4.3.4 Социальная политика и социальная защита населения
Понятие "политика" (от греч. "государство") означает сферу деятельности государственных и общественных структур по подготовке и реализации решений, имеющих основополагающее, принципиальное значение для определения направлений и путей развития общества. Любая проблема приобретает политический характер, если ее решение связано с интересами людей, принадлежащих к различным социальным группам. Это предопределяет высокую степень ответственности при подготовке и принятии политических решений.
Предметом социальной политики являются проблемы отношений между двумя взаимосвязанными группами граждан, одна из которых представляет трудоспособную часть населения, а другая — нетрудоспособную. Естественно, что сферой социальной политики должны быть обе эти группы.
Политика государства в вопросах труда, занятости, заработной платы и др. является составной частью социальной политики. В литературе она часто именуется как социально-трудовая политика. Социально-трудовая политика и социальная политика государства соотносятся как часть и целое.
Одной из главных задач социальной политики является реализация социальных программ,однако для этого нужны огромные ресурсы, создание которых — дело экономики, а преодоление спада производства, стабилизация и рост экономики невозможны без квалифицированного, эффективного, приносящего доход труда. Социальная политика не может быть реальной и полноценной, если она ограничивает сферу своего влияния только так называемыми социально уязвимыми группами (детей, подростков, многодетных матерей, инвалидов и пенсионеров, а также безработных), т.е. направлена только на тех, кто по праву требует постоянного внимания, заботы и поддержки со стороны государства.
Главными целями социальной политикиявляются повышение уровня и качества жизни населения, создание условий для более полного удовлетворения материальных и духовных потребностей для всех социальных групп на основе стимулирования трудовой и хозяйственной активности граждан, усиление социальной справедливости, совершенствование механизма социальных гарантий и социальной защиты.
Основные направления государственной политики в области труда включают в себя:
создание экономических и социальных условий для усиления мотивов и стимулов высокопродуктивного труда;
создание системы регулирования ставок и окладов работников независимо от форм собственности;
разработка государственных программ повышения производительности и эффективности труда на основе рационального использования трудовых, материальных, технических и природных ресурсов;
совершенствование трудового законодательства, расширение государственных гарантий, льгот и компенсаций в области труда и его оплаты;
развитие социального партнерства государства с профсоюзами и другими организациями трудящихся, предпринимателями (работодателями) в решении вопросов труда и его оплаты, разрешение коллективных трудовых споров (конфликтов);
разработка и осуществление государственной политики занятости населения;
прогнозирование развития народонаселения, формирование трудового потенциала общества с учетом демографических и социально-экономических факторов.
Социальная защита населения— это система прямых целевых гарантий государства населению, обеспечивающая нормальные условия жизнедеятельности.
Наличие эффективной системы социальной защиты является неотъемлемой чертой современной экономики, базирующейся на труде квалифицированного работника. Иначе эффективной экономики на рубеже XXI века просто не создать.
Под эффективной социальной защищенностью подразумевается система экономических отношений, обеспечивающих каждому члену общества гарантии определенного уровня жизни, минимально необходимого для развития и использования его способностей (трудовых, предпринимательских, личностных), и обеспечивающих его при утрате (отсутствии) тех или иных способностей (старики, инвалиды, больные, дети и т.д.).
При таком подходе к определению социальной защиты ее слагаемыми становятся следующие гарантии:
защита от безработицы трудоспособных граждан;
обеспечения пособиями уже и еще нетрудоспособных, инвалидов и иных социально уязвимых групп населения;
нормального уровня жизни на основе дохода от трудовой деятельности или пособия (включая потребление основных материальных благ, прежде всего продуктов питания);
минимального равнодоступного обеспечения жильем, услугами здравоохранения и культуры;
получения образования, необходимого для формирования современной квалифицированной рабочей силы.
Соответственно государство и его структуры гарантируют решение следующих задач. Во-первых, общество гарантирует право на труд, включая гарантии получения рабочего места или необходимых ресурсов и оплаты по труду. Государство гарантирует социально допустимые условия труда, минимальные условия оплаты труда, а также создает гарантии равноправия субъектов на рынке труда (в той мере, в какой он существует в смешанной экономике), гарантии свободного выбора профессии, рода занятий, места работы, сферы и места приложения труда. Такая система предполагает не только деятельность государственных органов, но и развитую систему организации и самоорганизации трудящихся в лице профсоюзов, ассоциаций трудовых коллективов и других органов, представляющих интересы наемных работников или трудящихся, являющихся хозяевами своих предприятий.
Во-вторых, общество через систему государственных органов и иные общественные структуры гарантирует законодательную и иную социальную защиту режима рабочего дня, рабочей недели, рабочего года, благоприятных условий для сохранения длительной трудоспособности при высокой эффективности труда.
В-третьих, общество гарантирует развитие социально-культурной сферы с приоритетным учетом требований социальной защищенности населения. В частности, эта задача реализуется на основе благоприятных условий ежедневного, еженедельного и ежегодного отдыха путем развития необходимой системы учреждений, инфраструктуры отдыха.
Следующим направлением является охрана здоровья, развитие просвещения, образования и высокий уровень культуры, предполагающий общедоступность ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в общественной собственности.
Социальная защита населения обеспечивается следующими видами социальной помощи:
— пенсии;
— пособия;
— льготы, преимущества и услуги;
— единовременная (несистематическая) материальная помощь.
Объектами социальной защиты являются:
— лица пенсионного возраста;
— инвалиды;
— дети, потерявшие кормильца;
— дети из малообеспеченных семей;
— безработные;
— беременные женщины и неработающие матери, осуществляющие уход за малолетними детьми;
— временно неработающие по болезни;
— учащаяся молодежь;
— трудоспособные неработающие граждане, осуществляющие уход за нетрудоспособными.
Социальная защита населения обеспечивается через систему страхования старости, потери трудоспособности или утраты кормильца (пенсионное обеспечение, в том числе частное пенсионное обеспечение), социальных выплат малообеспеченным семьям (пособие на детей), социальной поддержки временно неработающим (пособия по безработице), предоставления льгот и преимуществ отдельным категориям населения с учетом их материальной обеспеченности и заслуг (социальная помощь в виде патронажных услуг, предоставление продуктов, топлива и др.), охраны материнства (предоставления дородовых и послеродовых отпусков), страхования здоровья (медицинское страхование, пособие по временной нетрудоспособности), материальной поддержки учащейся молодежи (стипендии), предупреждения инвалидности и восстановления трудоспособности (реабилитация инвалидов, протезно-ортопедические центры).
Государство регулирует уровень социальной защиты населения через систему законодательных актов, определяет уровень прожиточного минимума и с учетом его устанавливает минимальные размеры оплаты труда, социальных выплат, страховых взносов и виды социальной помощи (льготы), координирует деятельность служб, задействованных в социальной защите. Однако наиболее эффективная роль государства в регулировании уровня социальной защиты населения заключается в стимулировании создания дополнительных рабочих мест, в том числе для инвалидов, в помощи населению в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении уровня квалификации.
Учитывая, что система социальной защиты должна быть направлена на предотвращение падения уровня жизни до полного обнищания, вводится понятие "бедности", определяется черта бедности и исходя из этого — критерия "нуждаемости" в социальной помощи.
Бедностьопределяется как уровень жизни ниже установленного стандарта, преобладающего в обществе в целом. Черта бедности варьирует в зависимости от времени и места. Нижним пределом бедности (абсолютная бедность) является уровень, за которым человек не может существовать. Этот предел не подлежит регулированию.
Верхним пределом бедности (относительная бедность) является уровень, не превышающий средний уровень жизни в данном конкретном обществе в целом. Этот предел может регулироваться и устанавливаться государством.
Разница между абсолютной и относительной бедностью определяет степень социальной защищенности населения, то есть чем больше это расстояние, тем благополучнее общество, как в экономическом, так и в социальном плане. Следовательно, относительная бедность представляет собой официально установленный государством минимальный прожиточный уровень.
Виды социальной защиты, а также размеры материальной поддержки устанавливаются с учетом экологической обстановки на местности, связи с сельским хозяйством и промышленностью. При этом порядок предоставления и ее размеры не должны способствовать развитию иждивенчества.
Социальная защита населения, не достигшего трудоспособного возраста, должна обеспечить нормальное физическое и духовное развитие личности, позволяющее адаптироваться в условиях рынка.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Брянск, бгита, 2009
- Содержание
- Глава 1. Становление и развитие экономической теории как науки 9
- Глава 2. Общие основы экономической теории 72
- Глава 5. Мировая экономика 483
- Глава 1. Становление и развитие экономической теории как науки
- 1.1 Экономическая мысль в древних цивилизациях
- 1.2 Экономическая мысль в средние века
- 1.3 Экономическая система меркантилизма
- 1.4 Классическое направление экономической мысли
- 1.5 Экономическая мысль после а. Смита и д. Риккардо: развитие и критика учения
- 1.6 Экономическое учение марксизма
- 1. 7 Неоклассическое направление экономической мысли
- 1.8 Экономическое учение Дж.М. Кейнса
- 1.9 Неоклассическое возрождение. Монетаризм, школа «экономики предложения», теория рациональных ожиданий
- 1.10 Институционализм
- 1.11 Российская экономическая мысль
- 88. Применение методов экономического анализа для объяснения поведения человека в разных сферах общественной жизни (семье, правовых отношениях и пр.) получило название…
- 2.1.2 Предмет и основные методы изучения экономической теории
- Практические задания
- 1. Определите, какое из следующих утверждений является позитивным, какое нормативным:
- 2. Определите, какое из утверждений следует отнести к макроэкономике, какое — к микроэкономике:
- 3. В каком случае речь идет о проблемах микроэкономики, в каком — макроэкономики:
- 4. Определите, какие из утверждений следует отнести к позитивным, а какие — к нормативным:
- 2.2.2 Граница производственных возможностей и ее модификации
- Практические задания
- 2.3.2 Типы, формы и виды собственности
- 2.3.3 Сущность и формы предпринимательства
- Практические задания
- 2.4.2.Причины возникновения и условия развития рынка
- 2.4.3.Структура и инфраструктура рынка
- Практические задания
- 3.1.2.Предложение в рыночной экономике
- 3.1.3.Рыночное равновесие
- Практические задания
- 1. Какое влияние окажут следующие события на спрос на продукт в:
- 2. Какое влияние окажут следующие события на предложение продукта в:
- 3. Как повлияет каждое из перечисленных ниже изменений спроса и (или) предложения на равновесную цену и равновесное количество на конкурентном рынке:
- 7. Объясните, какие события вызвали сдвиг кривой спроса.
- 3.2.2.Эластичность спроса
- 3.2.3.Эластичность предложения
- 3.2.4.Практическое значение показателей эластичности
- Практические задания
- 1. По данным таблицы определите:
- 5. Каким образом изменения цены повлияют на общую выручку — увеличится, сократится, останется неизменной?
- 3.3.2 Кривые безразличия
- 3.3.3 Бюджетная линия и ее модификации
- 3.3.4 Модель потребительского поведения
- Практические задания
- 3.4.2 Издержки производства в краткосрочном периоде
- 3.4.3 Особенности издержек производства в долгосрочном периоде
- 3.4.4 Производственная функция
- Практические задания
- 3.5.2 Основные принципы анализа деятельности фирмы
- 3.5.3 Условия максимизации прибыли и минимизации убытков фирмы
- Практические задания
- Тема 3.6 Фирма в условиях чистой монополии
- 3.6.1 Основные признаки модели рынка «чистая монополия»
- 3.6.2 Определение объема производства и цены в условиях монополии
- 3.6.3 Экономические последствия деятельности монополии
- Практические задания
- 3.7.2 Олигополия
- 3.7.3 Другие формы несовершенной конкуренции
- Практические задания
- 3.8.2.Особенности рынка труда
- 3.8.3.Формы доходов и их распределение в рыночной экономике
- Практические задания
- 4.1.2 Макроэкономическая теория и макроэкономическая политика
- 4.1.3. Взаимосвязь между основными индикаторами системы национальных счетов
- 4.1.4 Экономический рост и циклическое развитие
- Фазы промышленного цикла
- Особенности экономических циклов
- Практические занятия
- 1. Какие из данных методов исследования относятся к специфическим, использованным макроэкономикой:
- 2. Какой из способов исчисления ввп определяется как сумма государственного и частного потребления, государственных и частных инвестиций, изменений всех видов запасов и чистого экспорта:
- 3. Ввп отличается от внп тем, что:
- 4. Дефлятор внп рассчитывается как отношение:
- 4.2.2 Совокупное предложение
- 4.2.3Кейнсианская функция потребления и сбережения. Мультипликатор.
- 4.2.4 Функция инвестиционного спроса. Модель акселератора
- 4.2.5.Макроэкономическое равновесие
- 1. Классическая модель макроэкономического равновесия
- 2. Кейнсианский подход к макроэкономическому равновесию
- Практические задания
- 4.3.2 Занятость и безработица: понятие и показатели
- 4.3.3.Социально-экономические последствия безработицы. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филипса
- 4.3.4 Социальная политика и социальная защита населения
- Практические занятия
- 6. Что из перечисленного ниже может сократить размеры структурной безработицы:
- 4.4.2 Виды инфляции и механизм их действия
- 4.4.3 Социально-экономические последствия инфляции
- 4.4.4 Варианты антиинфляционной политики
- Практические занятия
- 4.5.2 Денежная масса. Предложение и спрос на деньги
- Авуары — денежные средства или ценные бумаги, а также золото, переводы и аккредитивы, являющиеся источником платежей и погашения обязательств их владельцев.
- 4.5.3 Теоретические модели спроса на деньги
- 4.5.4 Модель денежного рынка. Равновесие на денежном рынке
- 4.5.5 Модель “is–lm”
- Практические задания
- 4.6.2 Кредит, его функции и формы
- 4.6.3 Денежный мультипликатор
- 4.6.4 Основы денежно-кредитного регулирования
- 4.6.5 Основные инструменты денежно-кредитной политики
- 3. Операции на открытом рынке.
- Практические задания
- 4.7.2 Инструменты рынка ценных бумаг
- 4.7.3 Организация, обращение и регулирование рынка бумаг
- Практические задания
- 4.8.2 Финансовая система и ее субъекты
- 4.8.3 Теоретические концепции государственных финансов и их эволюция
- 6. Продавцами финансовых ресурсов выступают:
- 4.9.2 Структура расходов государственного бюджета рф
- 4.9.3. Бюджетный дефицит и государственный долг
- 4.9.4. Государственный бюджет как инструмент финансового регулирования экономики
- Практические задания
- 4.10.2. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос
- 4.10.3. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупное предложение
- 4.10.4. Достоинства и недостатки фискальной политики
- Практические задания
- Глава 5. Мировая экономика Тема 5.1 Теории международной торговли
- 5.1.1 Теория сравнительного преимущества
- 5.1.2 Неоклассические теории
- 5.1.3 Теория Хекшера-Олина
- 5.1.4 Парадокс Леонтьева
- 5.1.5 Альтернативные теории международной торговли
- Практические задания
- 5.2.2 Структура мирового рынка
- 5.2.3 Конкурентная борьба на мировом рынке
- 5.2.4 Государственное регулирование мировой торговли
- 8. Установите соответствие и распределите глобальные проблемы по группам в соответствии с классификацией ю.Н.Гладкого:
- 9. «Малые проблемы синтетического характера».
- 10. Выделите основные формы международной экономической интеграции в порядке возрастания степени интеграционного процесса:
- 11. Международные экономические отношения включают:
- 12. Наиболее сложная и перспективная система международного разделения труда, определяющая взаимодействие национальных экономик, — это:
- 13. Отметьте основные черты, присущие развитию современного мирового хозяйства:
- Тема 5.3 Мировая валютная система
- 5.3.1 Этапы развития мировой валютной системы
- 5.3.2 Валютные курсы и конвертируемость валют
- 5.3.3 Государственное регулирование валютного курса
- 5.3.4 Платежный баланс
- Практические задания
- 5.Любое платежное средство в иностранной валюте принято называть:
- Список использованной литературы