2.2.2 Граница производственных возможностей и ее модификации
Поскольку каждый ресурс может быть использован для производства различных благ, то возникает совокупность производственных возможностей, т.е. различных вариантов по производству экономических благ при полном и эффективном использовании ресурса и при данной технологии. Данная совокупность имеет альтернативный характер, т.е. производство одного блага исключает возможность производства другого блага либо полностью, либо частично. Эта ситуация может быть выражена абстрактной графической моделью, которая называется кривая (граница, график, линия) производственных возможностей для двух товаров — КПВ (рисунок 1).
КПВ показывает максимально возможные объемы производства товаров «Х» и «Y» при полном использовании всех имеющихся ресурсов. Точки А(1;14), В(2;12), С(3;9) и Д(4;6) представляют определенные комбинации количества производимых товаров. Каждая точка на КПВ есть жестко заданное количественное соотношение товаров «Х» и «Y». Следовательно, перед нами каждый раз соотношение максимальных величин, находящихся в обратном отношении друг к другу. Это означает, что линия производственных возможностей выражает отрицательную зависимость между парными величинами максимальных результатов производства (при полном использовании ограниченного объема производственных ресурсов). Ясно, что увеличение производства одного товара возможно только при уменьшении производства другого товара.
Рисунок 1 — Кривая производственных возможностей
КПВ характеризует одновременно и возможный и желательный выпуск товаров. Из совокупности точек (комбинаций) на графике выбирается рациональный вариант. Кроме того, КПВ дает представление о четырех взаимосвязанных понятиях:
1. Ограниченность (редкость) ресурсов.
2. Эффективность экономики.
3. Экономический выбор.
4. Альтернативные издержки.
Ограниченность ресурсов выражается конкретным расположением графика. Это означает, что объемы производства возможны только в пределах площади, ограниченной линией конкретной КПВ. Любая точка, выражающая объем производства и находящаяся за пределами данного графика, является недостижимой, на рисунке 1 это точка N, т.е. такой объем производства становится невозможным из-за недостатка ресурсов. Точка M (рисунок 1) характеризует неполное использование имеющихся ресурсов.
Экономисты определяют точки, расположенные на КПВ, как эффективные. Это означает, во-первых, что все имеющие в данный момент используются полностью и с этой точки зрения эффективно. Во-вторых, эффективной считается такая комбинация ресурсов, при которой невозможно увеличить производство одного товара без сокращения производства другого, а такое состояние и выражает КПВ.
Возможность определения экономического выбора выражается в том, что производитель имеет право выбрать для себя любую доступную на данной КПВ комбинацию товаров, исходя из конкретных условий рыночной конъюнктуры. В экономической науке «цена выбора» получила название альтернативные издержки или издержки упущенных возможностей.
Альтернативные издержки — это количество одного товара, которым необходимо пожертвовать для увеличения производства другого товара. Иными словами, альтернативные издержки есть потери других альтернативных товаров или услуг, которые могли бы быть произведены с помощью тех же ресурсов.
В экономических терминах все имеет альтернативную стоимость. В теоретическом смысле, это стоимость производства товара или услуги, измеряемая с точки зрения потерянной возможности заниматься наилучшим из доступных альтернативных видов деятельности, требующим того же самого времени или тех же ресурсов. Привычка и умение рассуждать в терминах альтернативной стоимости — одна из важнейших черт экономического мышления.
Форма линии производственных возможностей не является произвольной, а подчиняется закону возрастания альтернативных издержек. Она представляет собой выпуклую кривую линию, направленную вправо и вверх от точки начала координат. Это связано с тем, что на практике отдельные элементы применяемых ограниченных ресурсов более эффективны при производстве, допустим, товара «А», другие же ресурсы более продуктивны при производстве товара «В». Для увеличения производства товара «А» необходимо применять те элементы ресурсов, которые были бы более эффективны при производстве товара «В». Следовательно, для производства каждой дополнительной единицы товара «А» приходится расходовать все большее количество ресурсов, из которых могло бы быть произведено гораздо большее количество товара «В». При этом затраты ресурса возрастают не линейно, а параболически. А это, в свою очередь, вызывает последовательный рост альтернативных издержек при переходе от производства одного товара к другому. В этом заключается смысл закона возрастания альтернативных издержек.
Граница производственных возможностей, выраженная прямой линией есть частный случай данного графика. Прямая линия возникает в том случае, если любая единица применяемого ресурса одинаково пригодна для производства любого товара, т.е. применяется какой-либо универсальный ресурс. В теоретическом экономическом анализе в качестве подобных ресурсов применяются: а) время деятельности (производства) и б) деньги как финансовый ресурс. В этом случае альтернативные издержки выражаются постоянной величиной.
Количественное выражение величины альтернативных издержек может быть представлено двумя методами. Во-первых, альтернативные издержки одного блага равны количеству единиц другого блага, которым пришлось пренебречь (пожертвовать) с целью увеличения производства первого блага. Например, 1 ед. товара «Х» равна 3 ед. товара «Y», которыми пожертвовали для производства 1 ед. товара «Х» (рисунок 2).
Во-вторых, величина альтернативных издержек какого-либо блага может быть выражена как тангенс угла наклона графика (линии) производственных возможностей относительно той оси в системе координат, на которой
Рисунок 2 — Линия производственных возможностей
расположено данное благо. Данный метод выражения альтернативных издержек убедительно подтверждает тот факт, что в случае применения кривой производственных возможностей альтернативные издержки возрастают, т.к. по мере продвижения точки по кривой угол наклона увеличивается. Если применяется прямая линия производственных возможностей, то угол наклона графика есть величина постоянная, следовательно, и альтернативные издержки постоянны. Использование угла наклона ЛПВ как показателя альтернативных издержек позволяет легко выражать совокупные ЛПВ (КПВ) для нескольких участников, работающих совместно (рисунок 3).
Рисунок 3 — Ломаная ЛПВ
Расчет и определение конкретных величин альтернативных издержек имеют большое значение в экономическом анализе деятельности экономических агентов. Во-первых, альтернативные издержки позволяют определить полную экономическую стоимость (ценность) любого блага, т.к. она будет равняться стоимости того, от чего пришлось отказаться, чтобы получить желаемое. Экономисты включают в издержки фирмы все альтернативные издержки.
Во-вторых, расчет и определение альтернативных издержек отдельного участника производственной деятельности по созданию какого — либо конкретного блага позволяет более рационально распределить их обязанности и добиться более высокой отдачи в процессе совместной работы, т.е. осуществлять специализацию работников в совместной деятельности. Правило распределения обязанностей заключается в том, чтобы какое-либо дело поручить тому работнику, который имеет наименьшие альтернативные издержки по выполнению данной работы. В результате подобного распределения совместный результат деятельности группы (коллектива) будет оптимальным.
В-третьих, на основе расчета альтернативных издержек и специализации экономических агентов проявляются их экономические преимущества. С той точки зрения, экономическая теория различает два вида преимущества: абсолютное преимущество и сравнительное (относительное) преимущество. Абсолютное преимущество заключается в способности участника производить больше при равном объеме используемых ресурсов и одинаковой технологии. Иными словами, производитель, использующий меньший объем вводимых ресурсов для выпуска единицы товара, имеет абсолютное преимущество в его производстве. Большое значение в получении абсолютного преимущества имеют естественные, природные условия отдельных стран и регионов.
Но для экономического анализа наибольшее значение имеет расчет и использование сравнительного преимущества. Сравнительное преимущество — это способность участника производить (выполнять работу) по относительно меньшей альтернативной стоимости, т.е. с меньшими альтернативными издержками. Производитель, обладающий самыми низкими издержками упущенных возможностей производства товара, имеет сравнительное преимущество перед другими изготовителями.
Отдельно взятому участнику невозможно иметь сравнительные преимущества в производстве всех товаров. Издержки упущенных возможностей производства одного товара обратно пропорциональны альтернативным издержкам в производстве другого товара. Следовательно, если эти издержки в производстве одного товара у данного участника относительно выше, то его альтернативные издержки производства другого товара должны быть относительно ниже. Сравнительное преимущество отражает относительные альтернативные издержки. До тех пор, пока два участника не будут обладать абсолютно равными издержками упущенных возможностей, один из них будет иметь сравнительное преимущество при производстве одного товара, а другой будет иметь сравнительное преимущество при выпуске другого продукта.
В-четвертых, различия в альтернативных издержках и сравнительных преимуществах создают основу для взаимовыгодного обмена различными благами, производимыми каждым участником самостоятельно. В том случае, когда какой-либо производитель создает товары индивидуально, его потребительские возможности не могут превышать его производственные возможности. Иными словами, он не сможет потреблять больше того количества товаров, которое он производит. Но возникновение сравнительного преимущества у отдельных производителей, т.е. различие их альтернативных издержек, позволяет преодолеть границы их индивидуальных, производственных возможностей. С этой целью они налаживают обмен продуктами своей деятельности. Они могут отдавать в обмен те товары, собственное производство которых по их индивидуальным альтернативным издержкам менее выгодно, чем у партнера по обмену. При этом становится возможным установить (договориться) цену обмена, которая будет относительно ниже их индивидуальных альтернативных издержек по обмениваемым товарам. А поскольку цена ниже, становится возможным приобрести большее количество необходимого блага по сравнению с тем количеством, которое получил бы производитель, работая самостоятельно. Следовательно, уровень потребления повышается и выходит за пределы индивидуальных производственных возможностей каждого участника.
Различия в альтернативных издержках и сравнительных преимуществах и определяют выгоды, которые приносят обмен и торговля. Когда каждый индивид специализируется в производстве, в котором он имеет сравнительное преимущество, общий объем выпуска возрастает, а увеличение размеров экономического «пирога» позволяет повысить уровень жизни всех членов общества. Иными словами, пока издержки упущенных возможностей двух участников различаются, обмен товарами выгоден обоим, поскольку каждый получает товар по более низкой цене, чем его альтернативные издержки производства этого продукта.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Брянск, бгита, 2009
- Содержание
- Глава 1. Становление и развитие экономической теории как науки 9
- Глава 2. Общие основы экономической теории 72
- Глава 5. Мировая экономика 483
- Глава 1. Становление и развитие экономической теории как науки
- 1.1 Экономическая мысль в древних цивилизациях
- 1.2 Экономическая мысль в средние века
- 1.3 Экономическая система меркантилизма
- 1.4 Классическое направление экономической мысли
- 1.5 Экономическая мысль после а. Смита и д. Риккардо: развитие и критика учения
- 1.6 Экономическое учение марксизма
- 1. 7 Неоклассическое направление экономической мысли
- 1.8 Экономическое учение Дж.М. Кейнса
- 1.9 Неоклассическое возрождение. Монетаризм, школа «экономики предложения», теория рациональных ожиданий
- 1.10 Институционализм
- 1.11 Российская экономическая мысль
- 88. Применение методов экономического анализа для объяснения поведения человека в разных сферах общественной жизни (семье, правовых отношениях и пр.) получило название…
- 2.1.2 Предмет и основные методы изучения экономической теории
- Практические задания
- 1. Определите, какое из следующих утверждений является позитивным, какое нормативным:
- 2. Определите, какое из утверждений следует отнести к макроэкономике, какое — к микроэкономике:
- 3. В каком случае речь идет о проблемах микроэкономики, в каком — макроэкономики:
- 4. Определите, какие из утверждений следует отнести к позитивным, а какие — к нормативным:
- 2.2.2 Граница производственных возможностей и ее модификации
- Практические задания
- 2.3.2 Типы, формы и виды собственности
- 2.3.3 Сущность и формы предпринимательства
- Практические задания
- 2.4.2.Причины возникновения и условия развития рынка
- 2.4.3.Структура и инфраструктура рынка
- Практические задания
- 3.1.2.Предложение в рыночной экономике
- 3.1.3.Рыночное равновесие
- Практические задания
- 1. Какое влияние окажут следующие события на спрос на продукт в:
- 2. Какое влияние окажут следующие события на предложение продукта в:
- 3. Как повлияет каждое из перечисленных ниже изменений спроса и (или) предложения на равновесную цену и равновесное количество на конкурентном рынке:
- 7. Объясните, какие события вызвали сдвиг кривой спроса.
- 3.2.2.Эластичность спроса
- 3.2.3.Эластичность предложения
- 3.2.4.Практическое значение показателей эластичности
- Практические задания
- 1. По данным таблицы определите:
- 5. Каким образом изменения цены повлияют на общую выручку — увеличится, сократится, останется неизменной?
- 3.3.2 Кривые безразличия
- 3.3.3 Бюджетная линия и ее модификации
- 3.3.4 Модель потребительского поведения
- Практические задания
- 3.4.2 Издержки производства в краткосрочном периоде
- 3.4.3 Особенности издержек производства в долгосрочном периоде
- 3.4.4 Производственная функция
- Практические задания
- 3.5.2 Основные принципы анализа деятельности фирмы
- 3.5.3 Условия максимизации прибыли и минимизации убытков фирмы
- Практические задания
- Тема 3.6 Фирма в условиях чистой монополии
- 3.6.1 Основные признаки модели рынка «чистая монополия»
- 3.6.2 Определение объема производства и цены в условиях монополии
- 3.6.3 Экономические последствия деятельности монополии
- Практические задания
- 3.7.2 Олигополия
- 3.7.3 Другие формы несовершенной конкуренции
- Практические задания
- 3.8.2.Особенности рынка труда
- 3.8.3.Формы доходов и их распределение в рыночной экономике
- Практические задания
- 4.1.2 Макроэкономическая теория и макроэкономическая политика
- 4.1.3. Взаимосвязь между основными индикаторами системы национальных счетов
- 4.1.4 Экономический рост и циклическое развитие
- Фазы промышленного цикла
- Особенности экономических циклов
- Практические занятия
- 1. Какие из данных методов исследования относятся к специфическим, использованным макроэкономикой:
- 2. Какой из способов исчисления ввп определяется как сумма государственного и частного потребления, государственных и частных инвестиций, изменений всех видов запасов и чистого экспорта:
- 3. Ввп отличается от внп тем, что:
- 4. Дефлятор внп рассчитывается как отношение:
- 4.2.2 Совокупное предложение
- 4.2.3Кейнсианская функция потребления и сбережения. Мультипликатор.
- 4.2.4 Функция инвестиционного спроса. Модель акселератора
- 4.2.5.Макроэкономическое равновесие
- 1. Классическая модель макроэкономического равновесия
- 2. Кейнсианский подход к макроэкономическому равновесию
- Практические задания
- 4.3.2 Занятость и безработица: понятие и показатели
- 4.3.3.Социально-экономические последствия безработицы. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филипса
- 4.3.4 Социальная политика и социальная защита населения
- Практические занятия
- 6. Что из перечисленного ниже может сократить размеры структурной безработицы:
- 4.4.2 Виды инфляции и механизм их действия
- 4.4.3 Социально-экономические последствия инфляции
- 4.4.4 Варианты антиинфляционной политики
- Практические занятия
- 4.5.2 Денежная масса. Предложение и спрос на деньги
- Авуары — денежные средства или ценные бумаги, а также золото, переводы и аккредитивы, являющиеся источником платежей и погашения обязательств их владельцев.
- 4.5.3 Теоретические модели спроса на деньги
- 4.5.4 Модель денежного рынка. Равновесие на денежном рынке
- 4.5.5 Модель “is–lm”
- Практические задания
- 4.6.2 Кредит, его функции и формы
- 4.6.3 Денежный мультипликатор
- 4.6.4 Основы денежно-кредитного регулирования
- 4.6.5 Основные инструменты денежно-кредитной политики
- 3. Операции на открытом рынке.
- Практические задания
- 4.7.2 Инструменты рынка ценных бумаг
- 4.7.3 Организация, обращение и регулирование рынка бумаг
- Практические задания
- 4.8.2 Финансовая система и ее субъекты
- 4.8.3 Теоретические концепции государственных финансов и их эволюция
- 6. Продавцами финансовых ресурсов выступают:
- 4.9.2 Структура расходов государственного бюджета рф
- 4.9.3. Бюджетный дефицит и государственный долг
- 4.9.4. Государственный бюджет как инструмент финансового регулирования экономики
- Практические задания
- 4.10.2. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос
- 4.10.3. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупное предложение
- 4.10.4. Достоинства и недостатки фискальной политики
- Практические задания
- Глава 5. Мировая экономика Тема 5.1 Теории международной торговли
- 5.1.1 Теория сравнительного преимущества
- 5.1.2 Неоклассические теории
- 5.1.3 Теория Хекшера-Олина
- 5.1.4 Парадокс Леонтьева
- 5.1.5 Альтернативные теории международной торговли
- Практические задания
- 5.2.2 Структура мирового рынка
- 5.2.3 Конкурентная борьба на мировом рынке
- 5.2.4 Государственное регулирование мировой торговли
- 8. Установите соответствие и распределите глобальные проблемы по группам в соответствии с классификацией ю.Н.Гладкого:
- 9. «Малые проблемы синтетического характера».
- 10. Выделите основные формы международной экономической интеграции в порядке возрастания степени интеграционного процесса:
- 11. Международные экономические отношения включают:
- 12. Наиболее сложная и перспективная система международного разделения труда, определяющая взаимодействие национальных экономик, — это:
- 13. Отметьте основные черты, присущие развитию современного мирового хозяйства:
- Тема 5.3 Мировая валютная система
- 5.3.1 Этапы развития мировой валютной системы
- 5.3.2 Валютные курсы и конвертируемость валют
- 5.3.3 Государственное регулирование валютного курса
- 5.3.4 Платежный баланс
- Практические задания
- 5.Любое платежное средство в иностранной валюте принято называть:
- Список использованной литературы