Президент рф и Президент сша: сравнительный анализ статуса и роли в государственном управлении.
Президент - высшее должностное лицо государства..
Президент РФ является главой государства, не относящимся, по мнению ряда исследователей, ни к одной из ветвей власти; гарантом конституции России, прав и свобод человека и гражданина в России; Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации.
Правовой статус:
Закреплён в 4 главе КРФ.
Наряду с функциями главы государства П РФ наделён широкими полномочиями лица, де-факто возглавляющего исполнительную власть государства.
П РФ обладает неприкосновенностью.
Президент США — глава исполнительной власти США (Федерального правительства США и главнокомандующий Армии и Флота по Конституции США). Имеет право вето на законопроекты (билли), принятые Конгрессом США. Должность введена Конституцией США, принятой в 1787 году. Действующий президент США — Барак Обама. Официально 44-й президент США.
РФ: прямые выборы, не входит в систему исполнительной власти, полупрезидентская республика, избирается по можеритарной системе, может распускать парламент и правительство.
США: по средствам выборщиков, возглавляет исполнительную власть, президентская республика, нет правительства, а есть совет министров, по партийным спискам, может распустить сенат, сенат может выразить импичмент и снять с должности
В США президент назначает высших чиновников с согласия Сената. По Конституции США главой исполнительной власти является президент, т.е., в отличие от Российской Федерации, в США не существует премьер-министра, и президент США не имеет права распускать парламент. В Российской Федерации президент – это глава государства, а в США не существует главы государства. Отсутствие главы государства более точно соответствует принципу разделения властей.
Президент РФ является гарантом соблюдения конституции. Соблюдения прав и свобод граждан. Он предпринимает меры по сохранению независимости и государственной целостности РФ. В истории современной России было три президента – Б.Н.Ельцин, В.В.Путин и Д.А.Медведев.
Президент обеспечивает согласование функционирования органов государственной власти РФ. Президент избирается на 4 года (след на 6 лет) гражданами РФ на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом РФ может быть выбран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. При вступлении в должность президент РФ должен произнести присягу.
Полномочия президента РФ:
· Назначать председателя правительства с согласия Государственной Думы.
· Имеет право председательствовать на заседаниях правительства.
· Принимает решение об отставке правительства.
· Представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность председателя ЦБ.
· Представляет СФ кандидатуры на должность судей КС, кандидатуру генерального прокурора.
· По предложению председателя правительства президент назначает заместителей председателя и министров.
· Возглавляет СБ.
· Формирует администрации президента.
· Назначает высшее командование Вооружённых сил РФ и дипломатических представителей, имеет право представлять свою страну на международной арене.
· Президент РФ имеет право назначать референдум, вносить законопроекты в ГД, подписывать федеральные законы, обращаться к ФС с ежегодным посланием о положении в стране, об основных направлениях внешней и внутренней политики.
· Президент является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами РФ. В случае агрессии против РФ он имеет право вводить военное положение.
· Президент имеет право предоставлять политическое убежище, осуществлять помилование преступников, награждать государственными наградами.
· Президент издаёт указ, но они не должны противоречить статьям конституции.
Президент приступает к исполнению своих полномочий с момента принесения им присяги и прекращает с истечением срока пребывания в должности. Президент прекращает исполнение своих полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья или отрешения от должности. Например, президент Ельцин досрочно ушёл в отставку за год до окончания своих полномочий в связи с плохим состоянием здоровья (операция на сердце) и Путин некоторое время был исполняющим обязанности президента. В случае отставки президента РФ его обязанности до новых президентских выборов должен исполнять председатель правительства. Выборы нового президента РФ должны состояться не позднее 3 месяцев с момента отставки старого президента.
Президент может быть отрешён от должности СФ только на основании выдвинутого ГД обвинения в государственной измене или иного тяжкого преступления, подтверждённого заключением Верховного Суда о наличии в действиях президента состава преступления и заключением КС о соблюдении порядка выдвижения обвинения. Решение об отрешении президента РФ должно быть принято 2/3 голосов от общего числа депутатов в каждой из палат Федерального собрания по инициативе не менее 1/3 голосов депутатов ГД и при наличии заключения специальной комиссии ГД. Можно сделать вывод, что отрешение президента от должности является для оппозиции очень трудной задачей. Лидер КПРФ Зюганов несколько раз пытался отрешить президента Ельцина от должности, но не смог набрать нужное количество голосов депутатов в поддержку этого предложения.
США
Выборы:
-двухступенчатые косвенные выборы - выборщиками
- на 4 года
- пассивное ИП: 35 лет, гражданство по рождению, проживание в США 14 лет
- выдвижение кандидата на первичных партийных выборах
- «3-и» кандидаты – доп. условия: сбор подписей, 5% порог возмещения средств
Процедура:
1) в 1-х числах ноября високосного года – голосование за выборщиков от штата (538 чк) – за список
2) выборщики голосуют за кандидатуру Президента и Вице-президента в столицах своих штатов
3) документы пересылаются председателю Сената
4) суммирование и
оглашение результатов
избранный- если абсолютное большинство (270)
Функции:
- обеспечивает выполнение законов
- назначает высших д.лиц, послов, федер-х судей с согласия Сената, определяет их полномочия
- представляет гос-во
заключает м/унар.договоры
- главнокомандующий ВС и нац.гвардией
- обращается с ежегодными посланиями к Конгрессу
- рекомендует принятие з-в
- созыв Конгресса на чрезвычайную сессию
- промульгация з-в
- право отлагательного вето
- утверждение з-в (10 дней)
- бюджет
- помилование
-награждение
-издает указы, исполнительные приказы, директивы (многие имеют нормативное значение)
Для сравнения: В США Президент является главой исполнительной власти, т. е. главой одной из ветвей верховной власти. В РФ президент наделён большими полномочиями. Президент и в РФ, и в США является гарантом соблюдения конституции. В США президента выбирают выборщики от каждого штата, т.е. выборы президента в США являются непрямыми. Хотя эти выборщики сегодня являются только марионетками, обязанными голосовать за кандидатов, заранее подобранных партиями. В РФ выборы президента являются прямыми, таким образом, выборы президента в РФ являются более демократическими по сравнению с выборами президента в США. В США есть должность вице-президента, а в РФ - этой должности не существует. Фактически, вице-президентом в РФ является председатель правительства. Вице-президент США может стать президентом в случае отстранения от должности или смерти президента до окончания срока его полномочий, например, после смерти Франклина Рузвельта его полномочия стал исполнять Трумэн. В России у президента Ельцина тоже был вице-президент Руцкой, но в 1993 г. он перешёл на сторону Верховного Совета, т.е. фактически предал президента, поэтому по конституции 1993 г. пост вице-президента вообще не предусмотрен. И в РФ, и в США одно и то же лицо не может занимать пост президента более двух сроков подряд. Поправка об этом запрете была принята в США в 1951 г. В конституции США и РФ предусмотрена процедура импичмента – отрешения президента от должности за государственное или тяжкое преступление. В РФ президента выбирают на 6 лет (изменения от 30 дек 2008г), а в США президента выбирают на 4 года.
- 1.3. Администрация мо как организация: миссия, ресурсы, организационная структура управления, результаты деятельности.
- 2.1. Непотизм в гу: структура отношений, влияние на деятельность гос. Органов.
- 2.2 Система сдержек и противовесов: особенности республиканских форм правления.
- 2.3. Организация взаимодействия представительного органа мо и администрации мо.
- 3.1. Приоритеты социальной политики и проблемы их реализации. Специфика региональной социальной политики.
- 3.2.Способы решения национально-территориальных проблем при разных формах гос-ва.
- 3.3. Роль мсу в пв: специфика функций, степень самостоятельности, восприятие населением.
- 4.1 Обеспечение эффективности контроля в гу
- 4.3. Представительный орган мо: структура, организация деятельности, роль в системе мсу
- 5. 1. Управление по результатам в гос.И мун.Организациях: основные элементы и проблемы внедрения
- 5.2. Ограничения и запреты для гс за рубежом и в России: сходства и различия.
- 6.2. Общее и особенное правовое регулирование статуса гм служащих
- 6.3. Полномочия представительного органа му: правовые аспекты и практика реализации.
- 7.1. Основные проблемы документального обеспечения гу, практика их решения.
- 7.3. Организация муниципальной службы: правовые основы и ключевые проблемы
- 8.1. Специфика корпоративных интересов государственной бюрократии.
- 8.2. Проблемы парламентаризма в мире и в России.
- 8.3. Виды ответственности в гу. Специфика политической ответственности (фз 79)
- 9.1. Проблемы подготовки и переподготовки кадров для огв и мсу.
- 9.2. Возможности заимствования англосаксонского опыта мсу.
- 9.3. Основные направления трансформации уставов муниципальных образований в 1990 – 2000 гг.
- 10.1. Административная реформа: причины реформирования, основные проблемы реализации.
- 10.2. Перспективы и ограничения заимствования европейского опыта местного самоуправления
- 10.3. Организация муниципальной службы: основные направления изменений.
- 11.1. Особенности непотизма в российском государственном управлении
- 11.2. Использование заруб. Опыта гму в рф: осн. Проблемы.
- 11.3. Механизмы принятия решений в огв: специфика исп. Власти
- 12.1. Способы реализации реформ в деятельности огв
- 12.2. Взаимодействие Правительства рф и огв субъектов рф: осн. Механизмы
- 12.3. Система планирования работы в муниципальной Администрации
- 13.1. Обеспечение результативности антикоррупционной политики
- 13.2. Взаимодействие палаты Федерального Собрания и президентской власти
- 13.3. Основные проблемы pr в системе деятельности огв и мсу, перспективы их разрешения
- 14.1. Влияние организационной культуры на эффективность деятельности государственных (муниципальных) органов
- 14.2. Взаимодействие Представительных и исполнительных огв субъекта рф
- Глава 4 закона.
- 14.3. Стратегия развития мо: теоретические основы и практические примеры.
- 15.1. Формы представительства интересов в совр. Росс. Г-ве: сравнит. Эффективность
- 15.2. Федеративное государство: общие принципы, типы федераций, специфика России.
- 15.3. Влияние финансово-экономического кризиса на деятельность органов государственной власти и местного самоуправления. Антикризисные программы.
- Причины и условия возникновения неформальных организаций в государственном управлении.
- 4 Типа неформальных отношений:
- Эволюция института конституционного контроля в России.
- Государственная и муниципальная социальная политика: понятия, основные направления, разграничение полномочий.
- Проблема мотивов и стимулирования профессиональной деятельности государственного служащего.
- Трансформация формы правления в современной России: этапы, итоги, перспективы.
- Государственные и муниципальные социально-экономические программы.
- Специфика методов государственного и муниципального управления: российская практика.
- Президент рф и Президент сша: сравнительный анализ статуса и роли в государственном управлении.
- Управление муниципальной собственностью: основные проблемы и тенденции.
- Критерии оценки выполнения государством своих функций.
- Централизация государственного управления: типовые механизмы, результаты, проблемы.
- 19.3.Взаимодействие органов местного самоуправления с предприятиями различных форм собственности: цели и механизмы.
- Субординация правовых актов и практика государственного управления: проблемы и противоречия.
- Перспективы и проблемы вступления рф в вто.
- 20.3. Органы местного самоуправления и автономные организации: правовые основы и практика взаимодействия.
- С осени 2007 г. В России начали появляться государственные и муниципальные учреждения нового типа - так называемые автономные учреждения. Управление муниципальными учреждениями
- 21.1. Организация исполнения решений огв: основные проблемы
- 21.2. Американский федерализм: сравнительные характеристики
- 21.3. Организация гу земельными ресурсами
- 22.1.Перспективы развития федеративных отношений в рф
- 22.2. Организация управления в феодальных княжествах на территории Руси в 12-15 веках
- 22.3. Приватизация государственного имущества: цели, правовые основы, практическое осуществление
- 23.1. Администрация Президента рф: статус, структура, роль в гу
- 23.2. Влияние опыта Новгородской республики на формирование рос. Государственности
- 23.3. Управление муниципальным транспортом: организация, проблемы, перспективы
- 24.1. Оценка эффективности оив s рф
- 24.2. Влияние реформ управления 15-16 вв. На формирование рос. Государственности
- 24.3. Порядок формирования и расходования бюджета мо
- 25.1. Государственная политика в сфере обороны: проблемы и перспективы
- 25.2. Петровские реформы государственного и муниципального управления: содержание и значение
- 25.3. Основные направления экономической политики омс
- 27.2. Становление советской системы государственного и местного управления (1917-начало 1920-х годов).
- 27. 3. Деятельность органов местного самоуправления в сфере управления земельными ресурсами.
- Проблема конституционной реформы в современной России.
- Система управления советского тоталитарного режима (1930-1950 гг.).
- 28.3. Деятельность органов государственной власти в сфере обеспечения занятости населения.
- Проблемы реформирования структуры федеральных органов исполнительной власти.
- 29.2. Организация государственного и местного управления в 1970-х – первой половине 1980-х гг.: причины и проявления кризиса управляемости.
- Проблема выбора формы управления жилыми домами: правовое регулирование и практика решения.
- Механизмы взаимодействия Правительства рф и Федерального Собрания рф.
- Развитие системы государственного управления в период перестройки (1985-1990 гг.)
- 30.3. Механизмы влияния избирательной системы на структуру и состав органов государственной власти.