1.8 Экономическое учение Дж.М. Кейнса
Несмотря на видимую завершенность и доказанность, неоклассическое направление в конце 20-х годов XX века оказалось в серьезном теоретическом кризисе. Основные его положения стала опровергать сама жизнь. В это время большинство развитых стран переживали жесточайший за всю историю человечества кризис перепроизводства, который в последующем в некоторых странах (Германии, Испании, Италии) привел к власти национал-социалистов. В США этот кризис получил название «великой депрессии» (1929–1933). Несмотря на все заверения рыночно ориентированных правительств, оказалось, что преодолеть кризис без жестких мер со стороны государства невозможно. Способность рыночной экономики к саморегулированию была поставлена под сомнение.
В это время появляется новое направление экономической мысли — кейнсианство, основателем которого стал профессор английского Кембриджа, ученик А. Маршалла,Джон Мейнард Кейнс(основное произведение — «Общая теория занятости, процента и денег», 1936). Периодически воспроизводимые длительные неравновесные состояния в национальном хозяйстве, с точки зрения Кейнса, доказывают ограниченность неоклассических равновесных моделей, неспособность рынков к «расчищению» по Вальрасу. Общей причиной макроэкономического неравновесияДж. М. Кейнссчитал несоответствие инвестиций и сбережений, вызывающее дисбаланс совокупного спроса и совокупного предложения.
У неоклассиков равновесие инвестиций и сбережений устанавливалось автоматически, благодаря регулирующей функции процентной ставки (модель И. Фишера). Дж. М. Кейнсне согласился с этим положением. Инвестиции в его модели, как и у неоклассиков, находятся в обратной зависимости от процентной ставки (а также в прямой зависимости от предельной доходности капитала), сбережения же зависят не от процентной ставки, а от уровня дохода. И вообще они формируются по остаточному принципу: сначала люди принимают решения о расходовании части располагаемого дохода на потребление, оставшаяся часть предназначена для сбережения.
Определяя мотивы, руководствуясь которыми люди принимают решения о потреблении, Дж. М. Кейнсвывелосновной психологический закон: по мере роста дохода все меньшую часть его прироста () люди намерены тратить на потребление () и все большую — на сбережение (). Иными словами, при увеличении дохода предельная склонность к потреблению () падает, а предельная склонность к сбережению () растет. Например, при доходе 100 д.ед. человек все деньги тратит на потребление, то есть предельная склонность к потреблению будет равна 1, а к сбережению — 0. Если доход увеличится на 100 д.ед. и составит 200 д.ед., то из этих дополнительных 100 д.ед. человек потратит 90 д.ед. на потребление (настолько увеличится его общее потребление), а 10 д.ед. пойдут на формирование сбережений. Предельная склонность к потреблению составит 0,9, а к сбережению — 0,1. Из основного психологического закона следовало, что с ростом доходов общество сталкивается с проблемой растущих сбережений, которые однажды могут превысить инвестиции. В этой ситуации совокупный спрос превысит совокупное предложение, часть товаров окажется нераспроданными, и проявит себя кризис перепроизводства. Для его ликвидации необходимо управление совокупным спросом, искусственное увеличение спроса с помощью методов государственного регулирования.
Дж. М. Кейнсразработалтеорию эффективного спроса, то есть такого спроса, от уровня которого зависит объем производства в стране и который находится под управлением государства. Это существенным образом отличало подходДж. М.Кейнсаот подходов неоклассиков, у которых совокупное предложение зависит от имеющихся ресурсов и их производительности, а экономика всегда функционирует в состоянии полной занятости ресурсов. Для неоклассиков, совокупное предложение определяло совокупный спрос, а не наоборот. Это положение восходило к закону рынков Ж.Б. Сэя (п.п 1.5). В ТеорииДж. М. Кейнсапричина и следствие меняются местами: совокупный спрос определяет совокупное предложение, уровень производства и занятости в стране. Недостаток спроса может быть причиной вынужденной безработицы и неполной загрузки мощностей.
Эффективный спрос в закрытой экономике без госсектора включает две составляющие: потребительский спрос () и инвестиционный спрос (). Первым, в силу действия основного психологического закона, управлять чрезвычайно сложно. На инвестиционный спрос можно воздействовать с помощью кредитно-денежной политики. Увеличение предложения денег способствует снижению их стоимости (процентной ставки), это положительно влияет на уровень инвестиций. ТакжеДж. М. Кейнсобнаружил, что инвестиции в одних отраслях вызывают цепную реакцию, в результате чего совокупный спрос увеличится в большей степени. Эффект мультипликатора показывает, на сколько увеличится доход при увеличении автономных инвестиций на единицу. Кейнс доказал, что величина мультипликатора инвестиций находится в прямой зависимости от предельной склонности к потреблению:. Например, при предельной склонности 0,75 мультипликатор равен 4, а при склонности 0,8 — уже 5.
Кредитно-денежная политика может оказаться неэффективной, а рассмотренная цепь взаимодействий может не сработать, если экономика находится в состоянии так называемой «ликвидной ловушке». Это ситуация абсолютно эластичного спроса на наличные деньги, и она имеет место тогда, когда уровень процентной ставки чрезвычайно низок, не оправдывает рисков банковских вложений, а также когда цены в стране падают и реальная стоимость денег растет. В таком случае люди предпочитают копить ликвидность, а не вкладывать сбережения в банк, деньги не превращаются в инвестиционные ресурсы. На помощь снова должно прийти государство, которое располагает, помимо кредитно-денежной, также фискальной (налогово-бюджетной) политикой.
В закрытой экономике с госсектором совокупный спрос включает, кроме потребительского и инвестиционного спроса, третью составляющую — государственные расходы. Дж. М. Кейнссчитал, что в ситуации ликвидной ловушки более эффективной является фискальная политика, а именно, та ее часть, которая связана с прямым государственным финансированием отдельных отраслей.
Признавая цикличность как естественную закономерность развития рыночных систем, Дж. М. Кейнсразработал общую теоретическую модельгосударственного регулирования рыночной экономики, направленного на сглаживание циклических колебаний. Антициклическое регулирование по своему характеру является дискретным, то есть меняющимся в зависимости от стадии цикла. Во время подъема государство должно проводить ограничительную кредитно-денежную политику (сокращать предложение денег, способствовать росту их стоимости — процентной ставки) и ограничительную налогово-бюджетную политику (увеличивать налоги и сокращать государственные расходы). Все это вкупе призвано сдерживать подъем. Во время спада государству следует переходить к стимулирующей (экспансионистской) политике, то есть действовать противоположным образом: увеличивать денежную массу, уменьшать стоимость денег, снижать налоги и увеличивать государственные расходы. Это должно способствовать экономическому росту.
Поскольку Дж. М. Кейнссоздал целостную концепцию взаимосвязи макро-переменных и выявил основные макроэкономические закономерности, его считаютоснователем макроэкономического анализа, подобно тому, как А. Маршалл является, по всеобщему признанию, основателем микроэкономического анализа.
Идеи Дж. М. Кейнсанашли применение в экономической программе американского Президента Франклина Рузвельта, благодаря чему экономика США смогла выйти из «великой депрессии» и сохранить черты рыночной экономики. В других странах, как мы выяснили, дело обстояло совсем по-другому. После Второй мировой войны теоретическая концепция и практические рекомендацииДж. М. Кейнсаявлялись руководством к действию правительств ведущих развитых стран.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Брянск, бгита, 2009
- Содержание
- Глава 1. Становление и развитие экономической теории как науки 9
- Глава 2. Общие основы экономической теории 72
- Глава 5. Мировая экономика 483
- Глава 1. Становление и развитие экономической теории как науки
- 1.1 Экономическая мысль в древних цивилизациях
- 1.2 Экономическая мысль в средние века
- 1.3 Экономическая система меркантилизма
- 1.4 Классическое направление экономической мысли
- 1.5 Экономическая мысль после а. Смита и д. Риккардо: развитие и критика учения
- 1.6 Экономическое учение марксизма
- 1. 7 Неоклассическое направление экономической мысли
- 1.8 Экономическое учение Дж.М. Кейнса
- 1.9 Неоклассическое возрождение. Монетаризм, школа «экономики предложения», теория рациональных ожиданий
- 1.10 Институционализм
- 1.11 Российская экономическая мысль
- 88. Применение методов экономического анализа для объяснения поведения человека в разных сферах общественной жизни (семье, правовых отношениях и пр.) получило название…
- 2.1.2 Предмет и основные методы изучения экономической теории
- Практические задания
- 1. Определите, какое из следующих утверждений является позитивным, какое нормативным:
- 2. Определите, какое из утверждений следует отнести к макроэкономике, какое — к микроэкономике:
- 3. В каком случае речь идет о проблемах микроэкономики, в каком — макроэкономики:
- 4. Определите, какие из утверждений следует отнести к позитивным, а какие — к нормативным:
- 2.2.2 Граница производственных возможностей и ее модификации
- Практические задания
- 2.3.2 Типы, формы и виды собственности
- 2.3.3 Сущность и формы предпринимательства
- Практические задания
- 2.4.2.Причины возникновения и условия развития рынка
- 2.4.3.Структура и инфраструктура рынка
- Практические задания
- 3.1.2.Предложение в рыночной экономике
- 3.1.3.Рыночное равновесие
- Практические задания
- 1. Какое влияние окажут следующие события на спрос на продукт в:
- 2. Какое влияние окажут следующие события на предложение продукта в:
- 3. Как повлияет каждое из перечисленных ниже изменений спроса и (или) предложения на равновесную цену и равновесное количество на конкурентном рынке:
- 7. Объясните, какие события вызвали сдвиг кривой спроса.
- 3.2.2.Эластичность спроса
- 3.2.3.Эластичность предложения
- 3.2.4.Практическое значение показателей эластичности
- Практические задания
- 1. По данным таблицы определите:
- 5. Каким образом изменения цены повлияют на общую выручку — увеличится, сократится, останется неизменной?
- 3.3.2 Кривые безразличия
- 3.3.3 Бюджетная линия и ее модификации
- 3.3.4 Модель потребительского поведения
- Практические задания
- 3.4.2 Издержки производства в краткосрочном периоде
- 3.4.3 Особенности издержек производства в долгосрочном периоде
- 3.4.4 Производственная функция
- Практические задания
- 3.5.2 Основные принципы анализа деятельности фирмы
- 3.5.3 Условия максимизации прибыли и минимизации убытков фирмы
- Практические задания
- Тема 3.6 Фирма в условиях чистой монополии
- 3.6.1 Основные признаки модели рынка «чистая монополия»
- 3.6.2 Определение объема производства и цены в условиях монополии
- 3.6.3 Экономические последствия деятельности монополии
- Практические задания
- 3.7.2 Олигополия
- 3.7.3 Другие формы несовершенной конкуренции
- Практические задания
- 3.8.2.Особенности рынка труда
- 3.8.3.Формы доходов и их распределение в рыночной экономике
- Практические задания
- 4.1.2 Макроэкономическая теория и макроэкономическая политика
- 4.1.3. Взаимосвязь между основными индикаторами системы национальных счетов
- 4.1.4 Экономический рост и циклическое развитие
- Фазы промышленного цикла
- Особенности экономических циклов
- Практические занятия
- 1. Какие из данных методов исследования относятся к специфическим, использованным макроэкономикой:
- 2. Какой из способов исчисления ввп определяется как сумма государственного и частного потребления, государственных и частных инвестиций, изменений всех видов запасов и чистого экспорта:
- 3. Ввп отличается от внп тем, что:
- 4. Дефлятор внп рассчитывается как отношение:
- 4.2.2 Совокупное предложение
- 4.2.3Кейнсианская функция потребления и сбережения. Мультипликатор.
- 4.2.4 Функция инвестиционного спроса. Модель акселератора
- 4.2.5.Макроэкономическое равновесие
- 1. Классическая модель макроэкономического равновесия
- 2. Кейнсианский подход к макроэкономическому равновесию
- Практические задания
- 4.3.2 Занятость и безработица: понятие и показатели
- 4.3.3.Социально-экономические последствия безработицы. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филипса
- 4.3.4 Социальная политика и социальная защита населения
- Практические занятия
- 6. Что из перечисленного ниже может сократить размеры структурной безработицы:
- 4.4.2 Виды инфляции и механизм их действия
- 4.4.3 Социально-экономические последствия инфляции
- 4.4.4 Варианты антиинфляционной политики
- Практические занятия
- 4.5.2 Денежная масса. Предложение и спрос на деньги
- Авуары — денежные средства или ценные бумаги, а также золото, переводы и аккредитивы, являющиеся источником платежей и погашения обязательств их владельцев.
- 4.5.3 Теоретические модели спроса на деньги
- 4.5.4 Модель денежного рынка. Равновесие на денежном рынке
- 4.5.5 Модель “is–lm”
- Практические задания
- 4.6.2 Кредит, его функции и формы
- 4.6.3 Денежный мультипликатор
- 4.6.4 Основы денежно-кредитного регулирования
- 4.6.5 Основные инструменты денежно-кредитной политики
- 3. Операции на открытом рынке.
- Практические задания
- 4.7.2 Инструменты рынка ценных бумаг
- 4.7.3 Организация, обращение и регулирование рынка бумаг
- Практические задания
- 4.8.2 Финансовая система и ее субъекты
- 4.8.3 Теоретические концепции государственных финансов и их эволюция
- 6. Продавцами финансовых ресурсов выступают:
- 4.9.2 Структура расходов государственного бюджета рф
- 4.9.3. Бюджетный дефицит и государственный долг
- 4.9.4. Государственный бюджет как инструмент финансового регулирования экономики
- Практические задания
- 4.10.2. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос
- 4.10.3. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупное предложение
- 4.10.4. Достоинства и недостатки фискальной политики
- Практические задания
- Глава 5. Мировая экономика Тема 5.1 Теории международной торговли
- 5.1.1 Теория сравнительного преимущества
- 5.1.2 Неоклассические теории
- 5.1.3 Теория Хекшера-Олина
- 5.1.4 Парадокс Леонтьева
- 5.1.5 Альтернативные теории международной торговли
- Практические задания
- 5.2.2 Структура мирового рынка
- 5.2.3 Конкурентная борьба на мировом рынке
- 5.2.4 Государственное регулирование мировой торговли
- 8. Установите соответствие и распределите глобальные проблемы по группам в соответствии с классификацией ю.Н.Гладкого:
- 9. «Малые проблемы синтетического характера».
- 10. Выделите основные формы международной экономической интеграции в порядке возрастания степени интеграционного процесса:
- 11. Международные экономические отношения включают:
- 12. Наиболее сложная и перспективная система международного разделения труда, определяющая взаимодействие национальных экономик, — это:
- 13. Отметьте основные черты, присущие развитию современного мирового хозяйства:
- Тема 5.3 Мировая валютная система
- 5.3.1 Этапы развития мировой валютной системы
- 5.3.2 Валютные курсы и конвертируемость валют
- 5.3.3 Государственное регулирование валютного курса
- 5.3.4 Платежный баланс
- Практические задания
- 5.Любое платежное средство в иностранной валюте принято называть:
- Список использованной литературы