2.2 Система сдержек и противовесов: особенности республиканских форм правления.
Форма правления – это хар-ка структуры и взаимоотношений ВОГВ (главы гос-ва, парламента и правительства), их роли в управлении страной, а также способов прямых и обратных связей управляемых и управляющих.
Система сдержек и противовесов - каждый ВОГВ осуществляет свойственную ему функцию – зак., исп., суд., но вместе с тем осуществляет контроль за деятельностью других ВО с целью не допустить доминирования 1 из органов, превышения его полномочий.
Республика — форма гос. правления, при которой верх. власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (или гос. органами) на определённый срок. В настоящее время из 194 государств мира более 140 являются республиками. Делим респ-ки на президентские(дуалистические) и парламентарные. Также сущ-ет смешанная респ-ка (през.+парл.). Разновидностями презид-ой явл-ся суперпрезид-ая и диктатура.
В през-ой респ-ке три ветви власти: законодательная, исполнительная, судебная.
Глава гос-ва: президент, он же глава исп. власти (в США нет прав-ва как такового, там кабинет министров, формируемый из победившей на президентских, а не на парл-их выборах партии), избирается независимо от парламента (в США-конгресса) косвенными всеобщими выборами. През-т назначает и убирает министров.
Особ-ти през.респ-ки:
1) независимая конфронтация между исполн.и законод. властью, так как обе ветви власти избираются независимо друг от друга=> ограниченность влияния друг на друга.
2) през-т не может досрочно распустить Парл-т, Парл-т не может установить политическую ответственность исполнительной власти путем вотума недоверия.
НО : конгресс в США может объявить импичмент должностному лицу, вице-президенту или през-ту в следствие совершенного ими тяжелого преступления. Также конгресс вправе проводить расследования и проверки, например, расходования бюджетных средств исп.властью.
Система сдержек и противовесов осуществляется в основном через судебную систему- суд вправе признать не соответсвующими конституции и тем самым недейсвительными законы парл-та и акты испол.власти.
Причины успеха установления в США през-ой респ-ки – сильная судебная власть.
В США принцип разд властей в чистом виде.
2. Парламентарная респ-ка. (Германия, Финляндия, Италия, Нидерланды, Израиль, Индия).
В парл-ой респ-ке През-т обычно избирается таким образом, чтобы он не получил свой мандат непосредственно от народа и не мог противостоять себя парл-ту, депутаты которого избираются непосредственно гражданами.
В парл-ой респ-ке глава гос-ва не явл-ся главой прав-ва и не свободен в выборе премьер-министра, который определяет состав прав-ва и вносит его на утверждение парл-та. През-ту приходится назначать лидером прав-ва лицо, которое пользуется доверием парл-та (его нижней палаты), иначе прав-во не будет утверждено парл-ом. Поэтому в парл-ой респ-ке пост премьер-министра занимает лидер партии, имеющей большинство в парл-те. Это означает, что прав-во формируется партией, победившей на парл-их (а не на през-их) выборах.
В парл-ой респ-ке прав-во несет ответственность только перед парл-ом, но не перед през-ом.
Возможен вариант: през-т может по совету и с согласия прав-ва распустить парл-т с обязательным назначением новых выбров. Если их рез-т будет не в пользу прав-ой партии, то есть она проиграет выборы, прав-во уходит в отставку.
Контрасигнатура - все акты главы гос-ва должны подписаться главой прав-ва либо каким-либо министром прав-ва.
3. Смешанная респ-ка.
Это президентские респ-ки с элементами парл-ма (президенстко-парл-ые, дибо парл-но-през-ие).
През-т (Глава гос-ва) избирается непосредственно гражданами, независимо от парламента, но здесь возможен вотум недоверия прав-ву и(или) министрам (но не фактическому главе прав-ва-президенту), которые в то же время остаются ответственными перед през-ом (двойная ответственность прав-ва).
Главной все же остается ответственность перед през-ом.
В определенных случаях през-т имеет право не увольнять прав-во или министра даже после вотума недоверия парл-та. Возможно выражение вотума недоверия только всему совету министров, который харак-ся как орган испон-ой власти-( либо двукратное отклонение программы прав-ва, либо вопрос ставится значительной частью общего числа членов парламента.)
Но все равно през-т иногда вправе решать- либо уволить прав-во либо отправить в отставку парл-т.
Также през-т вправе без согласия парл-та уволить прав-во, при этом новые выборы в нижнюю палату парл-та не проводятся.
Прав-во также может поставить вопрос о доверии (и угрожать уходом в отставку).
Во многих полупрез-их респ-ах ряд актов през-та для того, чтобы стать действ-ыми, нуждаются в контрасигнатуре (подпись премьер-министра).
В России формально смешанная респ-ка, но прав-во и ГД ни разу не распускались, так как в конст-ии заложены блокирующие механизмы.
1) ГД ставит вопрос о недоверии Прав-ву (большинством голосов). През-т РФ вправе объявить отставку Прав-ва либо не согласиться решением ГД. Если ГД в теч.3х мес.повторно выразит недоверие Прв-ву, то През-т вправе либо объявить об отставке Прав-ва либо распустить ГД.
2) През-т РФ назначает Пред-ля Прав-ва. ГД может согласиться или не согласиться, но после 3хкратного отклонения кандидатуры, ГД распускается, назначается Пред-ль Прав-ва, новые выборы в ГД.
3) През-т вправе принять решение об отставке Прав-ва, назначает, смещает его членов.
4) Пред-ль Прав-ва может поставить вопрос о доверии ГД прав-ву. Если ГД отказывает в доверии, то През-т в теч.7дней принимает решение либо об отставке Прав-ва, либо о роспуске ГД и назначении новых выборов.
- 1.3. Администрация мо как организация: миссия, ресурсы, организационная структура управления, результаты деятельности.
- 2.1. Непотизм в гу: структура отношений, влияние на деятельность гос. Органов.
- 2.2 Система сдержек и противовесов: особенности республиканских форм правления.
- 2.3. Организация взаимодействия представительного органа мо и администрации мо.
- 3.1. Приоритеты социальной политики и проблемы их реализации. Специфика региональной социальной политики.
- 3.2.Способы решения национально-территориальных проблем при разных формах гос-ва.
- 3.3. Роль мсу в пв: специфика функций, степень самостоятельности, восприятие населением.
- 4.1 Обеспечение эффективности контроля в гу
- 4.3. Представительный орган мо: структура, организация деятельности, роль в системе мсу
- 5. 1. Управление по результатам в гос.И мун.Организациях: основные элементы и проблемы внедрения
- 5.2. Ограничения и запреты для гс за рубежом и в России: сходства и различия.
- 6.2. Общее и особенное правовое регулирование статуса гм служащих
- 6.3. Полномочия представительного органа му: правовые аспекты и практика реализации.
- 7.1. Основные проблемы документального обеспечения гу, практика их решения.
- 7.3. Организация муниципальной службы: правовые основы и ключевые проблемы
- 8.1. Специфика корпоративных интересов государственной бюрократии.
- 8.2. Проблемы парламентаризма в мире и в России.
- 8.3. Виды ответственности в гу. Специфика политической ответственности (фз 79)
- 9.1. Проблемы подготовки и переподготовки кадров для огв и мсу.
- 9.2. Возможности заимствования англосаксонского опыта мсу.
- 9.3. Основные направления трансформации уставов муниципальных образований в 1990 – 2000 гг.
- 10.1. Административная реформа: причины реформирования, основные проблемы реализации.
- 10.2. Перспективы и ограничения заимствования европейского опыта местного самоуправления
- 10.3. Организация муниципальной службы: основные направления изменений.
- 11.1. Особенности непотизма в российском государственном управлении
- 11.2. Использование заруб. Опыта гму в рф: осн. Проблемы.
- 11.3. Механизмы принятия решений в огв: специфика исп. Власти
- 12.1. Способы реализации реформ в деятельности огв
- 12.2. Взаимодействие Правительства рф и огв субъектов рф: осн. Механизмы
- 12.3. Система планирования работы в муниципальной Администрации
- 13.1. Обеспечение результативности антикоррупционной политики
- 13.2. Взаимодействие палаты Федерального Собрания и президентской власти
- 13.3. Основные проблемы pr в системе деятельности огв и мсу, перспективы их разрешения
- 14.1. Влияние организационной культуры на эффективность деятельности государственных (муниципальных) органов
- 14.2. Взаимодействие Представительных и исполнительных огв субъекта рф
- Глава 4 закона.
- 14.3. Стратегия развития мо: теоретические основы и практические примеры.
- 15.1. Формы представительства интересов в совр. Росс. Г-ве: сравнит. Эффективность
- 15.2. Федеративное государство: общие принципы, типы федераций, специфика России.
- 15.3. Влияние финансово-экономического кризиса на деятельность органов государственной власти и местного самоуправления. Антикризисные программы.
- Причины и условия возникновения неформальных организаций в государственном управлении.
- 4 Типа неформальных отношений:
- Эволюция института конституционного контроля в России.
- Государственная и муниципальная социальная политика: понятия, основные направления, разграничение полномочий.
- Проблема мотивов и стимулирования профессиональной деятельности государственного служащего.
- Трансформация формы правления в современной России: этапы, итоги, перспективы.
- Государственные и муниципальные социально-экономические программы.
- Специфика методов государственного и муниципального управления: российская практика.
- Президент рф и Президент сша: сравнительный анализ статуса и роли в государственном управлении.
- Управление муниципальной собственностью: основные проблемы и тенденции.
- Критерии оценки выполнения государством своих функций.
- Централизация государственного управления: типовые механизмы, результаты, проблемы.
- 19.3.Взаимодействие органов местного самоуправления с предприятиями различных форм собственности: цели и механизмы.
- Субординация правовых актов и практика государственного управления: проблемы и противоречия.
- Перспективы и проблемы вступления рф в вто.
- 20.3. Органы местного самоуправления и автономные организации: правовые основы и практика взаимодействия.
- С осени 2007 г. В России начали появляться государственные и муниципальные учреждения нового типа - так называемые автономные учреждения. Управление муниципальными учреждениями
- 21.1. Организация исполнения решений огв: основные проблемы
- 21.2. Американский федерализм: сравнительные характеристики
- 21.3. Организация гу земельными ресурсами
- 22.1.Перспективы развития федеративных отношений в рф
- 22.2. Организация управления в феодальных княжествах на территории Руси в 12-15 веках
- 22.3. Приватизация государственного имущества: цели, правовые основы, практическое осуществление
- 23.1. Администрация Президента рф: статус, структура, роль в гу
- 23.2. Влияние опыта Новгородской республики на формирование рос. Государственности
- 23.3. Управление муниципальным транспортом: организация, проблемы, перспективы
- 24.1. Оценка эффективности оив s рф
- 24.2. Влияние реформ управления 15-16 вв. На формирование рос. Государственности
- 24.3. Порядок формирования и расходования бюджета мо
- 25.1. Государственная политика в сфере обороны: проблемы и перспективы
- 25.2. Петровские реформы государственного и муниципального управления: содержание и значение
- 25.3. Основные направления экономической политики омс
- 27.2. Становление советской системы государственного и местного управления (1917-начало 1920-х годов).
- 27. 3. Деятельность органов местного самоуправления в сфере управления земельными ресурсами.
- Проблема конституционной реформы в современной России.
- Система управления советского тоталитарного режима (1930-1950 гг.).
- 28.3. Деятельность органов государственной власти в сфере обеспечения занятости населения.
- Проблемы реформирования структуры федеральных органов исполнительной власти.
- 29.2. Организация государственного и местного управления в 1970-х – первой половине 1980-х гг.: причины и проявления кризиса управляемости.
- Проблема выбора формы управления жилыми домами: правовое регулирование и практика решения.
- Механизмы взаимодействия Правительства рф и Федерального Собрания рф.
- Развитие системы государственного управления в период перестройки (1985-1990 гг.)
- 30.3. Механизмы влияния избирательной системы на структуру и состав органов государственной власти.