logo
ГОС все 30

25.3. Основные направления экономической политики омс

Муниципальная экономическая политика - система целей и методов наиболее эффективного использования экономических ресурсов территории в интересах местного сообщества. Цели и задачи муниципальной экономической политики вытекают из общих целей и задач муниципальной политики и являются подчиненными по отношению к ним.

Экономические функции м/с: экономический анализ, планирование и прогнозирование; управление муниципальным имуществом; налоговое, ценовое, тарифное регулирование; инвестиционная деятельность; внешнеэкономическая деятельность; экономическое регулирование предпринимательской деятельности; сводное финансовое планирование развития территории.

Учитывая перечисленные функции, можно выделить следующие основные направления управления экономикой муниципального образования:

1. управление муниципальным имуществом – ОМС могут осуществлять с объектами муниципальной собственности операции купли-продажи, обмена, дарения, аренды, Муниципалитет может приобретать в собственность необходимое ему имущество.

Выделяют следующие задачи обеспечения эффективного управления муниципальной собственностью:

- структурную и количественную оптимизацию организаций и предприятий муниципальной формы собственности;

- обеспечение полного и своевременного учета муниципальной собственности и всех проводимых с ней операций;

- создание единой системы контроля сохранности муниципальной собственности и использования ее по назначению;

- выработку критериев оптимальных решений по распоряжению муниципальной собственностью;

- повышение инвестиционной привлекательности муниципальной собственности.

2. финансовая политика - управление муниципальными финансами; обеспечение сбалансированности и устойчивости местных бюджетов; обеспечение текущих расходов бюджета для достижения качества жизни населения на уровне не ниже минимальных социальных стандартов.

3. промышленная политика - взаимодействие с немуниципальными хозяйствующими субъектами на территории муниципального образования. На территории муниципального образования функционирует множество немуниципальных хозяйствующих субъектов, которые имеют свои цели и задачи и заинтересованы в использовании ресурсов территории. Со своей стороны, муниципальная власть заинтересована в развитии хозяйственной деятельности на своей территории и должна создавать для этого благоприятную институциональную среду, ОМС координируют участие предприятий в комплексном социально-экономическом развитии территорий, объединяют на добровольной основе средства предприятий для финансирования программ развития. Для крупных предприятий цели и задачи состоят в максимальном использовании их потенциала для социально-экономического развития территории. По отношению к предприятиям малого бизнеса приоритетной задачей является их поддержка и создание конкурентной среды в оказании муниципальных услуг.

4.  налоговая, тарифная, ценовая политика. Основным рычагом налогового регулирования на местном уровне служат налоговые льготы. Целью их предоставления является стимулирование необходимых для нужд муниципального образования видов хозяйственной деятельности. Другими видами налогового регулирования на местном уровне являются предоставление отсрочек по налоговым платежам (налоговые отсрочки) и налоговые кредиты. Законодательство позволяет органам местного самоуправления регулировать цены и тарифы на продукцию и услуги муниципальных предприятий и учреждений. Важнейшие из них - это услуги предприятий ЖКХ, проезд на городском транспорте, цены на лекарства в муниципальных аптеках, платные медицинские и образовательные услуги, услуги объектов культуры и некоторые другие.

5. инвестиционная политика;

6. управление межмуниципальными и международными экономическими связями муниципальных образований и др.

Билет № 26

    1. Налоговая политика и реформирование налоговой системы в РФ.

Налоговая политика представляет собой систему налоговых мероприятий (принятие НПА, сбор налогов, контроль, распределение налогов и пр.), осуществляемых государством при формировании доходов государства и регулировании экономики. Разрабатывая конкретные направления налоговой политики государство должно обеспечить решение: экономических, социальных и задач оптимизации налоговых изъятий.

Нормативная база – НК.

Орган, реализующий политику, - ФНС. Кроме того, полномочия ОВ распределены по вертикали: ФОВ (установление количества налогов, видов налогов, закрепление налогов за бюджетами), ОВ S РФ (установление налоговой ставки в пределах max и min значения, установление налоговых льгот в отношении региональных налогов и пр.), ОМС (установление налоговой ставки и льгот в отношении местных налогов в пределах max и min значения).

Налог – обязательный индивидуально-безвозмездный платеж, установленный законодательством для юридических и физических лиц с определением суммы, сроков, методов исчисления и платы и обеспечивающий реализацию функций и задач государства.

Элементы налога: объект, налогоплательщик, база, ставка, период, метод исчисления, сроки уплаты, льготы.

Функции налогов: фискальная, распределительная, стимулирующая, контрольная.

Классификация налогов:

1.По закреплению за бюджетами (собственные и % отчислений).

2.По налоговой базе (налоги на прибыль, на потребление товаров и услуг, на социальные нужды, на имущество и пр.)

3. По уровню власти. Федеральные: НДС, акцизы, ЕСН, НДФЛ, НПО, НДПИ, водный. Региональные: НИО, транспортный, на игорный бизнес. Местные – земельный, на имущество физических лиц.

Налоговая система – совокупность элементов (налоги и сборы; НПА; органы, администрирующие налоги ФНС, ФК, Минфин).

Характеристика налоговой системы:

  1. соотношение налоговой нагрузки ЮЛ и ФЛ (нагрузка на ФЛ больше, чем на ЮЛ).

  2. Соотношение прямого и косвенного налогообложения (косвенное превышает прямое, необходимо снижение НДС, ввод прогрессивных шкал по прямым налогам.)

  3. Количество бюджетообразующих налогов (налоговая система будет реформироваться в направлении сокращения налогов в пользу бюджетообразующих. часть налогов будет распределяться в пользу территориальных бюджетов либо будут передаваться их расходные полномочия).

  4. Распределение налогов по бюджетам (65% - ФБ, 25% - Б S РФ, 10% - Б МО).

Приоритетные направления налоговой реформы:

  1. политика жесткого администрирования налогов

  2. стимулирование развития инноваций, снижение налогового бремени на ЮЛ

- снижение НДС в 2009 г. с 18% до 12-13% и НДПИ - необлагаемый налогом минимум с каждой добытой тонны нефти будет увеличен с 9 до 15 долларов. Снижение НПО в 2009 г. с 24 до 20%.

-ЕСН – отмена с 01.01.10, отчисления будут идти напрямую в каждый из внебюджетных фондов в виде установленного процента (34%: 26% ПФРФ, 5,1 ФОМС, 2,9 – ФСС. Предельная величина – 415 тыс.р. в год, если более – столько же=> стимулирование повышения оплаты труда).

-снижение налогового бремени на расходы в образовании, здравоохранении, в пенсионном страховании, которые готовы нести организации

- поощрение глубокой переработки природных ресурсов

  1. в отношении ФЛ:

-Введение налога на недвижимость ФЛ, который заменит два местных налога - на имущество и на землю. Предлагается перейти к налогообложению на основе стоимости, приближенной к рыночной, резко уменьшив налоговые ставки. Ставка налога м.б. 0,01-0,05 процента от кадастровой стоимости жилья в год. Проблемы: необ-ть проведения инвентаризации.

-освобождение от подоходного налога граждан с доходами ниже прожиточного минимума

  1. размещении свободных средств казначейства в коммерческих банках для поддержания банковской ликвидности

  2. повышение удобства уплаты и отчетности по налогам – электронные платежные системы, сдача бух. отчетности посредством Интернет.

    1. Буржуазная реформа и система управления России во второй половине 19 века.

Буржуазные реформы – отмена крепостного права, земская, судебная реформы.

Государственное управление.

Высший законосовещательный орган – Государственный совет (в 1886г. принято новое «Учреждение Государственного совета», регламентирующего его деятельность). Гос. Совет состоял из 5-ти департаментов: законов, гражданских и духовных дел, военных дел, государственной экономии, промышленности, наук, торговли. При Госсовете состояли высшие комитеты.

Высший судебный орган – Правительствующий Сенат.

С осени 1857г. начал действовать новый правительственный орган – Совет Министров (до него Комитет министров). Совет министров рассматривал проблемы общегосударственного характера, требующие личного присутствия императора. Совет министров возглавлял царь, он назначал сроки и повестку заседания. В состав Совета вошли все министры и другие лица, назначенные императором.

Собственная его императорского величества канцелярия потеряла значение главного государственного органа, но продолжала выполнять определенные функции в системе управления. Возросло значение МВД (полиция, контрреволюционная деятельность, жандармы).

Действовали министерство юстиции, путей сообщения, государственных имуществ, народного просвещения, морское, военное, усиление Минфина. В 1860 г. Создан Государственный банк.

Система местного управления. Буржуазные реформы изменили роль губернатора, который стал начальником губернии и подчинялся министру внутренних дел. Губернатор потерял контроль над судопроизводством, новые органы были ему не подконтрольны. В период контрреформ полномочия губернатора расширяются. Они получили право контроля над судебными органами, а в 1889 году возглавили губернские присутствия, являющиеся административными и судебными учреждениями. Губернатор мог вводить положение усиленной или чрезвычайной охраны. Усилилась полиция.

1 января 1864 года выходит «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Население уезда делили на три курии: 1) землевладельцы; 2) городские обыватели (6 тыс. годового оборота); 3) сельские обыватели. Они избирали на 3 года Уездное земское собрание, которое собиралось 1 раз в год в сентябре.

Исполнительный орган – Уездная земская управа – работает на постоянной основе, во главе Председатель и 2-3 заместителя.

Губернская управа – Председатель и 5-6 заместителей – исполнительный орган губернского самоуправления.

Деятельность земств делилась на: 1)обязательную – содержание тюрем, содержание квартир полицейских и мировых судей, дорог, этапная повинность; 2) остальную – медицина (строились больницы, доплаты врачам), образование (строились школы, поддержка одаренных детей), поддержка крестьян, прокатных пунктов, распространение передового опыта.

Бюджет Земств: источники – налог с предприятий, % с земских капиталов, сборы с земель, с жилых зданий, за оформление документов.

Земские сборы – меценатство, сборы с переправ, судебные сборы. Не было создано низшего и высшего звена, что не давало в-ти оформить стройную систему. В 1866г. Земствам запретили брать налоги с промышленных предприятий; На печать земских учреждений ввели цензуру.

Расширен контроль Губернатора – особое присутствие по земским учреждениям. 1890г. – Новый избирательный закон по выборам в земства (для землевладельцев ценз 125 десятин земли), городским обывателям – 15 тысяч годового оборота; сельские обыватели могли избирать только кандидатов и сам Губернатор из них выбирал депутатов

ГОРОДСКАЯ РЕФОРМА 1870г. – «Городское положение» – население делится на три категории: высшие налогоплательщики, средние, остальные – они избирают одинаковое число депутатов. Избрана Городская Дума – орган городского самоуправления (на 4 года). Исполнительный орган – «Городская Управа». Думу и управу возглавлял городской голова. 1892 г. – избирательное право только крупным собственникам, контроль губернатора, большие расходы на содержанные государственных учреждений.

СУДЕБНАЯ РЕФОРМА 1864 года. Суд стал всеобщий, гласный, состязательный, открытый. Мировой суд - на 3 года. Они рассматривали мелкие уголовные дела, гражданские дела. Кассационная инстанция – съезд Мировых судей. С 1889 – упразднение мировых судей, земские начальники. Общий суд состоял из окружных судов (председатель, товарищ, члены суда, прокурор, адвокат – все гражданские и уголовные дела) и судебных палат – для обжалования решений Окружного суда. Контрреформы: 1. Разрешили проводить закрытые заседания. 2. Запретили посещать суды студентам и военнослужащим. 3. Разрешено менять судью Окружного суда. 4. Передали политические дела из окружного суда в Судебные Палаты. В 1889г. Мирового судью ликвидировали – его заменил Земский начальник (из бывших военных).

В ходе буржуазных реформ 60-70 гг произошла либерализация режима власти. Изменение системы ГУ не сопровождалось политическими преобразованиями. Отсутствие Конституции и Парламента превращало Россию в уникальное явление среди стран капитализма, вызывало обострение социально-экономических противоречий и вылилось в буржуазно-демократическую революцию 1905-1907 гг.

    1. Государственная и муниципальная политика в сфере обеспечения граждан жильем: правовое регулирование, ключевые проблемы, механизмы их решения.

Нормативная база – ЖК, ГК, Закон о приватизации, закон об ипотеке, региональные и локальные акты.

Тенденции постсоветского периода: - приватизация с 1991 года. - снижение темпов жилищного строительства - развитие ипотеки (с 1998 году в России появляется Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости).- формирование кооперативного движения - отказ государства от предоставления жилья гражданами, только отдельным категориям - стремительный рост цен на жилье.

Государственная целевая программа «Жилище» (1993, 1996 г.) малоэффективна.

ФЦП "Жилище" 2002-2010 гг. Программа устанавливает основные количественные приоритеты:

- сокращение времени ожидания в очереди на получение социального жилья малоимущими гражданами с 15-20 лет до 5-7 лет, а также обеспечение уровня доступности приобретения жилья, при котором средняя стоимость стандартной квартиры размером 54 кв. метра будет равна среднему совокупному денежному доходу семьи из трех человек за 3 года.

Программа включает 9 подпрограмм:

1. "Государственные жилищные сертификаты";2. "Обеспечение жильем граждан Российской Федерации, подлежащих отселению с комплекса "Байконур";3. "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного фонда";4. "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации";5. "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф";6. "Обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации";7. "Обеспечение жильем молодых семей";8. "Обеспечение жильем граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей";9. "Мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан".

Проблемы:- дефицит федеральных бюджетных ассигнований на выполнение обязательств государства по обеспечению жильем граждан России;- отсутствие концентрации федеральных бюджетных ассигнований на главных направлениях, их распыление по 9 подпрограммам, 5 государственным заказчикам, по всем регионам;- отсутствие консолидации бюджетных ассигнований федерального, регионального и муниципального уровней;- слабое использование внебюджетных источников финансирования Программы, в том числе личных средств граждан; - отсутствие конкретных мероприятий, направленных на увеличение объемов жилищного строительства.

Муниципальная политика в сфере обеспечения граждан жильем.

  1. Предоставление жилых помещений малоимущим нуждающимся гражданам.

  2. Учет нуждающихся граждан.

  3. Перевод жилых помещений в нежилые.

  4. Переустройство (проводка) и перепланировка (стены).

  5. Признание отдельных помещений нежилыми.

  6. Учет муниципального жилого фонда.

Проблемы:

- недостаточная обеспеченность жильем.

- неудовлетворительное качество жилья.

- ветхое жилье.

Высокая стоимость жилья.

- сложная система предоставления ипотечного кредитования.

- недостаток бюджетных средств.

- износ ЖКХ.

Направления деятельности:

- строительство муниципального жилья.

- подготовка градостроительной документации.

- проведение аукционов, нарезка землеотводов.

- участие в федеральных программах.

- реформа ЖКХ, борьба с завышенными тарифами.

Билет № 27

27.1. Эффективность деятельности государственных организаций: критерии и практика оценки. Определения:

1. Целевая эффективность - качество управления, обеспечивающее организации достижение поставленных целей

2. Экономическая эффективность - это соотношение полных затрат и конечной эффективности

3. Социальная эффективность: это анализ совокупного общего результата, который получает общество как в процессе производства того или иного продукта (услуги) или выполнения определенного вида работы, так и при потреблении соответствующих материальных, социальных и духовных продуктов (ценностей.

4. Комплексный подход к определению эффективности управленческой деятельности: «эффективность есть слагаемое и результат многих условий и факторов, ресурсов и усилий, замыслов и поступков, решений и действий и т.д.

Во-первых, категория «эффективность государственного управления» трактуется максимально широко и несет большую смысловую нагрузку, связанную с её особой значимостью как стратегического приоритета.

Во-вторых, эффективность рассматривается в её социальном контексте, в неразрывном единстве с общественным развитием, с поведением, потребностями и отношением людей, что, как уже отмечалось, наиболее важно именно для государственного управления, обладающего правом общественной регуляции.

В-третьих, «эффективность управления» используется в двух различных смыслах, поскольку выступает характеристикой управленческих процессов на различных уровнях:

1. эффективность деятельности государственного аппарата в целом (часто называется «эффективностью государства»)

2. эффективность деятельности отдельного государственного органа или их группы.

Проблема оценки эффективности управления, определения критериев и показателей её измерения в рамках административной реформы стоит наиболее остро. В концепции административной реформы справедливо замечено, что необходимы как внешние, так и внутренние оценки эффективности государственного управления. Концепция предусматривает:

- разработку ключевых измеримых показателей эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти по основным направлениям их деятельности в соответствии со стратегическими целями государства;

- разработку и внедрение системы внутреннего аудита, позволяющей оценивать эффективность деятельности структурных подразделений и должностных лиц, ответственных за решение поставленных задач, а также проводить оценку эффективности бюджетных расходов.

Указ Президента 825 2007 года Об оценке эффективности исполнительных органов власти.

Критерии:

- количественные параметры (объем инвестиций в основной капитал, ВРП, з/п, безработица, смертность)

- расходные статьи бюджета (расходы консолидированного бюджета субъекта РФ на содержание работников ОГВ и ОМС в расчете на одного жителя, на с/х, на программы)

- степень удовлетворенности населения (удовлетворенность населения деятельностью органов исполнительной власти субъекта РФ, в том числе информационной открытостью – процент от числа опрошенных).

Недостатки: разветвленность и трудность измерения, неоднозначность, нет учета оптимальности эффективности