logo
ГОС все 30

11.3. Механизмы принятия решений в огв: специфика исп. Власти

Гос. управ-е реш-е – власт. воля гос-ва, кот. закреплена в сущ-х гос.актах, издав-х гос. орг-м, либо ДЛ в соотв-ии со своей компет-ей и в пределах полномочий. Государственно-упр. решение- осознанно сделанный субъектом ГУ выбор целенаправленного воздействия на соц. действительность, выраженный в офиц. форме.

Мех-м прин-я УР –послед-ть дейст-й, стадий, рез-м прохож-я кот. явл. управл-е реш-е.

Класс-й мехм этапы (сущ. разн. вар-ты):

1.Признание необх-и принятия реш-я. (призн-е сущ-я проблемы, последствия реш-я проблемы, опред-е жел-го рез-та).

2.выработка решения (цель реш-я, устан-е критериев решения, разработка альтер-х реш-й, оценка альтер-х реш-й, выбор лучшего).

3.опред-е и оценка риска.

4.выбор альтер-вы.

Свойства:

1) решения, принятые ОИВ и оформленные как правовые акты имеют юридич. значимость предписанных действий.

2) директивность, обязательность.

3) властность – т.е. одностороннее принятие решения, а не рез-т договора 2 сторон.

4) наличие с-мы правил, определяющий порядок разработки и принятия, вступления в силу.

5) наличие в ее непосредственном ведении огромных ресурсов (правовых, информационных, технических, организационных и пр.), т.о. она носит предметный хар-р=>– принудительный.

Решения в виде: пост-я, распоряжения (Пр-во), приказы, инструкции и т.д.

Проблема: бюрокр-я процесса прин-я УР, затян-ть процесса соглас-я, длит-ть, несвоевр-сть, обезличенность УР, проблема ограниченной рациональности.

С т. зр. хар-ра взаимодействия гос-ва с др. инст-ми м. гов-ть об авторитарных (единол-е формы выработки решений), консультационных (совм-й хар-р деят-ти професс-в и ряд-х гр-н), коллективистских моделях. Также выделяют институализ-е (с домин-м процедурно-нормативных мех-в прин-я реш-й) и слабо институализ-е (где домин-т субъективно-личн-ые уст-ки и приоритеты управ-х), адаптивные (приспос-е к сит-и) и инновац-ые (преобр-е дейст-ти) модели.

Деятельность ОИВ направлена на исполнение Конституции, законов, иных НПА, в этих рамках и принимаются решения. ОИВ может быть как единоличным, так и коллегиальным =>ограниченная рациональность.

Старцев: Механизм рацион. принятия решения: компетентное ДЛ/ орган идентифицирует проблему, затем рассматривает, собрав всю информацию, возможные варианты ее решения и выбирает из них оптимальный. Редко чиновник обладает достаточной компетентностью, естественный выход – привлечение экспертов (крупные управленческие стр-ры: министерства, правительство) имеют свой штат специалистов в той сфере, к которой относится их деятельность, - либо в разных сферах, если орган-общей компетенции. Т.о., вслед за идентификацией проблемы наступает очередь экспертов (с одной стороны, технический аспект – смета, расходы,- с др. стор., комплексность решения)

Билет № 12