logo search
ГОС все 30

6.2. Общее и особенное правовое регулирование статуса гм служащих

Правовой статус - совокупность прав и обязанностей, юридически закрепляющих положение индивида в его взаимодействии с другими людьми, обществом и государством.

Правовая основа ФЗ №79 о ГС и ФЗ № 25 о МС.

Мун. служащий - гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определенном уставом МО в соответствии с ФЗ и З SРФ, обязанности по муниц. должности МС за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. Предельный возраст 65 лет.

Гос. служащий - гражданин, осуществляющий профес. служеб. деятельность на должности ГС и получающий денежное содержание за счет средств фед. бюджета или бюджета S. Должен быть не моложе 18 и не старше 60 лет, должен владеть языком, иметь проф. образование.

Статус включает в себя вертикальную и горизонтальную структуры.

Вертикальное деление:

1) виды гос. служащих (высшие, главные, ведущие, старшие и младшие гос. должности службы);

2) уровней гос. службы: федерация, S.

Горизонтальное деление – спец. направления в гос. службе: архивная служба, служба безопасности, военная служба, дипломатическая и т.д.).

Правовой статус ГС зависит от условий, в которых протекает ГС. В режиме ЧП или войны; статус ГС может изменяться; могут получать дополнительные полномочия, права; для них могут устанавливаться специальные обязанности и особые условия прохождения службы и юр. ответственности.

Правовой статус определяет различный набор прав и обязанностей. Нормы, составляющие основу прав. статуса дифференцируются на общие и особенные.

Общие – свойственны всем гос. служащим, независимо от групп и категорий. Полный объем зависит от функций и задач гос. органа. Для осуществления спец. полномочий могут предоставляться особые права и обязанности, которые конкретизируются в должностных инструкциях.

Элементы: способы замещения гос. должностей; нормирование и организация труда; требования, предъявляемые к ГС; права, обязанности, ограничения и запреты по должности; прохождение службы (аттестация, повышение по службе, присвоение квалификационного разряда, ранга, специального звания и т.п.); меры стимулирования и ответственности.

Особый статус различных видов государственных служащих устанавливается специальными нормативными актами, например: законами РФ "О прокуратуре", "О федеральных органах налоговой полиции". ФЗ "Об органах федеральной службы безопасности и др (больше ограничений и ответственности).

Статус "мун." служащих имеет много общего с ГС. Гос. и мун. служба относятся к публичной службе, однако мун. служба не является разновидностью государственной.

Законы предусматривают пенсионное обеспечение, гос. страхования, денежное содержание (должностной оклад, надбавки к должностному окладу за особые условия службы, выслугу лет, классный чин и денежное поощрение по итогам службы за определенный период времени), различные льготы по налогообложению некоторым категориям государственных служащих, общую продолжительность рабочего времени, очередной и дополнительный оплачиваемый отпуск, совместительство по службе.

Общие принципы организации МС и основы правового положения муниц. служащих установлены ФЗ-25 от 02.03.2007 г. «О муниципальной службе в РФ». МС основана на следующих принципах:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2) равный доступ граждан, владеющих гос языком РФ, к МС и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, от других обстоятельств, не связанных с профессион-ми и деловыми качествами МС;

3) профессионализм и компетентность муниципальных служащих;

4) стабильность муниципальной службы;

5) доступность информации о деятельности муниципальных служащих;

6) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

7) ед-во основн. требований к МС, учет историч., иных местных традиций при прохождении МС;

8) правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;

9) ответ-ть муниц. служащих за неисполнение/ ненадлежащ. исполнение своих должн. обязан-тей;

10) внепартийность муниципальной службы.

Общее правового статуса МС и ГС: единство основных квалификационных требований; единство ограничений и обязательств при прохождении МС и ГГС; единство требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации служащих; учет стажа МС при исчислении стажа ГГС и наоборот; соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий служащих; соотносительности основных условий гос. пенсионного обеспечения граждан, проходивших МС, и граждан, проходивших ГГС, а также членов их семей в случае потери кормильца. В некоторых субъектах РФ законодательные акты регулируют одновременно и государственную и муниципальную службу.

Конкретные требования и льготы МС устанавливаются самостоятельно в S, они могут быть как позитивнее, так и негативнее подобных норм для ГС (во многом определяется благополучностью конкретного S).