2.1.2 Предмет и основные методы изучения экономической теории
Экономическая теория имеет дело с такими проблемами, которые касаются всех людей без исключения, независимо от того знают они об этом или даже не подозревают. Экономическая наука занимается изучением того, как люди существуют, развиваются и о чем они думают в своей повседневной жизни. Предметом ее исследования являются главным образом те побудительные мотивы, которые наиболее сильно и наиболее устойчиво воздействуют на поведение человека в хозяйственной сфере его жизни. Экономическая наука изучает нормальную жизнедеятельность человеческого общества, т.е. деятельность, которая направлена на удовлетворение потребностей (нужд) людей.
Поскольку экономическая теория касается бесконечного множества проблем и вопросов практической жизни людей, в течение довольно короткого периода времени сложилась множественность подходов к определению основного содержания предмета экономической науки. Экономический подход уникален по своей мощи, потому что он способен интегрировать множество разнообразных форм человеческого поведения.
Экономическая теория по праву считается «первой дамой» среди общественных наук. Она превратилась в «царицу социальных наук». Это единственная отрасль социальной науки, по которой присуждается Нобелевская премия. Экономическая наука вышла за узкие рамки ее прежнего царства — производства и распределения — и может теперь заявить свои права на обширную территорию, которая простирается от семейных отношений до спорта, от антропологии до государственного права.
Современная экономическая наука возникла на базе практических и философских исследований в различных областях. Лишь сравнительно недавно экономическая наука стала достаточно единой, чтобы обнаружить сходство проблем, изучаемых разными направлениями исследований. Общие основы в определении предмета современной экономической науки сформулировал английский экономист Л.Роббинс в 1932 году. Он описал фундаментальные условия человеческого существования, которые создают экономический аспект проблемы. Это, во-первых, человек стремится к различным целям; во-вторых, время и средства, находящиеся в его распоряжении, ограничены; в-третьих, они могут быть направлены на достижение альтернативных целей; в-четвертых, в каждый момент времени разные цели обладают различной важностью.
Поскольку время и средства для достижения целей ограничены и допускают альтернативное использование, а цели можно расположить по степени важности, то поведение человека неизбежно принимает форму выбора. Каждое действие, предполагающее затрату времени и редких ресурсов для достижения какой-либо цели, подразумевает, тем самым, что они не будут использованы для достижения другой цели. Такое действие имеет экономический аспект.
Именно формы, которые принимает человеческое поведение, когда необходимо распорядиться редкими ресурсами, составляет единый предмет экономической науки. Таким образом, экономическая наука (по Роббинсу) — это «наука, изучающая человеческое поведение с точкп зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление».
В дальнейшем это базовое определение видоизменялось, уточнялось многими авторами, но содержание в принципе оставалось без изменений. Именно изучение того, как люди индивидуально, либо организованные в группы (в т.ч. все общество), осуществляют выбор на основе ограниченных ресурсов является предметом экономической науки. К настоящему времени, наряду с различными частностями, сложилось общепринятое по содержанию определение предмета экономической теории, а именно, что она исследует проблемы эффективного (рационального) использования ограниченных производственных ресурсов с целью достижения максимально возможного удовлетворения практически безграничных потребностей человека и общества.
Проблемы этой науки обычно изучаются не с индивидуальной, а с общественной точки зрения, т.е., прежде всего, не с позиции отдельного человека, а с позиции общества в целом (социальных групп, слоев населения и т.д.).
Экономическую деятельность осуществляют не просто члены общества, а экономические агенты, к которым относятся не только работники во всех сферах национального хозяйства, но и фирмы (как предпринимательские институты, организационные формы), менеджеры, банкиры, владельцы домов и квартир, акций и облигаций, земельных участков, фермеры, индивидуальные предприниматели и т.д. Деятельность экономических агентов включается в предмет экономической теории.
Любое общество, экономическая система, экономические агенты должны тем или иным способом решить три коренные взаимосвязанные экономические проблемы:
1. Что и сколько производить, т.е. какие из взаимоисключающих друг друга товаров и услуг должны быть произведены и в каком количестве.
2. Как, каким образом будут производиться заранее определенные наборы товаров, т.е. каким образом распределить имеющиеся в наличии производственные ресурсы и какие необходимые технологии использовать.
3. Для кого производить, т.е. кто должен располагать этими товарами услугами и извлекать из них пользу, удовлетворение; иными словами, каким образом, на основе каких законов и принципов должен распределяться валовой национальный продукт между участниками национального производства.
Изучение экономической теории направлено, прежде всего, не на решение отдельных задач, а на развитие экономического образа мышления, т.е. умения регулярно применять содержание экономической науки для анализа конкретных явлений и процессов.
Экономическая наука обладает не только специфическим предметом, но и предполагает использование совокупности методов исследования тех процессов и явлений, которые составляют содержание ее предмета. Термин «метод» в переводе с греческого языка означает «путь к чему — либо». Применительно к экономической науке — это путь к достижению истины экономических явлений или к пониманию их действительного смысла, содержания. Поскольку мир экономической действительности исключительно сложен и запутан, то при его исследовании невозможно ограничиться каким-либо одним, даже самым универсальным, методом. Поэтому экономисты используют широкий набор подходов, приемов, принципов, направлений экономического анализа действительности.
Необходимо, хотя бы вкратце, познакомиться с основными методами данной науки. В данном случае не рассматривается и даже, возможно, не соблюдается иерархия методов, т.е. не придается особого значения их делению на более или менее важные, а дается их краткое перечисление.
Экономическая наука носит как позитивный, так и нормативный характер. Позитивная экономическая теория исследует сугубо реальные, объективные факты и зависимости по принципу «что происходит (что есть)». Она дает объективные или научные объяснения функционирования экономики. Позитивный вопрос — это вопрос о последствиях проведения особой политики и общественных мероприятий. Большинство положений позитивной экономики не являются спорными. Когда экономисты имеют дело с позитивной экономикой, они ведут себя так же, как ученые других областей науки (физики, химии), т.е. как в любой естественной науке.
Нормативная экономическая теория выносит суждения о том, хороши или плохи конкретные экономические условия и политика, т.е. ее содержание основано на субъективных, личностных оценках и действиях. Нормативный вопрос — это вопрос о том, какие государственные или общественные мероприятия будут способствовать наилучшим образом осуществлению экономических процессов. В этом смысле нормативная сторона экономической науки связана с многочисленными и разнообразными дискуссиями и спорами по принципу «как должно быть».
Экономическая теория предусматривает два принципиально различных уровня исследования: микроэкономический и макроэкономический анализ. Микроэкономический анализ (микроэкономика) предусматривает, во-первых, исследование поведения фирм и домохозяйств как отдельных самостоятельных экономических агентов; во-вторых, изучение конъюнктуры на отдельных частных рынках; в-третьих, исследование таких явлений, как интересы индивидов, полезность благ и услуг, спрос и предложение.
Макроэкономика исследует национальное хозяйство как единую систему. Поэтому ее предметом являются отрасли и сферы экономики, хозяйственные связи между ними, развитие национального хозяйства. Макроэкономическое исследование включает такие явления и процессы как занятость и безработица, общая динамика цен, национального дохода, совокупных расходов и т.д.
Все многочисленные понятия и факты в экономическом анализе связаны между собой. Любое описание того, как различные факты взаимосвязаны, взаимозависимы, можно назвать моделью. Более конкретно, модель — это упрощенное описание реальности или точное представление воображаемой простой экономики. В экономическом анализе модели используются для получения выводов и заключений при помощи логики, графических построений и математических формул и расчетов. Таким образом, модель может быть использована для предсказания того, как изменения экономических условий приводят к изменению в решениях.
Цель экономической модели — помочь понять, как функционирует данный сектор экономики. Выводы экономической модели выражаются в форме гипотез, которые представляют собой утверждения о причинах и следствиях, которые могут быть подтверждены или опровергнуты реальными фактами.
Реальная экономика очень сложна, чтобы размышлять о ней логически во всех деталях; слишком много различных товаров и услуг, фирм, работников и потребителей необходимо для этого отслеживать. Чтобы построить понятные описания реальности, которые можно использовать для ответов на вопросы типа «что, если», мы должны ее сильно упростить. Поэтому экономическая модель, как правило, предсказывает взаимосвязи между двумя переменными показателями при условии, что все остальные факторы, кроме двух используемых, остаются без изменений.
Исходя из этого, экономисты используют в анализе принцип «при прочих равных», т.е. они допускают, что все другие переменные величины, за исключением тех, которые они в данный момент рассматривают, не принимаются во внимание. Здесь используется метод обобщений и абстракций. Абстракции (отвлечения) означают выделение наиболее существенных сторон и фактов изучаемого явления и отвлечение от всего второстепенного и случайного. Эти показатели и иная информация могут быть включены в рассмотрение на следующем этапе экономического анализа.
Задача экономической теории или анализа заключается в том, чтобы привести в систему, истолковать и обобщить факты. Принципы и теории вносят порядок и смысл в набор фактов, связывая их воедино, устанавливая надлежащие взаимосвязи между ними и выводя из них определенные обобщения. Теория без фактов может быть пустой, но факты без теории становятся бессмысленными.
Экономика, как наука, дает ответы на задачи в своей компетенции, но, как правило, это ответ — размышление о том, что может произойти, или какова будет доминирующая тенденция, а не рекомендация практикам, что надо делать, чтобы стать здоровым и богатым. Как писал Дж. М. Кейнс: «Это скорее метод, чем доктрина, инструмент разума, техника мышления, которая помогает тем, кто владеет ею приходить к правильным заключениям».
Экономическая наука позволяет лучше понимать то, что мы видим, более последовательно и логично размышлять о широком круге сложных общественных взаимосвязей. Обучение экономической теории направлено, прежде всего, не на решение отдельных задач и заучивание готовых экономических методик, а на развитие экономического образа мышления.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Брянск, бгита, 2009
- Содержание
- Глава 1. Становление и развитие экономической теории как науки 9
- Глава 2. Общие основы экономической теории 72
- Глава 5. Мировая экономика 483
- Глава 1. Становление и развитие экономической теории как науки
- 1.1 Экономическая мысль в древних цивилизациях
- 1.2 Экономическая мысль в средние века
- 1.3 Экономическая система меркантилизма
- 1.4 Классическое направление экономической мысли
- 1.5 Экономическая мысль после а. Смита и д. Риккардо: развитие и критика учения
- 1.6 Экономическое учение марксизма
- 1. 7 Неоклассическое направление экономической мысли
- 1.8 Экономическое учение Дж.М. Кейнса
- 1.9 Неоклассическое возрождение. Монетаризм, школа «экономики предложения», теория рациональных ожиданий
- 1.10 Институционализм
- 1.11 Российская экономическая мысль
- 88. Применение методов экономического анализа для объяснения поведения человека в разных сферах общественной жизни (семье, правовых отношениях и пр.) получило название…
- 2.1.2 Предмет и основные методы изучения экономической теории
- Практические задания
- 1. Определите, какое из следующих утверждений является позитивным, какое нормативным:
- 2. Определите, какое из утверждений следует отнести к макроэкономике, какое — к микроэкономике:
- 3. В каком случае речь идет о проблемах микроэкономики, в каком — макроэкономики:
- 4. Определите, какие из утверждений следует отнести к позитивным, а какие — к нормативным:
- 2.2.2 Граница производственных возможностей и ее модификации
- Практические задания
- 2.3.2 Типы, формы и виды собственности
- 2.3.3 Сущность и формы предпринимательства
- Практические задания
- 2.4.2.Причины возникновения и условия развития рынка
- 2.4.3.Структура и инфраструктура рынка
- Практические задания
- 3.1.2.Предложение в рыночной экономике
- 3.1.3.Рыночное равновесие
- Практические задания
- 1. Какое влияние окажут следующие события на спрос на продукт в:
- 2. Какое влияние окажут следующие события на предложение продукта в:
- 3. Как повлияет каждое из перечисленных ниже изменений спроса и (или) предложения на равновесную цену и равновесное количество на конкурентном рынке:
- 7. Объясните, какие события вызвали сдвиг кривой спроса.
- 3.2.2.Эластичность спроса
- 3.2.3.Эластичность предложения
- 3.2.4.Практическое значение показателей эластичности
- Практические задания
- 1. По данным таблицы определите:
- 5. Каким образом изменения цены повлияют на общую выручку — увеличится, сократится, останется неизменной?
- 3.3.2 Кривые безразличия
- 3.3.3 Бюджетная линия и ее модификации
- 3.3.4 Модель потребительского поведения
- Практические задания
- 3.4.2 Издержки производства в краткосрочном периоде
- 3.4.3 Особенности издержек производства в долгосрочном периоде
- 3.4.4 Производственная функция
- Практические задания
- 3.5.2 Основные принципы анализа деятельности фирмы
- 3.5.3 Условия максимизации прибыли и минимизации убытков фирмы
- Практические задания
- Тема 3.6 Фирма в условиях чистой монополии
- 3.6.1 Основные признаки модели рынка «чистая монополия»
- 3.6.2 Определение объема производства и цены в условиях монополии
- 3.6.3 Экономические последствия деятельности монополии
- Практические задания
- 3.7.2 Олигополия
- 3.7.3 Другие формы несовершенной конкуренции
- Практические задания
- 3.8.2.Особенности рынка труда
- 3.8.3.Формы доходов и их распределение в рыночной экономике
- Практические задания
- 4.1.2 Макроэкономическая теория и макроэкономическая политика
- 4.1.3. Взаимосвязь между основными индикаторами системы национальных счетов
- 4.1.4 Экономический рост и циклическое развитие
- Фазы промышленного цикла
- Особенности экономических циклов
- Практические занятия
- 1. Какие из данных методов исследования относятся к специфическим, использованным макроэкономикой:
- 2. Какой из способов исчисления ввп определяется как сумма государственного и частного потребления, государственных и частных инвестиций, изменений всех видов запасов и чистого экспорта:
- 3. Ввп отличается от внп тем, что:
- 4. Дефлятор внп рассчитывается как отношение:
- 4.2.2 Совокупное предложение
- 4.2.3Кейнсианская функция потребления и сбережения. Мультипликатор.
- 4.2.4 Функция инвестиционного спроса. Модель акселератора
- 4.2.5.Макроэкономическое равновесие
- 1. Классическая модель макроэкономического равновесия
- 2. Кейнсианский подход к макроэкономическому равновесию
- Практические задания
- 4.3.2 Занятость и безработица: понятие и показатели
- 4.3.3.Социально-экономические последствия безработицы. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филипса
- 4.3.4 Социальная политика и социальная защита населения
- Практические занятия
- 6. Что из перечисленного ниже может сократить размеры структурной безработицы:
- 4.4.2 Виды инфляции и механизм их действия
- 4.4.3 Социально-экономические последствия инфляции
- 4.4.4 Варианты антиинфляционной политики
- Практические занятия
- 4.5.2 Денежная масса. Предложение и спрос на деньги
- Авуары — денежные средства или ценные бумаги, а также золото, переводы и аккредитивы, являющиеся источником платежей и погашения обязательств их владельцев.
- 4.5.3 Теоретические модели спроса на деньги
- 4.5.4 Модель денежного рынка. Равновесие на денежном рынке
- 4.5.5 Модель “is–lm”
- Практические задания
- 4.6.2 Кредит, его функции и формы
- 4.6.3 Денежный мультипликатор
- 4.6.4 Основы денежно-кредитного регулирования
- 4.6.5 Основные инструменты денежно-кредитной политики
- 3. Операции на открытом рынке.
- Практические задания
- 4.7.2 Инструменты рынка ценных бумаг
- 4.7.3 Организация, обращение и регулирование рынка бумаг
- Практические задания
- 4.8.2 Финансовая система и ее субъекты
- 4.8.3 Теоретические концепции государственных финансов и их эволюция
- 6. Продавцами финансовых ресурсов выступают:
- 4.9.2 Структура расходов государственного бюджета рф
- 4.9.3. Бюджетный дефицит и государственный долг
- 4.9.4. Государственный бюджет как инструмент финансового регулирования экономики
- Практические задания
- 4.10.2. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос
- 4.10.3. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупное предложение
- 4.10.4. Достоинства и недостатки фискальной политики
- Практические задания
- Глава 5. Мировая экономика Тема 5.1 Теории международной торговли
- 5.1.1 Теория сравнительного преимущества
- 5.1.2 Неоклассические теории
- 5.1.3 Теория Хекшера-Олина
- 5.1.4 Парадокс Леонтьева
- 5.1.5 Альтернативные теории международной торговли
- Практические задания
- 5.2.2 Структура мирового рынка
- 5.2.3 Конкурентная борьба на мировом рынке
- 5.2.4 Государственное регулирование мировой торговли
- 8. Установите соответствие и распределите глобальные проблемы по группам в соответствии с классификацией ю.Н.Гладкого:
- 9. «Малые проблемы синтетического характера».
- 10. Выделите основные формы международной экономической интеграции в порядке возрастания степени интеграционного процесса:
- 11. Международные экономические отношения включают:
- 12. Наиболее сложная и перспективная система международного разделения труда, определяющая взаимодействие национальных экономик, — это:
- 13. Отметьте основные черты, присущие развитию современного мирового хозяйства:
- Тема 5.3 Мировая валютная система
- 5.3.1 Этапы развития мировой валютной системы
- 5.3.2 Валютные курсы и конвертируемость валют
- 5.3.3 Государственное регулирование валютного курса
- 5.3.4 Платежный баланс
- Практические задания
- 5.Любое платежное средство в иностранной валюте принято называть:
- Список использованной литературы