logo
ГОС все 30

Эволюция института конституционного контроля в России.

КК - любая форма проверки на соотв-е конст-и актов и действий органов публичной власти, а также обществ объедин-й, осущ-их публичные функции или созданных (формально и/или фактически) для участия в осущ-и публичной власти.

Необходим-ть: обусловл иерархич-тью правовых норм, иерархич-ти в сис-ме орг власти; больш кол-во правовых норм.

Органы КК: A) глава гос-ва, парламент, правит-во – полит. контроль, суды общей юрисдикции, администр суды, кот осущ-ют КК либо специально наряду с др своими функциями, либо (чаще всего) в ходе осущ-я др своих ф-ий. Америк сис-ма – контроль судами общей юрисд-ии («-» загрузка судов).

Б) спец органы КК, кот бывают либо судебн (напр, конст юстиция во многих европ странах), либо квазисудебными органами (Конст совет во Франции) – судебный контроль.

Виды КК.

1) По времени осущ-я – предварит-ый; - последующий.

2) По месту осущ-я - внутрен: контроль самим органом, кот издает акт; внешний: проводится иным органом.

3) С т. зр. правов последств – консультативный и постановляющий.

4) Различают конкрет и абстрактный конст контроль. В первом случае реш-е выносится по конкрет делу, во втором оно не связано с таким делом (н-р, суд дает толкование опред правовой нормы по запросу группы депутатов).

5) Бывает обязат-ый и факультативный контроль (обязат-ому подлежат опред виды законов), решающий и консультативный контроль (в послед случае реш-е не обязат-но для соотв органа).

КК в РФ. (Осн норматив акты – Конст-я и ФКЗ «О Конст Суде РФ»).

Российская Федерация приняла институт конституционного контроля в 1991 г. 12 июля 1991 года был принят Закон РСФСР от «О Конституционном Суде РСФСР». Но постепенно произошла политизация в работе Конституционного Суда. Эти тенденции резко усилились в период конституционного кризиса в РФ в 1992-1993гг. Конституционный суд, встав на сторону законодательной власти в ее борьбе с Президентом РФ, стал давать оценки уже не нормативным актам, а политическим заявлениям. Указом Президента РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации от 07.10.1993 г. деятельность этого органа конституционного контроля была приостановлена до принятия нового закона о конституционном суде. Такой закон был принят на основе новой Конституции в июле 1994 г.

В РФ осущ-ся полит и судебный КК.

КК РФ – самостоятельная сфера государственной деятельности по защите Конституции. Она осуществляется не только КС, но и иными органами. Так, согласно ч 4 ст 78 КРФ, Президент РФ и Правительство РФ обеспечивают в соответствии с Конс-й осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории России. Согласно ч 2 ст 80 Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод гражданина и человека. В установленном порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия ОГВ.

О защите Конституции России как обязанности главы государства говорится в тексте присяги Президента. Важными полномочиями по осуществлению конституционного контроля наделяют Президента ст 85 и 115 Конституции РФ. Несомненно участие в осуществлении контроля Правительства РФ – органа исполнительной власти в России, высших и иных федеральных судов, глав республик, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, их конституционных и уставных судов.

Однако доминирующее положение в системе института конституционного контроля в России занимает судебный КК. Под ним понимается официальная деятельность специального уполномоченного Конституцией РФ и развивающими ее нормативными актами органа по осуществлению своих полномочий посредством особой процедуры в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод гражданина и человека, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории страны, предупреждения существования в правовой системе неконституционных актов, толкования Конституции и прочее. Именно в этом смысле данное словосочетание употребляется в статье 1 Закона Российской Федерации «О Конституционном Суде Российской Федерации», в которой Конституционный Суд определяется как «судебный орган конституционного контроля».

19 судей, назнач-ых на долж-ть СФ по представл-ю През-та РФ. Май 2009г. – Преседатель – так же. Также КК осущ-ют уставные суды, создаваемые в S-тах федерации.

Роль КК: укрепляет существующий в стране конст строй, устраняет коллизионность и противореч-ть зак/ва, кот м. привести к отсутствию координации деят-ти ОВ, привести к деят-ти ОВ, нарушающей права человека.