Практические задания
1.
а) Как различаются подходы к решению проблемы экономической нехватки ресурсов в таких экономических системах, как чистый капитализм и командная экономика?
б) Что служит ключевым признаком для выделения экономических систем традиционных, рыночных, командных, смешанных?
в) Что общего между традиционной и командной экономическими системами?
г) К какой экономической системе в большей мере можно отнести современную Россию? Почему?
2. Ваш сосед не дает вам готовиться к занятиям, допоздна слушая громкую музыку и устраивая шумные вечеринки. Что вы предпримите, зная основные положения теории собственности:
а) пойдете жаловаться в милицию;
б) пригласите друзей и попытаетесь разговаривать с позиции силы;
в) предложите помощь в покупке аудиокассет по более низкой цене в обмен на гарантии тишины в мирное время.
3. Некоторые экономисты считают, что рыночная экономика свободна от «экономических традиций» и элементов командной системы. А вы как думаете? Обоснуйте мнение примерами.
4. В мировой практике известны две формы проведения приватизации:
а) бесплатная передача имущества;
б) продажа государственного имущества.
Кому выгодна каждая из этих форм?
Тесты
1. Если производство осуществляется в интересах отдельного индивидуума, то это:
а) коллективная собственность и коллективное присвоение;
б) частная собственность и частное присвоение;
в) общественная собственность и общественное присвоение.
2. Определите, что из перечисленного ниже относится к объектам, что к субъектам собственности:
а) земля;
б) государство;
в) производственные здания и сооружения;
г) акционерное общество;
д) Иван Иванович Иванов;
е) прогулочный катер.
3. Если какое-либо имущество взять в аренду, то арендатор:
а) является потенциальным собственником;
б) распоряжается потребительской стоимостью имущества;
в) является полным собственником;
г) распоряжается ценностью данного имущества (может продать, подарить);
д) является владельцем этого имущества;
4. Определите, какие из проявлений частной собственности являются положительными, какие отрицательными:
имущественная дифференциация собственников;
жесткая зависимость благосостояния собственника от результатов производственной деятельности;
способствование развитию предприимчивости;
усиление конкурентной борьбы.
5. При какой форме организации предпринимательской деятельности имущественная ответственность распространяется как на собственно капитал, так и на имущество, используемое предпринимателем для собственных нужд:
а) индивидуальное предприятие;
б) хозяйственное товарищество;
в) хозяйственное общество;
г) унитарное предприятие;
д) акционерное общество открытого типа.
6. Безвозмездное изъятие у собственника его имущества в установленном государственном порядке это:
а) монополизация;
б) приватизация;
в) национализация;
г) конфискация.
7. Администрация региона под давлением активистов-экологов решила закрыть химическое предприятие. О фактическом использовании какого правомочия это свидетельствует:
а) права владения;
б) права распоряжения;
в) права на естественный характер правомочий;
г) права на запрещение вредного использования.
8. Какой признак является характерным только для корпорации:
а) привлечение к управлению наемных менеджеров;
б) деление прибыли между собственниками фирмы;
в) выплата дивидендов;
г) использование наемного труда.
9. Если экономическая власть централизована, основным экономическим субъектом выступает государство, рынок не выполняет функцию регулятора экономики, а в поведении экономических субъектов общий интерес доминирует над личным, то это:
а) рыночная экономика;
б) смешанная экономика;
в) традиционная экономика;
г) командная экономика.
10. Существование государственной собственности обусловлено:
а) наличием капитальных и нерентабельных отраслей;
б) необходимостью решения общенациональных и социальных задач, поддержание уровня жизни населения;
в) стремление увеличить государственные доходы;
г) все ответы верны.
11. К экономике какого типа относится следующее высказывание:
«В связи с высокими темпами инфляции было повышено пособие по безработице»:
а) традиционной;
б) рыночной;
в) командной;
г) смешанной.
12. Теория прав собственности является:
а) продолжением традиционной маржиналистской теории;
б) совершенно новым направлением в микроэкономике;
в) частью теории общественного выбора;
г) продолжением неоклассической теории цен.
13. Кто является истинным собственником при формальном провозглашении государственной собственности:
а) граждане страны в целом;
б) глава государства;
в) политическая элита;
г) руководство конкретного предприятия.
14. Объектами интеллектуальной собственности являются:
а) авторские права;
б) торговые марки;
в) произведения искусства;
г) промышленные образцы;
д) все перечисленное.
15. «Пучок прав собственности» предполагает:
а) право на исключение из доступа к ресурсам других агентов;
б) право на получение ресурса;
в) право на получение дохода от ресурса;
г) право на передачу всех предыдущих полномочий;
д) все перечисленные права.
16. Акционерная собственность образуется путем:
а) слияния капиталов;
б) выпуска и реализации акций;
в) внесения паевых взносов.
Тема 2.4 Рыночная экономика: содержание и структура
2.4.1.Сущность и основные черты рыночного хозяйства
Эволюция общественных форм производства и хозяйства привела к возникновению современной рыночной системы.
Рынок— это любое взаимодействие, в которое люди вступают для торговли друг с другом, это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.
Некоторые рынки имеют формальные правила и функционируют в определенном месте (фондовые биржи), другие — децентрализованы и неформальны (устные информационные системы, связанные с поиском работы).
Углубленное понимание категории «рынок» требует учета его места во всей системе общественного воспроизводства, которая включает четыре стадии: производство, распределение, обмен и потребление. Конечной целью экономической жизни является потребление, однако без производства невозможно создание товарной массы. Распределение играет важную роль в складывании социальных отношений, в определении материального положения различных слоев общества. Обмен также оказывает сильное обратное воздействие на производство, обеспечивая его непрерывность и согласованность. Распределение и обмен опосредуют связь между производством и потреблением, образуя своеобразный механизм их взаимодействия
Утвердившиеся в обществе рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций, отраженных на рисунке 6.
Рисунок 6 — Функции рынка
Информационная функцияпроявляется в том, что через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.
Посредническая функциярынка позволяет продавцу выбрать наиболее оптимального покупателя, а потребитель имеет возможность выбрать оптимального поставщика.
Ценообразующая функцияспособствует установлению подвижной связи между стоимостью и ценой, чутко реагирующей на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре.
Регулирующая функциясвязана с воздействием рынка на все сферы экономики и прежде всего производство. Конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Она создает наиболее оптимальную структуру экономики. В современных условиях экономика управляется не только «невидимой рукой», о силе которой писал А. Смит, но и государственными рычагами.
Санирующая функция. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.
Одно из самых широко используемых в экономической теории описаний рыночной экономики базируется на рассмотрении так называемого экономического цикла. Эта модель представляет собой совокупность взаимоотношений между участниками рынка, получившей название кругооборота товарных и денежных потоков в экономике. Ее простейшая форма (рисунок 7) не учитывает влияние государства на экономику, роль финансового рынка, а также действие внешнеэкономических факторов
Рисунок 7 — Кругооборот товарных и денежных потоков в экономике
Домохозяйство — представляет коллектив людей, имеющих общую собственность и доходы и принимающих общие решения. Оно, являясь собственником основных факторов производства, выступает как их продавец и одновременно как потребитель товаров и услуг.
Предприятия, покупая ресурсы у населения, действует как покупатель, а реализуя готовый товар, как продавец. Таким образом, домохозяйства и предприятия связаны двумя рынками: ресурсов и товаров. Навстречу потоку факторов производства, товаров и услуг, движущемуся на схеме против часовой стрелки, движутся деньги (доходы от факторов производства, потребительские расходы, предпринимательские доходы и затраты на ресурсы).
В действительности отношения между людьми в рыночной системе носят более сложный характер, т. к. кроме домохозяйств и предприятий активными экономическими субъектамивыступаютгосударство ибанки.
Субъектно-объектная структура рыночного хозяйства— это система взаимоотношений между субъектами, отражающая их цели, разнонаправленные, но встречно-согласующиеся экономические интересы, характер, формы организации и взаимодействия по поводу движения разнообразных объектов рыночных связей.
Объектами рыночных связей служат товары и услуги, факторы производства, деньги, ценные бумаги, государственные льготы и субсидии, социальные выплаты и т. д. Субъекты вступают в рыночные отношения в силу того, что обладают различными потребностями и объектами обмена. Однако объекты рынка должны быть одновременно равными (по затратам труда) и неравными (по потребительским качествам) друг другу. Снятие этого противоречия происходит в результате обмена. В развитии данного процесса исторически выделяется два этапа:
непосредственный (натуральный) обмен продуктами, элементы которого сохранились и в современной экономике в виде бартера;
товарный обмен.
Товар— это продукт труда, предназначенный для обмена или продажи. К проблеме товара и его свойств каждая научная школа подходила со своей методологией. Представители классической политэкономии явились создателямитрудовой теории стоимости (объективной парадигмы стоимости),которая получила законченное выражение в марксизме. Согласно ей товар имеет два свойства: потребительную стоимость и стоимость.Потребительная стоимость— это способность товара удовлетворять ту или иную потребность людей. Стоимость же товара определяет затраченный на его изготовление труд. Стоимость является общественным свойством, поэтому ее величина определяется не индивидуальными, а общественно необходимыми затратами труда, совершенными при существующих нормальных условиях производства и при среднем уровне умелости и интенсивности труда. При этом роль измерителя стоимости выполняет особый товар — деньги. Иной подход к проблеме продемонстрировали маржиналисты, создавшиетеорию предельной полезности. Ценность, т. е. стоимость, в терминологии этой школы, зависит от полезности и редкости блага. Оценки полезности производятся субъектом, поэтому данная теория называется субъективной парадигмой стоимости. Сторонники же современного неоклассического направления в экономической теории утверждая, что противоречия между этими двумя подходами нет, рассматриваютцену равновесиякак синтез полезности и издержек производства. Именно эта категория является одной из основных в анализе рыночного механизма.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Брянск, бгита, 2009
- Содержание
- Глава 1. Становление и развитие экономической теории как науки 9
- Глава 2. Общие основы экономической теории 72
- Глава 5. Мировая экономика 483
- Глава 1. Становление и развитие экономической теории как науки
- 1.1 Экономическая мысль в древних цивилизациях
- 1.2 Экономическая мысль в средние века
- 1.3 Экономическая система меркантилизма
- 1.4 Классическое направление экономической мысли
- 1.5 Экономическая мысль после а. Смита и д. Риккардо: развитие и критика учения
- 1.6 Экономическое учение марксизма
- 1. 7 Неоклассическое направление экономической мысли
- 1.8 Экономическое учение Дж.М. Кейнса
- 1.9 Неоклассическое возрождение. Монетаризм, школа «экономики предложения», теория рациональных ожиданий
- 1.10 Институционализм
- 1.11 Российская экономическая мысль
- 88. Применение методов экономического анализа для объяснения поведения человека в разных сферах общественной жизни (семье, правовых отношениях и пр.) получило название…
- 2.1.2 Предмет и основные методы изучения экономической теории
- Практические задания
- 1. Определите, какое из следующих утверждений является позитивным, какое нормативным:
- 2. Определите, какое из утверждений следует отнести к макроэкономике, какое — к микроэкономике:
- 3. В каком случае речь идет о проблемах микроэкономики, в каком — макроэкономики:
- 4. Определите, какие из утверждений следует отнести к позитивным, а какие — к нормативным:
- 2.2.2 Граница производственных возможностей и ее модификации
- Практические задания
- 2.3.2 Типы, формы и виды собственности
- 2.3.3 Сущность и формы предпринимательства
- Практические задания
- 2.4.2.Причины возникновения и условия развития рынка
- 2.4.3.Структура и инфраструктура рынка
- Практические задания
- 3.1.2.Предложение в рыночной экономике
- 3.1.3.Рыночное равновесие
- Практические задания
- 1. Какое влияние окажут следующие события на спрос на продукт в:
- 2. Какое влияние окажут следующие события на предложение продукта в:
- 3. Как повлияет каждое из перечисленных ниже изменений спроса и (или) предложения на равновесную цену и равновесное количество на конкурентном рынке:
- 7. Объясните, какие события вызвали сдвиг кривой спроса.
- 3.2.2.Эластичность спроса
- 3.2.3.Эластичность предложения
- 3.2.4.Практическое значение показателей эластичности
- Практические задания
- 1. По данным таблицы определите:
- 5. Каким образом изменения цены повлияют на общую выручку — увеличится, сократится, останется неизменной?
- 3.3.2 Кривые безразличия
- 3.3.3 Бюджетная линия и ее модификации
- 3.3.4 Модель потребительского поведения
- Практические задания
- 3.4.2 Издержки производства в краткосрочном периоде
- 3.4.3 Особенности издержек производства в долгосрочном периоде
- 3.4.4 Производственная функция
- Практические задания
- 3.5.2 Основные принципы анализа деятельности фирмы
- 3.5.3 Условия максимизации прибыли и минимизации убытков фирмы
- Практические задания
- Тема 3.6 Фирма в условиях чистой монополии
- 3.6.1 Основные признаки модели рынка «чистая монополия»
- 3.6.2 Определение объема производства и цены в условиях монополии
- 3.6.3 Экономические последствия деятельности монополии
- Практические задания
- 3.7.2 Олигополия
- 3.7.3 Другие формы несовершенной конкуренции
- Практические задания
- 3.8.2.Особенности рынка труда
- 3.8.3.Формы доходов и их распределение в рыночной экономике
- Практические задания
- 4.1.2 Макроэкономическая теория и макроэкономическая политика
- 4.1.3. Взаимосвязь между основными индикаторами системы национальных счетов
- 4.1.4 Экономический рост и циклическое развитие
- Фазы промышленного цикла
- Особенности экономических циклов
- Практические занятия
- 1. Какие из данных методов исследования относятся к специфическим, использованным макроэкономикой:
- 2. Какой из способов исчисления ввп определяется как сумма государственного и частного потребления, государственных и частных инвестиций, изменений всех видов запасов и чистого экспорта:
- 3. Ввп отличается от внп тем, что:
- 4. Дефлятор внп рассчитывается как отношение:
- 4.2.2 Совокупное предложение
- 4.2.3Кейнсианская функция потребления и сбережения. Мультипликатор.
- 4.2.4 Функция инвестиционного спроса. Модель акселератора
- 4.2.5.Макроэкономическое равновесие
- 1. Классическая модель макроэкономического равновесия
- 2. Кейнсианский подход к макроэкономическому равновесию
- Практические задания
- 4.3.2 Занятость и безработица: понятие и показатели
- 4.3.3.Социально-экономические последствия безработицы. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филипса
- 4.3.4 Социальная политика и социальная защита населения
- Практические занятия
- 6. Что из перечисленного ниже может сократить размеры структурной безработицы:
- 4.4.2 Виды инфляции и механизм их действия
- 4.4.3 Социально-экономические последствия инфляции
- 4.4.4 Варианты антиинфляционной политики
- Практические занятия
- 4.5.2 Денежная масса. Предложение и спрос на деньги
- Авуары — денежные средства или ценные бумаги, а также золото, переводы и аккредитивы, являющиеся источником платежей и погашения обязательств их владельцев.
- 4.5.3 Теоретические модели спроса на деньги
- 4.5.4 Модель денежного рынка. Равновесие на денежном рынке
- 4.5.5 Модель “is–lm”
- Практические задания
- 4.6.2 Кредит, его функции и формы
- 4.6.3 Денежный мультипликатор
- 4.6.4 Основы денежно-кредитного регулирования
- 4.6.5 Основные инструменты денежно-кредитной политики
- 3. Операции на открытом рынке.
- Практические задания
- 4.7.2 Инструменты рынка ценных бумаг
- 4.7.3 Организация, обращение и регулирование рынка бумаг
- Практические задания
- 4.8.2 Финансовая система и ее субъекты
- 4.8.3 Теоретические концепции государственных финансов и их эволюция
- 6. Продавцами финансовых ресурсов выступают:
- 4.9.2 Структура расходов государственного бюджета рф
- 4.9.3. Бюджетный дефицит и государственный долг
- 4.9.4. Государственный бюджет как инструмент финансового регулирования экономики
- Практические задания
- 4.10.2. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос
- 4.10.3. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупное предложение
- 4.10.4. Достоинства и недостатки фискальной политики
- Практические задания
- Глава 5. Мировая экономика Тема 5.1 Теории международной торговли
- 5.1.1 Теория сравнительного преимущества
- 5.1.2 Неоклассические теории
- 5.1.3 Теория Хекшера-Олина
- 5.1.4 Парадокс Леонтьева
- 5.1.5 Альтернативные теории международной торговли
- Практические задания
- 5.2.2 Структура мирового рынка
- 5.2.3 Конкурентная борьба на мировом рынке
- 5.2.4 Государственное регулирование мировой торговли
- 8. Установите соответствие и распределите глобальные проблемы по группам в соответствии с классификацией ю.Н.Гладкого:
- 9. «Малые проблемы синтетического характера».
- 10. Выделите основные формы международной экономической интеграции в порядке возрастания степени интеграционного процесса:
- 11. Международные экономические отношения включают:
- 12. Наиболее сложная и перспективная система международного разделения труда, определяющая взаимодействие национальных экономик, — это:
- 13. Отметьте основные черты, присущие развитию современного мирового хозяйства:
- Тема 5.3 Мировая валютная система
- 5.3.1 Этапы развития мировой валютной системы
- 5.3.2 Валютные курсы и конвертируемость валют
- 5.3.3 Государственное регулирование валютного курса
- 5.3.4 Платежный баланс
- Практические задания
- 5.Любое платежное средство в иностранной валюте принято называть:
- Список использованной литературы