3.3.3 Бюджетная линия и ее модификации
На основе анализа свойств кривых безразличия и карты безразличия становится понятно, что потребитель стремится приобрести товарный набор, принадлежащий наиболее удаленной от начала координат кривой безразличия. Но он ограничен в своих средствах. Поэтому далеко не всякий товарный набор ему доступен. Иными словами, потребитель может купить любой набор товаров, который удовлетворяет требованию: общие расходы на данный набор не превышают суммы денег, которая находится в распоряжении потребителя. Данное условие называется бюджетным ограничением потребителя. Бюджетное ограничение обуславливает выбор тех комбинаций благ, которые потребитель может купить на свой доход. Бюджетное ограничение для двухтоварного набора можно записать в форме следующего равенства:
где М — доход потребителя;
— цена товара х;
— цена товараy;
— объем товараx;
— объем товара у.
Для графического отображения данного условия необходимо построить бюджетную линию, уравнение которой имеет вид:
Бюджетное ограничение и бюджетная линия имеют экономический смысл: доход потребителя равен сумме его расходов на покупку товаров «Х» и «У», т.е. на приобретение определенного потребительского набора.
Бюджетная линия— это прямая, каждая точка которой соответствует набору товаров, доступных потребителю при определенном уровне дохода.
Для более точного графического выражения бюджетной линии преобразуем данное уравнение в следующий вид, т.е. относительно зависимой переменной величины:
Это есть линейное уравнение бюджетной линии или линии цен (рисунок 25). Таким образом, бюджетная линия — это геометрическое место точек, характеризующих все наборы товаров, которые может приобрести потребитель, полностью израсходовав свой доход «М» при данных ценах товаров «Рх» и «Ру». Это означает, что все товарные наборы, соответствующие точкам на бюджетной линии, по стоимости равны доходу потребителя и поэтому являются доступными.
Рисунок 25 — Бюджетная линия
для него. Все товарные наборы, расположенные выше и правее бюджетной линии, по стоимости превышают доход потребителя и недоступны для него.
Поскольку величины «М», «Рх» и «Ру» в каждый данный момент являются постоянными, то уравнение бюджетной линии представляет собой уравнение прямой линии. Поэтому бюджетная линия, соответственно, является прямой линией АВ (Рисунок 25). Координаты точек «А» и «В» показывают максимальные количества товаров «Х» и «У», которые может приобрести потребитель, истратив весь свой доход только на покупку товара «Х» и только на товар «У». Поэтому ордината точки «А» представлена как: Уа = М/Ру. Именно столько товара «У» может купить потребитель, если полностью откажется от покупки товара «Х». Аналогичным образом выражается абсцисса точки «В», т.е. Хв = М/Рх. Любая другая точка на бюджетной линии выражает сочетание величин «Х» и «У», как набора товаров, стоимость которого равна полному доходу данного потребителя.
Бюджетная линия имеет отрицательный наклон. Такое свойство вполне объяснимо: поскольку наборы товаров, находящиеся на бюджетной линии, имеют одинаковую стоимость, то увеличение объема покупок одного товара возможно лишь за счет сокращения потребления другого товара. Наклон прямой линии определяется коэффициентом при переменной «Х» в уравнении этой прямой. Следовательно, наклон бюджетной линии характеризуется величиной -Рх/Ру, т.е. отношением цен покупаемых товаров.
Изменение расположения бюджетной линии определяется изменением либо дохода, либо цен товаров, либо одновременным изменением дохода и цен. Поскольку доход есть величина в значительной степени определяемая поведением самого потребителя, поэтому начинаем рассмотрение движения бюджетной линии с изменения дохода. Допустим, что доход потребителя увеличился. Цены на товары при этом не изменились, следовательно, наклон бюджетной линии остался прежним. Поэтому происходит параллельный сдвиг бюджетной линии вправо-вверх (на «северо-восток») из положения M=20 наM=40 (рисунок 26). Соответственно, при уменьшении дохода бюджетная линия параллельно сдвигается влево-вниз, на «юго-запад»
M=20
Рисунок 26 — Параллельный сдвиг бюджетной линии
Предположим теперь, что доход потребителя и цена одного из товаров (например «У») не изменились, а цена товара «Х» уменьшилась. Наклон бюджетной линии изменился, т.к. изменилось соотношение цен Pх/Ру: поскольку числитель данной дроби уменьшился, то и угол наклона стал меньше, а бюджетная линия более пологой, а точка ее пересечения с осью Ох сместилась вправо. Иными словами, поскольку цена товара «Х» уменьшилась, то потребитель может теперь, израсходовав весь свой доход на покупку товара «Х», купить большее количество этого товара. Таким образом, снижение цены товара «Х» приводит к повороту бюджетной линии против часовой стрелки вокруг точки пересечения бюджетной линии с осью Оу (из положения «АВ» в положение «АС»). Рост цены товара «Х» приводит к аналогичному повороту по часовой стрелке (рисунок 27).
Рисунок 27 — Изменение наклона бюджетной линии
Изменение цены товара «У» при неизменном доходе и постоянной цене товара «У» вызывает соответствующие изменения в расположении бюджетной линии в противоположных направлениях. Одновременное изменение цен двух товаров может самым разнообразным образом изменять положение бюджетной линии. Например, если происходит одинаковое уменьшение цены товара «Х» и товара «У», то в этом случае имеет место параллельный сдвиг бюджетной линии вправо, что подобно росту дохода потребителя. Такое положение означает рост его реального дохода при неизменном номинальном доходе, т.е. потребитель может теперь купить большее количество товаров на прежнюю сумму денег. Различие между номинальным (денежным) и реальным (товарным) доходом потребителя имеет большое значение для анализа потребительского выбора.
Таким образом, сочетание кривых безразличия (карта безразличия) показывает последовательность предпочтений потребителя, а бюджетная линия со своими многочисленными модификациями отражает всевозможные изменения ресурсов потребителя и рыночных цен товаров.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Брянск, бгита, 2009
- Содержание
- Глава 1. Становление и развитие экономической теории как науки 9
- Глава 2. Общие основы экономической теории 72
- Глава 5. Мировая экономика 483
- Глава 1. Становление и развитие экономической теории как науки
- 1.1 Экономическая мысль в древних цивилизациях
- 1.2 Экономическая мысль в средние века
- 1.3 Экономическая система меркантилизма
- 1.4 Классическое направление экономической мысли
- 1.5 Экономическая мысль после а. Смита и д. Риккардо: развитие и критика учения
- 1.6 Экономическое учение марксизма
- 1. 7 Неоклассическое направление экономической мысли
- 1.8 Экономическое учение Дж.М. Кейнса
- 1.9 Неоклассическое возрождение. Монетаризм, школа «экономики предложения», теория рациональных ожиданий
- 1.10 Институционализм
- 1.11 Российская экономическая мысль
- 88. Применение методов экономического анализа для объяснения поведения человека в разных сферах общественной жизни (семье, правовых отношениях и пр.) получило название…
- 2.1.2 Предмет и основные методы изучения экономической теории
- Практические задания
- 1. Определите, какое из следующих утверждений является позитивным, какое нормативным:
- 2. Определите, какое из утверждений следует отнести к макроэкономике, какое — к микроэкономике:
- 3. В каком случае речь идет о проблемах микроэкономики, в каком — макроэкономики:
- 4. Определите, какие из утверждений следует отнести к позитивным, а какие — к нормативным:
- 2.2.2 Граница производственных возможностей и ее модификации
- Практические задания
- 2.3.2 Типы, формы и виды собственности
- 2.3.3 Сущность и формы предпринимательства
- Практические задания
- 2.4.2.Причины возникновения и условия развития рынка
- 2.4.3.Структура и инфраструктура рынка
- Практические задания
- 3.1.2.Предложение в рыночной экономике
- 3.1.3.Рыночное равновесие
- Практические задания
- 1. Какое влияние окажут следующие события на спрос на продукт в:
- 2. Какое влияние окажут следующие события на предложение продукта в:
- 3. Как повлияет каждое из перечисленных ниже изменений спроса и (или) предложения на равновесную цену и равновесное количество на конкурентном рынке:
- 7. Объясните, какие события вызвали сдвиг кривой спроса.
- 3.2.2.Эластичность спроса
- 3.2.3.Эластичность предложения
- 3.2.4.Практическое значение показателей эластичности
- Практические задания
- 1. По данным таблицы определите:
- 5. Каким образом изменения цены повлияют на общую выручку — увеличится, сократится, останется неизменной?
- 3.3.2 Кривые безразличия
- 3.3.3 Бюджетная линия и ее модификации
- 3.3.4 Модель потребительского поведения
- Практические задания
- 3.4.2 Издержки производства в краткосрочном периоде
- 3.4.3 Особенности издержек производства в долгосрочном периоде
- 3.4.4 Производственная функция
- Практические задания
- 3.5.2 Основные принципы анализа деятельности фирмы
- 3.5.3 Условия максимизации прибыли и минимизации убытков фирмы
- Практические задания
- Тема 3.6 Фирма в условиях чистой монополии
- 3.6.1 Основные признаки модели рынка «чистая монополия»
- 3.6.2 Определение объема производства и цены в условиях монополии
- 3.6.3 Экономические последствия деятельности монополии
- Практические задания
- 3.7.2 Олигополия
- 3.7.3 Другие формы несовершенной конкуренции
- Практические задания
- 3.8.2.Особенности рынка труда
- 3.8.3.Формы доходов и их распределение в рыночной экономике
- Практические задания
- 4.1.2 Макроэкономическая теория и макроэкономическая политика
- 4.1.3. Взаимосвязь между основными индикаторами системы национальных счетов
- 4.1.4 Экономический рост и циклическое развитие
- Фазы промышленного цикла
- Особенности экономических циклов
- Практические занятия
- 1. Какие из данных методов исследования относятся к специфическим, использованным макроэкономикой:
- 2. Какой из способов исчисления ввп определяется как сумма государственного и частного потребления, государственных и частных инвестиций, изменений всех видов запасов и чистого экспорта:
- 3. Ввп отличается от внп тем, что:
- 4. Дефлятор внп рассчитывается как отношение:
- 4.2.2 Совокупное предложение
- 4.2.3Кейнсианская функция потребления и сбережения. Мультипликатор.
- 4.2.4 Функция инвестиционного спроса. Модель акселератора
- 4.2.5.Макроэкономическое равновесие
- 1. Классическая модель макроэкономического равновесия
- 2. Кейнсианский подход к макроэкономическому равновесию
- Практические задания
- 4.3.2 Занятость и безработица: понятие и показатели
- 4.3.3.Социально-экономические последствия безработицы. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филипса
- 4.3.4 Социальная политика и социальная защита населения
- Практические занятия
- 6. Что из перечисленного ниже может сократить размеры структурной безработицы:
- 4.4.2 Виды инфляции и механизм их действия
- 4.4.3 Социально-экономические последствия инфляции
- 4.4.4 Варианты антиинфляционной политики
- Практические занятия
- 4.5.2 Денежная масса. Предложение и спрос на деньги
- Авуары — денежные средства или ценные бумаги, а также золото, переводы и аккредитивы, являющиеся источником платежей и погашения обязательств их владельцев.
- 4.5.3 Теоретические модели спроса на деньги
- 4.5.4 Модель денежного рынка. Равновесие на денежном рынке
- 4.5.5 Модель “is–lm”
- Практические задания
- 4.6.2 Кредит, его функции и формы
- 4.6.3 Денежный мультипликатор
- 4.6.4 Основы денежно-кредитного регулирования
- 4.6.5 Основные инструменты денежно-кредитной политики
- 3. Операции на открытом рынке.
- Практические задания
- 4.7.2 Инструменты рынка ценных бумаг
- 4.7.3 Организация, обращение и регулирование рынка бумаг
- Практические задания
- 4.8.2 Финансовая система и ее субъекты
- 4.8.3 Теоретические концепции государственных финансов и их эволюция
- 6. Продавцами финансовых ресурсов выступают:
- 4.9.2 Структура расходов государственного бюджета рф
- 4.9.3. Бюджетный дефицит и государственный долг
- 4.9.4. Государственный бюджет как инструмент финансового регулирования экономики
- Практические задания
- 4.10.2. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос
- 4.10.3. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупное предложение
- 4.10.4. Достоинства и недостатки фискальной политики
- Практические задания
- Глава 5. Мировая экономика Тема 5.1 Теории международной торговли
- 5.1.1 Теория сравнительного преимущества
- 5.1.2 Неоклассические теории
- 5.1.3 Теория Хекшера-Олина
- 5.1.4 Парадокс Леонтьева
- 5.1.5 Альтернативные теории международной торговли
- Практические задания
- 5.2.2 Структура мирового рынка
- 5.2.3 Конкурентная борьба на мировом рынке
- 5.2.4 Государственное регулирование мировой торговли
- 8. Установите соответствие и распределите глобальные проблемы по группам в соответствии с классификацией ю.Н.Гладкого:
- 9. «Малые проблемы синтетического характера».
- 10. Выделите основные формы международной экономической интеграции в порядке возрастания степени интеграционного процесса:
- 11. Международные экономические отношения включают:
- 12. Наиболее сложная и перспективная система международного разделения труда, определяющая взаимодействие национальных экономик, — это:
- 13. Отметьте основные черты, присущие развитию современного мирового хозяйства:
- Тема 5.3 Мировая валютная система
- 5.3.1 Этапы развития мировой валютной системы
- 5.3.2 Валютные курсы и конвертируемость валют
- 5.3.3 Государственное регулирование валютного курса
- 5.3.4 Платежный баланс
- Практические задания
- 5.Любое платежное средство в иностранной валюте принято называть:
- Список использованной литературы