logo
Электронный учебник

5.2.2 Структура мирового рынка

В доиндустриальную эпоху и на ранних стадиях индустриализации ведущих стран мира в международном обороте преобладали продукты сельского хозяйства, добывающей промышленности и текстильные изделия.

В таких условиях конкурентные позиции той или иной страны и ее возможности в международном разделении труда определялись ее природными ресурсами (землей, полезными ископаемыми, климатическими условиями).

Позднее, с переходом передовых стран к машинному производству, ведущую роль в мировом товарообороте стали играть готовые изделия. Конкуренция ставит производителей перед необходимостью постоянно обновлять технологию производства, снижать его издержки, улучшать потребительские свойства изделий.

Рынок базовых товаров и рынок готовых изделий — это разные этажи мирового рынка.

Во 2-й половине XX в. в условиях нового этапа НТР верхний этаж мирового рынка расслоился на 3 яруса.

I. Верхний «этаж» мирового рынка включает:

1-й ярус — низкотехнологичные изделия (продукты черной металлургии, конструкционные материалы, текстиль, швейные изделия, обувь и др. продукция легкой промышленности);

2-й ярус — среднетехнологичные изделия (станки и транспортные средства, резинотехнические и пластмассовые изделия, продукты основной химии и деревообработки);

3-й ярус — высокотехнологичные изделия (аэрокосмическая и информационная техника, автоматизированное конторское оборудование, электроника и фармацевтика, точные и измерительные приборы).

II. Средний «этаж» — это рынок средне— и низкотехнологичных трудоинтенсивных готовых изделий и полупродуктов. На нем ведут борьбу быстро индустриализирующиеся страны.

III. Нижний «этаж» — это рынок ресурсо— и трудоемких товаров. На нем конкурируют менее развитые страны, постсоветские государства.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4