logo
Электронный учебник

3.8.2.Особенности рынка труда

Рынок труда, подчиняясь в целом законом спроса и предложения, но по многим принципам механизма своего функционирования представляет собой рынок особого рода, имеющий ряд существенных отличий от других товарных рынков. Регуляторами здесь являются не только макроэкономические и микроэкономические факторы, но также социальные и социально-психологические.

Фирма предъявляет спрос не на рабочую силу вообще, а на отдельные виды труда; не работника вообще, а работника способного выполнить строго определенную работу. В связи с этим принято выделять так называемые неконкурирующие группы (бухгалтер ↔ шахтер), в результате чего предложение и спрос на их труд замыкаются внутри своей группы:

— работники одной профессии или равной квалификации;

— деление условно и изменчиво;

— парадоксальное явление — одновременное наличие на рынке вакансий и безработных.

Все вышеуказанное не отменяет основных принципов установления рыночного соотношения спрос-предложение на труд как ресурс. Поэтому используются условия предыдущего анализа рынка ресурсов.

Фирма, максимизирующая прибыль, сравнивает выгоды и издержки от найма дополнительных рабочих. Для этого используется предельный анализ решений о найме.

Итак, рассмотрим предельный выигрыш фирмы от найма труда. Фирма нанимает труд ради производства и продажи своего продукта. Фирма уже наняла определенное число рабочих и хочет знать, выгодно ли нанять еще одного дополнительного рабочего. Каждый дополнительно нанятый рабочий позволяет фирме производить и продавать больше. Выигрыш фирмы от найма дополнительных рабочих зависит от количества продукта, который каждый дополнительный рабочий производит, и от размера дополнительного дохода, который может быть получен в результате продажи каждой дополнительной единицы продукции.

Дополнительная продукция от найма еще одного работника (т.е. единицы труда) есть предельный продукт труда (MPL), дополнительный доход от его продажи — предельный доход (MR), а дополнительный доход от добавочной единицы труда — предельная доходность труда (MRPL). Следовательно:

Предельная доходность труда не связана с каким-либо отдельным работником. Она показывает, каким образом вклад услуг труда в доходы варьируется в зависимости от количества нанятых работников. Предполагается, что все работники обладают одинаковой производительностью. Предельная доходность снижается из-за закона убывающей отдачи.

Данное равенство выполняется для любого конкурентного рынка труда независимо от того, является ли рынок товаров конкурентным или нет.

Данный анализ начинается с характеристики рынка совершенной конкуренции товаров (и ресурсов). На таком рынке фирма будет продавать свою продукцию по рыночной цене (P). Тогда

Фирма максимизирующая прибыль сравнивает дополнительный доход, который она может получить, привлекая дополнительную рабочую силу, с дополнительными затратами, связанными с этим привлечением. На конкурентном рынке труда дополнительные издержки на дополнительного работника есть его заработная плата. Каким бы ни был рынок товаров, предельная доходность показывает, сколько фирма готова заплатить, чтобы нанять дополнительную рабочую силу. Пока MRPLбольше ставки зарплат, фирма будет нанимать дополнительную рабочую силу. ЕслиMRPLменьше ставки зарплаты, фирме следует уволить часть рабочих. Только когдаMRPLравна зарплате, количество труда будет максимизировать прибыль. Таким образом:

Где W— ставка зарплаты.

Кривая спроса на труд (DL) совпадает с кривойMRPL(рисунок 66). Спрос на труд возрастает по мере снижения ставки зарплаты. Поскольку рынок труда совершенно конкурентен, фирма может нанять столько рабочих, сколько она пожелает при рыночной зарплате (W), и поэтому кривая предложения труда, используемого фирмой (SL), есть горизонтальная линия. Количество труда, при котором прибыль максимальна (L), находится на пересечении кривых предложения и спроса. Предельная доходность труда убывает по мере увеличения применяемого количества труда, поэтому при прочих равных условиях, этот рост возможен только при снижении ставки зарплаты.

Помимо зарплаты спрос на труд со стороны фирмы определяется также спросом на продукцию фирмы и ценами и объемами предлагаемых ресурсов-заменителей, а также дополняющих ресурсов.

Теперь необходимо рассмотреть предложение на рынке труда. Трудовые услуги предлагаются людьми, которые решили продать свой труд фирмам, труд является человеческим ресурсом. В отличие от материалов, машин и земли, труд никогда не может стать собственностью работодателя. Альтернативной стоимостью услуг труда, предлагаемых на рынке, является стоимость свободного времени, отданного работе по найму.

Рисунок 66 — Кривая спроса на труд

Для исследования выбора работником между денежным доходом и досугом может быть использовано сочетание кривых безразличия и бюджетной линии (рисунок 67). Кривые безразличия здесь указывают на предпочтения в отношении дохода и досуга. Бюджетная линия, показывает возможность обмена досуга на доход при рыночной зарплате. Она показывает все комбинации досуга и дохода, которые доступны работнику, когда зарплата составляет W. Уравнение бюджетной линии:

где MилиY— дневной доход;

H— часы досуга в день (свободное время).

Разность (24-Н) представляет часы работы в день.

Наклон бюджетной линии равен (— W). Человек принимает рыночную цену на свой труд на конкурентном рынке как данность. Досуг необходим человеку для восстановления сил, развлечение, выполнение домашних обязанностей. Выбирая между досугом и доходом потребители сталкиваются с двумя основными ограничениями:

Рисунок 66 — Выбор работником между денежным доходом и досугом

  1. в сутках только 24 часа;

  2. ставка зарплаты. Повышение ставки зарплаты влияет на выбор между трудом и досугом двояким образом:

  1. Действует эффект замещения: повышение ставки зарплаты увеличивает альтернативную стоимость труда; появляется стимул замены досуга на труд (и, следовательно на товары, купленные за счет дополнительных заработков).

  2. Повышение ставки зарплаты создает эффект дохода, сокращая количество труда. Более высокая зарплата при неизменных ценах на услуги повышает реальные доходы работников. Имея более высокие доходы, работники склонны потреблять больше нормальных товаров. Досуг является нормальным товаром. Как только доходы достигают определенного уровня, люди, при прочих равных условиях, стремятся больше отдыхать, сокращая рабочее время. Следовательно сам по себе эффект дохода от повышения зарплаты выразится в сокращении количества предлагаемого труда (рисунок 67).

В случае низкой зарплаты преобладает эффект замещения и поэтому количество труда при повышении зарплаты возрастает. Однако, по мере роста зарплаты усиливается действие эффекта дохода. Поэтому кривая предложения индивидом своего труда будет иметь изгибающуюся форму (пример студент летом).

Рисунок 67 — Эффект дохода и эффект замещения

Несмотря на это, в целом же кривая предложения труда имеет тенденцию к возрастанию. Повышение ставки зарплаты компенсируется появлением на рынке новых работников. Поэтому для каждого рынка конкретного вида труда с учетом времени и места целесообразно представлять постоянно возрастающую кривую предложения труда, несмотря на изгиб кривой предложения индивидом своего труда.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4