logo
ГОС все 30

25.2. Петровские реформы государственного и муниципального управления: содержание и значение

Общая тенденция развития государственной системы России во второй половине 17 - начале 18 вв. переход от самодержавия с Боярской думой и боярской аристократией, от сословно-представительной монархии — к абсолютной.

Абсолютизм — это форма государственного правления, при которой верховная власть в государстве полностью и безраздельно принадлежит монарху. При абсолютизме феодальное государство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвленный аппарат, постоянная армия и полиция, деятельность органов сословного представительства, как правило, прекращается.

Утверждение абсолютизма в России в Петровскую эпоху означало радикальную перестройку системы политических институтов и администрации. Сознательной целью Петра Великого были важнейшие преобразования, направленные на создание особого регулярного государства, в котором монархическая власть с помощью развитого законотворчества осуществляла все функции управления, а воля монарха являлась главной движущей силой прогресса.

Старая форма управления: царь с Боярской думой – приказы - местная администрация в уездах, не отвечала новым задачам ни в обеспечении военных потребностей материальными ресурсами, ни в сборе денежных податей с населения. Приказы часто дублировали функции друг друга, создавая неразбериху в управлении и медлительность в принятии решений. Уезды были разных размеров — от уездов-карликов до уездов-великанов, что делало невозможным эффективное использование их администрации для взимания налогов. Боярская дума с ее традициями неспешного обсуждения дел, представительства родовитой знати, не всегда компетентная в государственных делах, также не отвечала требованиям Петра.

Реформа центрального управления К 1704 г. относится упоминание о последнем заседании Боярской думы. Первостепенное значение приобрела возникшая в 1699 г. Ближняя канцелярия.

Следующим этапом в реформе центральных органов власти стало создание Сената. В основу комплектования Сената был положен не принцип знатности, а компетентности, выслуги и близости к царю. Круг вопросов, которые находились в его ведении, был достаточно широк: вопросы правосудия, расходы казны и налоги, торговля, контроль за администрацией разных уровней. В 1722 г. Сенат стал высшим органом центрального управления.

В 1717—1718 гг. система приказов была заменена коллегиями, которые выгодно отличались от приказов:

• в коллегиях устанавливался совместный (коллегиальный) принцип рассмотрения и решения всех дел;

• каждая из коллегий ведала определенными отраслями или сферами руководства и управления в масштабах всей страны;

• в основе коллегиальной системы лежала высокая степень централизации. Создание системы коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата.

Четкое распределение ведомственных функций, разграничение сфер государственного управления и компетенции, единые нормы деятельности, сосредоточение управления финансами в едином учреждении — все это существенно отличало новый аппарат от приказной системы. В отличие от приказов, действовавших на основании обычая и прецедента, коллегии должны были руководствоваться четкими правовыми нормами и должностными инструкциями. Наиболее общим законодательным актом в этой области был Генеральный регламент (1720), представлявший собой устав деятельности государственных коллегий, канцелярий и контор и определявший состав их членов, компетенцию, функции, порядок деятельности.

Принятие «Табели о рангах» (1722) свидетельствовало о том, что бюрократическое начало в формировании государственного аппарата, несомненно, победило начало аристократическое. Профессиональные качества, личная преданность и выслуга становятся определяющими для продвижения по службе. Признаком бюрократии как системы управления являются вписанность каждого чиновника в четкую иерархическую структуру власти (по вертикали) и руководство им в своей деятельности строгими и точными предписаниями закона, регламента, инструкции.

Церковная реформа Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа. В 1721 г. патриаршество было ликвидировано, для управления церковью была создана Духовная коллегия — Святейший правительствующий Синод. Учреждением Синода Петр подчинил церковную власть светской.

Реформа местного управления В 1708 г. в стране была проведена реформа, которая совершенно изменила систему местного управления. Вся территория страны была разделена на восемь губерний. Областная реформа, отвечая наиболее актуальным потребностям самодержавной власти, была в то же время следствием развития бюрократической тенденции, характерной уже для предшествующего периода. Именно с помощью усиления бюрократического элемента в правлении Петр намеревался решать все государственные вопросы. Реформа привела не только к сосредоточению финансовых и административных полномочий в руках нескольких губернаторов - представителей центральной власти, но и к созданию на местах разветвленной иерархической сети бюрократических учреждений с большим штатом чиновников. Прежняя система «приказ -уезд» была удвоена: «приказ (или канцелярия) губерния провинция уезд».

Реформа городского управления Уже в 1699 г. Петр I, желая предоставить городскому сословию полное самоуправление по типу Запада, приказал учредить бурмистерскую палату. В городах стали формироваться органы самоуправления: посадские сходы, магистраты. Стало оформляться юридически городское сословие. В 1720 г. в Санкт-Петербурге был учрежден Главный магистрат, которому было поручено «ведать все городское сословие в России».

В итоге административных преобразований в России было завершено оформление абсолютной монархии. Царь получил возможность неограниченно и бесконтрольно управлять страной при помощи полностью зависимых от него чиновников. Новая государственная машина в целом работала гораздо эффективнее старой.