logo
Электронный учебник

3.2.4.Практическое значение показателей эластичности

Теория эластичности имеет важное практическое значение для определения политики фирм и поведения покупателей. Во-первых, показатели коэффициентов эластичности позволяют классифицировать товары по различным категориям, что очень важно для определения торговой политики фирм. Абсолютные показатели прямой ценовой эластичности позволяют разделить все товары на две категории: а) товары эластичного спроса и в) товары неэластичного спроса. Показатели и математические знаки («плюс» или «минус») коэффициентов перекрестной эластичности позволяют разделить товары на три категории: а) взаимозаменяемые товары, б) взаимодополняющие товары и в) независимые друг от друга товары. Показатели коэффициентов эластичности спроса по доходу дают возможность определить следующие категории товаров: а) низкокачественные товары (коэффициент эластичности меньше нуля), б) товары первой необходимости (коэффициент эластичности больше нуля, но меньше единицы), в) предметы роскоши (коэффициент эластичности намного больше единицы).

Во-вторых, показатель коэффициента прямой ценовой эластичности спроса оказывает непосредственное влияние на изменение выручки продавца. При эластичном спросе (коэффициент эластичности больше единицы) изменение цены товара и выручки продавца происходит в разных направлениях, т.е. снижение цены приводит к увеличению выручки и наоборот. При неэластичном спросе изменения цены товара и выручки продавца происходит в одном направлении, например, цена понижается и выручка уменьшается, т.е. рост выручки обусловлен ростом цены. Отсюда можно сделать вывод о том, что максимальная выручка достигается при коэффициенте эластичности равном единице. Это положение весьма важно при определении политики цен как на уровне отдельных фирм, так и на уровне государства.

В-третьих, эластичность спроса и предложения имеет большое практическое значение для анализа политики налогообложения. Это особенно наглядно проявляется при распределении, например, потоварного налога (налога с продаж) между продавцами и покупателями.

В случае эластичного спроса большая часть налога выплачивается продавцом, т.к. потребители при росте цены товара (налог включается в цену) будут стремиться переключить свой спрос на другие товары — заменители. В случае неэластичного спроса это сделать гораздо труднее и, следовательно, большая часть налога будут выплачивать потребители, а при совершенно неэластичном спросе все бремя налога придется на покупателя данного товара.

Если имеет место эластичное предложение, то большая часть налога приходится на потребителя, а если неэластично — на производителей. Высокая эластичность предложения означает, что производители легко могут переключить свои ресурсы на производство другого товара. В случае неэластичного предложения перевод ресурсов происходит медленнее, поэтому от налога больше пострадают производители (продавцы).

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4