1.4 Классическое направление экономической мысли
В XVIII веке мануфактурная система в наиболее развитых странах достигла своего расцвета, возник рынок труда, на смену эпохе торгового капитализма пришла эпоха промышленного капитализма и свободной конкуренции. В это время развивается новое направление экономической мысли, получившее впоследствии название «классического». Оно возникает почти одновременно во Франции и в Англии и представлено двумя школами:
школой физиократовво Франции (представители —Франсуа КенэиАнн Робер Жак Тюрго),
«классической политэкономией» в Англии (представители —Уильям Петти, Адам Смит, Давид Рикардо).
Основная идея классического направления — идея естественного экономического порядка. Естественный порядок — такое положение вещей, которое формируется в условиях полной экономической свободы, при соблюдении принципа laissez faire. Это уже ставшее популярным выражение является частью знаменитой фразы, приписываемой Гурнэ: “Laissez faire, laissez passer” (лесэ фэр, лесэ пасэ), означающей приблизительно следующее: “Дайте людям самим делать свои дела, дайте делам идти своим ходом”. Другими словами, экономический порядок существует не благодаря регулирующей роли государства или вследствие “общественного договора”, а возникает спонтанно, автоматически, как результат действия объективных экономических законов.
Второй важной составляющей классического направления экономической мысли является требование соблюдения в экономической политике государства принципов экономического либерализма, то есть проведения политики свободной торговли, сведения к минимуму участия государства в перераспределении общественного богатства. Наиболее ясно и определенно значение либерализма для развития государства выразил Адам Смит в своем эпохальном трактате «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776): “Для того чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении, все остальное сделает естественный ход вещей”. А в знаменитом пассаже о невидимой руке (работа «Здоровье нации») он раскрывает естественный механизм этого процесса: пишет о том, как неведомая сила направляет человека, преследующего собственные эгоистические цели, к общественной цели, которая первоначально не входила в его намерения. Таким образом, А. Смит был первым, кто заговорил о существовании объективных, не зависящих от воли и сознания людей, экономических законов. Раз речь пошла о законах, значит, экономика могла претендовать на статус науки. Науки, основателем которой, по всеобщему признанию, стал Адам Смит.
Третья идея классического направления концепция экономического человека, «разумного эгоиста», по выражению А. Смита. Эгоистический человек руководствуется мотивом к эффективным действиям, он стремится больше получить и меньше затратить. Он будет заниматься теми видами деятельности, которые позволяют ему достичь лучших результатов. Таким образом он сэкономит усилия свои и в целом ресурсы общества. Он будет приобретать тот товар, который в наилучшей степени удовлетворяет его потребности. Таким образом он сигнализирует о том, что нужно производить, куда направлять общественные ресурсы. В то же время разумные эгоисты стараются сделать свои взаимоотношения друг с другом более предсказуемыми и долговременными, а значит, рационально приходят к необходимости согласия, упорядочивания своих действий. Так стихийно возникает экономический порядок со своей внутренней логикой, нацеленной на эффективность. Помешать этому может только государство или внешние неуправляемые обстоятельства. Поэтому Смит считал, что государство в рыночной экономике должно выполнять функции «ночного сторожа», иными словами, охранника имущественных прав, когда они находятся вне контроля самих людей.
Четвертой отличительной чертой классического направления является перенесение основного внимания со сферы обращения, которой меркантилисты придавали исключительное значение, на сферу производства. Производитель и его поведение становится главным объектом изучения классиков.
Для физиократов источником богатства являлась земля, то есть сельское хозяйство, и это неслучайно — ведь само направление возникло как некая «поздняя оппозиция» деятельности премьер-министра Франции Кольбера, который проводил меркантилистскую политику ценою удушения собственного сельского хозяйства, обложив крестьянское население непомерными налогами. Основатель школы физиократов Франсуа Кенэ разработал теорию чистого продукта и доказывал, что он создается только в земледелии, где действует даровая сила природы, не требующая возмещения. Утверждая, что в сельском хозяйстве имеет место прирост стоимости, физиократы в то же время ошибочно полагали, что в других отраслях (например, в промышленности) происходит только сложение уже созданных стоимостей. Они предлагали заменить все налоги единым земельным налогом.
Франсуа Кенэ также известен как создатель знаменитой «Экономической таблицы», где он показал, как продукт производится и распределяется между сословиями, и при этом подготавливаются условия для возобновления производства в новом году. Впоследствии эта таблица легла в основу схем воспроизводства Карла Маркса, а еще позже — модели межотраслевого баланса (таблицы «затраты-выпуск») американского экономиста российского происхождения, лауреата Нобелевской премии по экономике, Василия Васильевича Леонтьева.
Представители классической политэкономии (У. Пети, А. Смит, Д. Риккардо) смотрели шире физиократов: источник богатства они видели во всей производственной сфере (промышленности, сельском хозяйстве, строительстве), связывали возможности его создания в первую очередь с уровнем развития техники, технологии, профессиональных навыков, к элементам богатства относили, кроме прочего, деньги и накопленное имущество. Например, Уильям Петти скрупулезно подсчитал все богатство Ирландии, а Адам Смит разработал подробную теоретическую классификацию элементов богатства. Важным фактором роста богатства Адам Смит считал разделение труда, которое достигает своего совершенства в мануфактурной системе (пример игольной мануфактуры), а условием этого роста — отсутствие всяческих стеснений в производстве и торговле. Общество он называл «великим меновым союзом», противопоставляя эту идею идее торговых войн, которые провоцировала меркантилистская система.
Важное место в учении Адама Смита занимала теория ценности товара. Он пишет: “Слово ценность имеет два различных значения: иногда она означает полезность какого-нибудь предмета, а иногда возможность приобретения других предметов, какую дает обладание данным предметом. Первую можно назвать потребительной ценностью, вторую — меновой ценностью”. Вместе с тем первоначальную попытку связать меновую ценность товара с его потребительной ценностью он решительно отбрасывает. Он ссылается на алмаз, который “почти не имеет никакой потребительной ценности”, но имеет высокую меновую ценность. Вода же, напротив, имеет высокую потребительную ценность, но не имеет меновой ценности. Эти размышления вошли в историю как “парадокс воды и алмаза”, и были в последующем объяснены только неоклассической школой.
В теории Адама Смита меновая ценность товара в первобытном обществе определяется соотношением затрат труда (если убить бобра можно за два часа, а оленя — за час, то “один бобр должен естественно обмениваться на два оленя”). В цивилизованном обществе, где разделение труда обеспечивает его экономию, действует другое правило обмена — меновая ценность определяется соотношением не затраченного, а покупаемого труда. Это положение практически не нашло развития в последующей экономической мысли, между тем, в нем содержалась гениальная догадка об участии не только продавца, но и покупателя в определении цены товара.
Адам Смит создал оригинальное учение о доходе. Во-первых, он понимает, что чистый доход представляет собой разницу между совокупным доходом и расходами на основной и оборотный капитал. Во-вторых, чистый доход делится на 3 части: зарплату, земельную ренту и прибыль. Ссудный процент в его схеме не участвует, поскольку он — вторичный доход, выплачиваемый из прибыли. Соответственно доходам выделяются три основных класса: рабочие, землевладельцы и капиталисты-предприниматели. В-третьих, он считает, что цена товара слагается из этих трех доходов. “Может показаться, что необходима еще четвертая часть для возмещения капитала фермера, то есть для возмещения снашивания его рабочего скота и других хозяйственных орудий. Но надо иметь в виду, что цена любого хозяйственного орудия, хотя бы рабочей лошади, в свою очередь состоит из таких же трех частей: из ренты на землю, на которой она была вскормлена, из труда, затраченного на уход за ней и содержание ее, и прибыли фермера... в целом цена все же сводится непосредственно в конечном счете к тем же трем составным частям: ренте, заработной плате и прибыли”. К. Маркс назовет это “догмой Смита”.
Адам Смит осуществил разделение труда на производительный и непроизводительный. Производительный труд, по Смиту, обменивается на доход, в то время как непроизводительный оплачивается из уже созданного дохода. В конечном счете, к непроизводительному труду он относит только труд слуг, духовенства и военных. Он считает необходимым максимально возможное сокращение их доли, потому что она приводит к сокращению возможностей накопления капитала и роста производства. Рассуждения Смита о производительном и непроизводительном труде породили длительную дискуссию, в которую охотно включились советские экономисты в XX веке в СССР, пытавшиеся таким образом обосновать ведущую роль рабочего класса и трудового крестьянства. В то же время концепция Смита оказалась не понятой и не принятой западной экономической мыслью, где любой труд, рабочего или артиста, ученого или крестьянина, принято считать производительным, участвующим в создании ВВП.
Одним из важных моментов учения Адама Смита была теория естественной и рыночной цены. Естественная цена определяется как усредненная для данной местности величина, в которой зарплата, прибыль и рента присутствуют по некоторым естественным нормам оценки труда, капитала и земли. Рыночная цена зависит от того, насколько предложение товара отклоняется от естественного спроса, то есть того количества товара, которое покупается по естественной цене. Изучая колебания рыночной цены вокруг естественной цены, А. Смит выводит модель свободной конкуренции. Положительные отклонения рыночной цены от естественной приводят к увеличению норм доходов и стимулируют рост производства. Отрицательные отклонения вызывают отток ресурсов из отрасли. Положительные и отрицательные отклонения в длительном периоде уравновешиваются, а нормы доходов усредняются.
Адам Смит писал также о существовании монопольных рынков. Он ввел понятие монопольной цены и различал естественную монополию, связанную с владением редкими ресурсами или какими-то производственными секретами, и искусственную монополию или привилегию, которая создается государством.
Давид Рикардо объявил себя продолжателем учения А. Смита и большую часть своего учения изложил в работе “Начала политической экономии и налогового обложения” (1817). Прежде всего, западная экономическая наука считает Давида Рикардо основателем трудовой теории стоимости. Именно он довел эту теорию до совершенства: меновая ценность товара определяется затратами общественно необходимого труда, при этом речь идет как о живом, так и об овеществленном труде, а сложный труд с помощью системы коэффициентов приводится к простому, что позволяет их сравнивать. Так что К. Марксу оставалось только «исправить» некоторые неточности в теории Давида Рикардо (общественно-необходимый труд — не труд при худших условиях производства, как у Давида Рикардо, а при средних условиях производства) и сделать соответствующие идеологические выводы (только рабочий своим трудом создает стоимость, а капиталист и землевладелец ее присваивают, иными словами, эксплуатируют рабочего).
В то же время в Золотой фонд экономической мысли вошли две теории Давида Рикардо. Первая — теория дифференциальной ренты. Вторая — принцип сравнительного преимущества, разработанный применительно к международной торговле.
Давид Рикардо раскрывает механизм дифференциальной ренты, возникающей благодаря разнице в местоположении и плодородии участков земли. Дифференциальная рента в его понимании — это разность между затратами труда на худших землях (по которым определяется цена хлеба) и индивидуальными затратами труда на лучших и средних участках. При вовлечении в оборот все более худших участков земли рентный остаток растет. Давид Рикардо пишет: “Не потому хлеб дорог, что платится рента, а рента платится потому, что хлеб дорог”. Для объяснения существования рентного дохода с худших участков земли он вводит дополнительно “ренту редкости”, то есть дополнительный доход, связанный с ограниченностью ее предложения. землевладельцам.
Несомненную ценность для экономической науки имел разработанный Давидом Рикардо принцип сравнительного преимущества в международной торговле. Он был продемонстрирован на примере Англии и Португалии, которые производят два товара — сукно и вино. Причем абсолютные затраты труда на производство каждого из этих товаров в Португалии выше, чем в Англии. В то время в экономической науке господствовал принцип абсолютных преимуществ Адама Смита, согласно которому международное разделение труда и обмен товарами между странами эффективны только в том случае, если каждая из них что-то производит с меньшими абсолютными затратами. Рикардо доказал, что нужно принимать во внимание не абсолютные затраты, а относительные. Если трудозатраты на производство единицы сукна в Англии составляют 0.6 от трудозатрат на производство единицы вина, а в Португалии — 0.9, то Англия имеет сравнительное преимущество в производстве сукна, а Португалия — в производстве вина. На конкретном примере Давид Рикардо показывает, что даже при отсутствии абсолютных преимуществ у одной из стран (Португалии), но наличии относительных преимуществ, специализация национальных экономик и обмен при определенных соотношениях приводит к индивидуальной и общей экономии труда.
Принцип сравнительного преимущества имел большую познавательную ценность для экономической науки. Впоследствии он был проиллюстрирован с помощью кривых производственных трансформаций, соединен с учением об альтернативной стоимости и распространен с внешней торговли на другие виды деятельности.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Брянск, бгита, 2009
- Содержание
- Глава 1. Становление и развитие экономической теории как науки 9
- Глава 2. Общие основы экономической теории 72
- Глава 5. Мировая экономика 483
- Глава 1. Становление и развитие экономической теории как науки
- 1.1 Экономическая мысль в древних цивилизациях
- 1.2 Экономическая мысль в средние века
- 1.3 Экономическая система меркантилизма
- 1.4 Классическое направление экономической мысли
- 1.5 Экономическая мысль после а. Смита и д. Риккардо: развитие и критика учения
- 1.6 Экономическое учение марксизма
- 1. 7 Неоклассическое направление экономической мысли
- 1.8 Экономическое учение Дж.М. Кейнса
- 1.9 Неоклассическое возрождение. Монетаризм, школа «экономики предложения», теория рациональных ожиданий
- 1.10 Институционализм
- 1.11 Российская экономическая мысль
- 88. Применение методов экономического анализа для объяснения поведения человека в разных сферах общественной жизни (семье, правовых отношениях и пр.) получило название…
- 2.1.2 Предмет и основные методы изучения экономической теории
- Практические задания
- 1. Определите, какое из следующих утверждений является позитивным, какое нормативным:
- 2. Определите, какое из утверждений следует отнести к макроэкономике, какое — к микроэкономике:
- 3. В каком случае речь идет о проблемах микроэкономики, в каком — макроэкономики:
- 4. Определите, какие из утверждений следует отнести к позитивным, а какие — к нормативным:
- 2.2.2 Граница производственных возможностей и ее модификации
- Практические задания
- 2.3.2 Типы, формы и виды собственности
- 2.3.3 Сущность и формы предпринимательства
- Практические задания
- 2.4.2.Причины возникновения и условия развития рынка
- 2.4.3.Структура и инфраструктура рынка
- Практические задания
- 3.1.2.Предложение в рыночной экономике
- 3.1.3.Рыночное равновесие
- Практические задания
- 1. Какое влияние окажут следующие события на спрос на продукт в:
- 2. Какое влияние окажут следующие события на предложение продукта в:
- 3. Как повлияет каждое из перечисленных ниже изменений спроса и (или) предложения на равновесную цену и равновесное количество на конкурентном рынке:
- 7. Объясните, какие события вызвали сдвиг кривой спроса.
- 3.2.2.Эластичность спроса
- 3.2.3.Эластичность предложения
- 3.2.4.Практическое значение показателей эластичности
- Практические задания
- 1. По данным таблицы определите:
- 5. Каким образом изменения цены повлияют на общую выручку — увеличится, сократится, останется неизменной?
- 3.3.2 Кривые безразличия
- 3.3.3 Бюджетная линия и ее модификации
- 3.3.4 Модель потребительского поведения
- Практические задания
- 3.4.2 Издержки производства в краткосрочном периоде
- 3.4.3 Особенности издержек производства в долгосрочном периоде
- 3.4.4 Производственная функция
- Практические задания
- 3.5.2 Основные принципы анализа деятельности фирмы
- 3.5.3 Условия максимизации прибыли и минимизации убытков фирмы
- Практические задания
- Тема 3.6 Фирма в условиях чистой монополии
- 3.6.1 Основные признаки модели рынка «чистая монополия»
- 3.6.2 Определение объема производства и цены в условиях монополии
- 3.6.3 Экономические последствия деятельности монополии
- Практические задания
- 3.7.2 Олигополия
- 3.7.3 Другие формы несовершенной конкуренции
- Практические задания
- 3.8.2.Особенности рынка труда
- 3.8.3.Формы доходов и их распределение в рыночной экономике
- Практические задания
- 4.1.2 Макроэкономическая теория и макроэкономическая политика
- 4.1.3. Взаимосвязь между основными индикаторами системы национальных счетов
- 4.1.4 Экономический рост и циклическое развитие
- Фазы промышленного цикла
- Особенности экономических циклов
- Практические занятия
- 1. Какие из данных методов исследования относятся к специфическим, использованным макроэкономикой:
- 2. Какой из способов исчисления ввп определяется как сумма государственного и частного потребления, государственных и частных инвестиций, изменений всех видов запасов и чистого экспорта:
- 3. Ввп отличается от внп тем, что:
- 4. Дефлятор внп рассчитывается как отношение:
- 4.2.2 Совокупное предложение
- 4.2.3Кейнсианская функция потребления и сбережения. Мультипликатор.
- 4.2.4 Функция инвестиционного спроса. Модель акселератора
- 4.2.5.Макроэкономическое равновесие
- 1. Классическая модель макроэкономического равновесия
- 2. Кейнсианский подход к макроэкономическому равновесию
- Практические задания
- 4.3.2 Занятость и безработица: понятие и показатели
- 4.3.3.Социально-экономические последствия безработицы. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филипса
- 4.3.4 Социальная политика и социальная защита населения
- Практические занятия
- 6. Что из перечисленного ниже может сократить размеры структурной безработицы:
- 4.4.2 Виды инфляции и механизм их действия
- 4.4.3 Социально-экономические последствия инфляции
- 4.4.4 Варианты антиинфляционной политики
- Практические занятия
- 4.5.2 Денежная масса. Предложение и спрос на деньги
- Авуары — денежные средства или ценные бумаги, а также золото, переводы и аккредитивы, являющиеся источником платежей и погашения обязательств их владельцев.
- 4.5.3 Теоретические модели спроса на деньги
- 4.5.4 Модель денежного рынка. Равновесие на денежном рынке
- 4.5.5 Модель “is–lm”
- Практические задания
- 4.6.2 Кредит, его функции и формы
- 4.6.3 Денежный мультипликатор
- 4.6.4 Основы денежно-кредитного регулирования
- 4.6.5 Основные инструменты денежно-кредитной политики
- 3. Операции на открытом рынке.
- Практические задания
- 4.7.2 Инструменты рынка ценных бумаг
- 4.7.3 Организация, обращение и регулирование рынка бумаг
- Практические задания
- 4.8.2 Финансовая система и ее субъекты
- 4.8.3 Теоретические концепции государственных финансов и их эволюция
- 6. Продавцами финансовых ресурсов выступают:
- 4.9.2 Структура расходов государственного бюджета рф
- 4.9.3. Бюджетный дефицит и государственный долг
- 4.9.4. Государственный бюджет как инструмент финансового регулирования экономики
- Практические задания
- 4.10.2. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос
- 4.10.3. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупное предложение
- 4.10.4. Достоинства и недостатки фискальной политики
- Практические задания
- Глава 5. Мировая экономика Тема 5.1 Теории международной торговли
- 5.1.1 Теория сравнительного преимущества
- 5.1.2 Неоклассические теории
- 5.1.3 Теория Хекшера-Олина
- 5.1.4 Парадокс Леонтьева
- 5.1.5 Альтернативные теории международной торговли
- Практические задания
- 5.2.2 Структура мирового рынка
- 5.2.3 Конкурентная борьба на мировом рынке
- 5.2.4 Государственное регулирование мировой торговли
- 8. Установите соответствие и распределите глобальные проблемы по группам в соответствии с классификацией ю.Н.Гладкого:
- 9. «Малые проблемы синтетического характера».
- 10. Выделите основные формы международной экономической интеграции в порядке возрастания степени интеграционного процесса:
- 11. Международные экономические отношения включают:
- 12. Наиболее сложная и перспективная система международного разделения труда, определяющая взаимодействие национальных экономик, — это:
- 13. Отметьте основные черты, присущие развитию современного мирового хозяйства:
- Тема 5.3 Мировая валютная система
- 5.3.1 Этапы развития мировой валютной системы
- 5.3.2 Валютные курсы и конвертируемость валют
- 5.3.3 Государственное регулирование валютного курса
- 5.3.4 Платежный баланс
- Практические задания
- 5.Любое платежное средство в иностранной валюте принято называть:
- Список использованной литературы