logo
ГОС все 30

8.2. Проблемы парламентаризма в мире и в России.

Парламентаризм - особый тип гос. устройства верх. власти, при котором в структуре гос.органов учреждается постоянно действующий избираемый населением орган, призванный принимать верховные решения в форме законов.

Основная особенность — наличие общенационального представительного учреждения, работающего на постоянной основе.

Специфические формы работы парламента: сессии, пленарные заседания, парламентские слушания, парламентские расследования и др.

Он возможен как в республиках, так и в монархиях.

Ведущая проблема организации и деятельности парламентов - проблема разделения властей и ее роль в формировании парламентаризма.

Традиционно парламент строит свои отношения с исполнительной властью на основании системы сдержек и противовесов. Вторая палата парламента как правило является значимым и в достаточной степени самостоятельным элементом системы, теоретики причисляют ей контрольно-уравновешивающую функцию.

Традиционная для двухпалатных парламентов схема прохождения закона выражается различным образом, но имеет общий смысл – закон, принятый в первой палате, передается во вторую палату парламента.

1 палатный в Швеции, Эстонии, Украине и т. д.

2х палатные парламенты в Испании (Конгресс депутатов и Сенат), ФРГ (Бундестаг и Бундесрат), США, Франции.

Проблемы

  1. Политическое условие установления такой системы - наличие стабильной двухпартийной политической системы, при однопартийной системе не имеет смысла!

  2. Проблема взаимоотношения парламента с другими органами власти, в частности соотношение полномочий исполнительной и законодательной властей. Президентские полномочия в 4 раза превышают парламентские.

  3. Появление Ф. и S парламентов как властных структур в схеме гос. управления - 1993 г. Длительное время им пришлось потратить на освоение собственного пространства в новой системе субъектов власти.

  4. унификация законодательных (представительных) органов власти на субфедеральном уровне в федеративных и региональных государствах.

  5. Парламентарии - это избранники народа, делегированы полномочия для выражения и защиты интересов народа, но не все разнообразие представлено, смещение в сторону представителей бизнеса.

  6. Деятельность зависит от манипулирования электоральным процессом: установление сроков выборов, нарезка округов, явная поддержка определенных кандидатов партией и др.

  7. Победу в избирательном марафоне одерживают, как правило, кандидаты, имеющие мощные ресурсы - финансовые или административные.

  8. Необъективность партийных списков (мы знаем только верхушку этих списков).

  9. Некомпетентность депутатов, а от них требуются знания в юриспруденции, экономики.

Т. о., проблемы парламентаризма - это совокупность сложных и противоречивых явлений политической действительности, для решения одних необходимо принятия соответствующих НПА, для других нужно изменение политической и гражданской культуры, их разрешение должно иметь системный х-р.

Место и роль парламента в системе гос. власти, его характер представительства, профессиональность, ответственность парламентария перед электоратом во многом зависят от тех, кто выбирает (от нас).

Проблематика повышения эффективности парламентских институтов актуальна не только для России, но и для всего мира