные выплаты владельцам денежного капитала, предпринимательский доход (по большей части доход владельцев частных компаний) и прибыль корпораций.
В нормальной рыночной экономике подавляющая часть доходов (60 — 70%) представлена в форме зарплаты, около 10% — прибыль корпораций, 7— 8% — предпринимательский доход, примерно такую же часть занимает процентный доход (процент) и т.д.
Функциональная структура национального дохода — один из способов понять, как создаются и распределяются доходы по видам деятельности экономических агентов. Для социально-экономической характеристики общества имеет большое значение другой принцип распределения доходов по величине между различными доходными группами населения, так называемое вертикальное распределение.
Для составления вертикальной структуры всё население страны (получатели доходов) разделяются на равные группы по пентильной или децильной системе. Пентильная системапредполагает деление на 5 равных групп, т.е. по 20% в каждой группе,децильная— соответственно на 10 равных групп, то есть по 10%. Первая (низшая) группа представляет население с самым низким уровнем дохода; последняя (высшая) — имеющих самый высокий доход. Сравнивая долю доходов, приходящихся на каждую часть населения, сгруппированного в зависимости от величины доходов, получаем представление о распределении доходов в стране. Например:
Низшая группа (20%) — 5% суммы доходов;
Вторая группа (20%) — 11% суммы доходов;
Третья группа (20%) — 17% суммы доходов;
Четвертая группа (20%) — 25% суммы доходов;
Высшая группа (20%) — 42% суммы доходов
Всего (100%)— 100%
Это значит, что на долю 20% населения, имеющего самый низкий уровень дохода, приходится 5% от всего объема национального дохода страны и т.д. На основе этих данных можно построить график вертикального распределения доходов, который называется кривая Лоренца, которая графическим методом отражает неравенство в распределении доходов (рисунок 68).
На рисунке 68 по оси абсцисс отражено общее количество получателей дохода, разделенное на 5 равных групп в зависимости от уровня дохода (в процентах).
На оси ординат отражены части дохода, которые приходятся на долю каждой части населения (в процентах). Биссектриса показывает абсолютно равное распределение дохода. Кривая Лоренца показывает реальное распределение в рыночной экономике. Т.о. чем дальше кривая Лоренца отходит от линии абсолютного равенства, тем больше неравенства в доходах.
Рисунок 68 — Кривая Лоренца
Показатель, измеряющий степень этого неравенства, называется коэффициент Джини(коэффициент расслоения).
Чем больше этот коэффициент, тем сильнее неравенство. Он теоретически может изменяться от 0 до 1.
По данным 2007 года («Эксперт», № 20/2007) Коэффициент Джини: США — 0,45 (45%); страны Евросоюза — 0,31; Япония -0,38; Россия — 0,405.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Брянск, бгита, 2009
- Содержание
- Глава 1. Становление и развитие экономической теории как науки 9
- Глава 2. Общие основы экономической теории 72
- Глава 5. Мировая экономика 483
- Глава 1. Становление и развитие экономической теории как науки
- 1.1 Экономическая мысль в древних цивилизациях
- 1.2 Экономическая мысль в средние века
- 1.3 Экономическая система меркантилизма
- 1.4 Классическое направление экономической мысли
- 1.5 Экономическая мысль после а. Смита и д. Риккардо: развитие и критика учения
- 1.6 Экономическое учение марксизма
- 1. 7 Неоклассическое направление экономической мысли
- 1.8 Экономическое учение Дж.М. Кейнса
- 1.9 Неоклассическое возрождение. Монетаризм, школа «экономики предложения», теория рациональных ожиданий
- 1.10 Институционализм
- 1.11 Российская экономическая мысль
- 88. Применение методов экономического анализа для объяснения поведения человека в разных сферах общественной жизни (семье, правовых отношениях и пр.) получило название…
- 2.1.2 Предмет и основные методы изучения экономической теории
- Практические задания
- 1. Определите, какое из следующих утверждений является позитивным, какое нормативным:
- 2. Определите, какое из утверждений следует отнести к макроэкономике, какое — к микроэкономике:
- 3. В каком случае речь идет о проблемах микроэкономики, в каком — макроэкономики:
- 4. Определите, какие из утверждений следует отнести к позитивным, а какие — к нормативным:
- 2.2.2 Граница производственных возможностей и ее модификации
- Практические задания
- 2.3.2 Типы, формы и виды собственности
- 2.3.3 Сущность и формы предпринимательства
- Практические задания
- 2.4.2.Причины возникновения и условия развития рынка
- 2.4.3.Структура и инфраструктура рынка
- Практические задания
- 3.1.2.Предложение в рыночной экономике
- 3.1.3.Рыночное равновесие
- Практические задания
- 1. Какое влияние окажут следующие события на спрос на продукт в:
- 2. Какое влияние окажут следующие события на предложение продукта в:
- 3. Как повлияет каждое из перечисленных ниже изменений спроса и (или) предложения на равновесную цену и равновесное количество на конкурентном рынке:
- 7. Объясните, какие события вызвали сдвиг кривой спроса.
- 3.2.2.Эластичность спроса
- 3.2.3.Эластичность предложения
- 3.2.4.Практическое значение показателей эластичности
- Практические задания
- 1. По данным таблицы определите:
- 5. Каким образом изменения цены повлияют на общую выручку — увеличится, сократится, останется неизменной?
- 3.3.2 Кривые безразличия
- 3.3.3 Бюджетная линия и ее модификации
- 3.3.4 Модель потребительского поведения
- Практические задания
- 3.4.2 Издержки производства в краткосрочном периоде
- 3.4.3 Особенности издержек производства в долгосрочном периоде
- 3.4.4 Производственная функция
- Практические задания
- 3.5.2 Основные принципы анализа деятельности фирмы
- 3.5.3 Условия максимизации прибыли и минимизации убытков фирмы
- Практические задания
- Тема 3.6 Фирма в условиях чистой монополии
- 3.6.1 Основные признаки модели рынка «чистая монополия»
- 3.6.2 Определение объема производства и цены в условиях монополии
- 3.6.3 Экономические последствия деятельности монополии
- Практические задания
- 3.7.2 Олигополия
- 3.7.3 Другие формы несовершенной конкуренции
- Практические задания
- 3.8.2.Особенности рынка труда
- 3.8.3.Формы доходов и их распределение в рыночной экономике
- Практические задания
- 4.1.2 Макроэкономическая теория и макроэкономическая политика
- 4.1.3. Взаимосвязь между основными индикаторами системы национальных счетов
- 4.1.4 Экономический рост и циклическое развитие
- Фазы промышленного цикла
- Особенности экономических циклов
- Практические занятия
- 1. Какие из данных методов исследования относятся к специфическим, использованным макроэкономикой:
- 2. Какой из способов исчисления ввп определяется как сумма государственного и частного потребления, государственных и частных инвестиций, изменений всех видов запасов и чистого экспорта:
- 3. Ввп отличается от внп тем, что:
- 4. Дефлятор внп рассчитывается как отношение:
- 4.2.2 Совокупное предложение
- 4.2.3Кейнсианская функция потребления и сбережения. Мультипликатор.
- 4.2.4 Функция инвестиционного спроса. Модель акселератора
- 4.2.5.Макроэкономическое равновесие
- 1. Классическая модель макроэкономического равновесия
- 2. Кейнсианский подход к макроэкономическому равновесию
- Практические задания
- 4.3.2 Занятость и безработица: понятие и показатели
- 4.3.3.Социально-экономические последствия безработицы. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филипса
- 4.3.4 Социальная политика и социальная защита населения
- Практические занятия
- 6. Что из перечисленного ниже может сократить размеры структурной безработицы:
- 4.4.2 Виды инфляции и механизм их действия
- 4.4.3 Социально-экономические последствия инфляции
- 4.4.4 Варианты антиинфляционной политики
- Практические занятия
- 4.5.2 Денежная масса. Предложение и спрос на деньги
- Авуары — денежные средства или ценные бумаги, а также золото, переводы и аккредитивы, являющиеся источником платежей и погашения обязательств их владельцев.
- 4.5.3 Теоретические модели спроса на деньги
- 4.5.4 Модель денежного рынка. Равновесие на денежном рынке
- 4.5.5 Модель “is–lm”
- Практические задания
- 4.6.2 Кредит, его функции и формы
- 4.6.3 Денежный мультипликатор
- 4.6.4 Основы денежно-кредитного регулирования
- 4.6.5 Основные инструменты денежно-кредитной политики
- 3. Операции на открытом рынке.
- Практические задания
- 4.7.2 Инструменты рынка ценных бумаг
- 4.7.3 Организация, обращение и регулирование рынка бумаг
- Практические задания
- 4.8.2 Финансовая система и ее субъекты
- 4.8.3 Теоретические концепции государственных финансов и их эволюция
- 6. Продавцами финансовых ресурсов выступают:
- 4.9.2 Структура расходов государственного бюджета рф
- 4.9.3. Бюджетный дефицит и государственный долг
- 4.9.4. Государственный бюджет как инструмент финансового регулирования экономики
- Практические задания
- 4.10.2. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос
- 4.10.3. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупное предложение
- 4.10.4. Достоинства и недостатки фискальной политики
- Практические задания
- Глава 5. Мировая экономика Тема 5.1 Теории международной торговли
- 5.1.1 Теория сравнительного преимущества
- 5.1.2 Неоклассические теории
- 5.1.3 Теория Хекшера-Олина
- 5.1.4 Парадокс Леонтьева
- 5.1.5 Альтернативные теории международной торговли
- Практические задания
- 5.2.2 Структура мирового рынка
- 5.2.3 Конкурентная борьба на мировом рынке
- 5.2.4 Государственное регулирование мировой торговли
- 8. Установите соответствие и распределите глобальные проблемы по группам в соответствии с классификацией ю.Н.Гладкого:
- 9. «Малые проблемы синтетического характера».
- 10. Выделите основные формы международной экономической интеграции в порядке возрастания степени интеграционного процесса:
- 11. Международные экономические отношения включают:
- 12. Наиболее сложная и перспективная система международного разделения труда, определяющая взаимодействие национальных экономик, — это:
- 13. Отметьте основные черты, присущие развитию современного мирового хозяйства:
- Тема 5.3 Мировая валютная система
- 5.3.1 Этапы развития мировой валютной системы
- 5.3.2 Валютные курсы и конвертируемость валют
- 5.3.3 Государственное регулирование валютного курса
- 5.3.4 Платежный баланс
- Практические задания
- 5.Любое платежное средство в иностранной валюте принято называть:
- Список использованной литературы