logo
ГОС все 30

Перспективы и проблемы вступления рф в вто.

Всемирная торговая организация, ВТО – международная организация, обеспечивающая законодательную и институциональную основу международной торговой системы, механизм многостороннего согласования и регулирования политики стран-членов в области торговли товарами и услугами, урегулирования торговых споров и разработки стандартной внешнеторговой документации.

Главная цель – свобода торговли, создание единого мирового рынка.

На июль 2008 г. в ВТО состоит 153 страны.

Переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 году.

Официальная позиция Правительства РФ (как глаголет Старцев):

В условиях глобализации и взаимозависимости стран исключение страны из процесса обмена товарами и услугами означает «проигрыш», т.к. страна теряет рынки сбыта, сталкиваясь с протекционными мерами, всё это негативно сказывается на общем экон. развитии => вступать в ВТО придется, чем раньше – тем лучше.

Оппозиционная точка зрения:

Вступление в ВТО выгодно некоторым отраслям (экспортно-ориентированным: нефть, газ, частично – металлургия и ВПК), но вероятны негативные последствия для других отраслей, которые неконкурентоспособны на м/народ. рынках, они могут прекратить свое существование, если их вытеснит импорт (автопром, сельское хозяйство, банковская сфера).

Задача ведущихся переговоров о присоединении – добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков. Длительность переговоров связана с тем, что Правительство РФ пытается вытребовать свои условия, сохранив некоторые протекционистские механизмы (напр. в сельском хозяйстве) и продлив время переходного периода:

Основным элементом работы на внутреннем уровне в контексте присоединения России к ВТО является приведение российского законодательства и правоприменительной практики в соответствие с нормами и правилами ВТО.

Перспективы:

1. Краткосрочные: серьезная трансформация законодательства и сегментов гос. управления

2. Среднесрочные: кризис некоторых отраслей (это будет зависеть от условий переходного периода, и от того, какие меры государство запланирует на этот период), возможно их отмирание

3. Долгосрочные: определяются тем, как будет эволюционировать российская экономика под управление гос. органов и проводимой в стране политики.

Правительство должно располагать необходимой законодательной базой, приведенной в соответствие с нормами и правилами ВТО, и эффективным гос. механизмом регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Объективно требуется как усиление регулирующих и контролирующих функций государства в области ВЭД, так и восстановление управляемости российским народным хозяйством в форме, адекватной рыночным отношениям => необх-ть реализации программ по развитию слабых отраслей эк-ки (в т.ч. админ. реформа, нац. проект с/х, снижение барьеров для предпринимательства. На наст. момент нац. проект с/х не дал положит. результатов, что не добавляет позитива по поводу вступления в ВТО.

РФ не может успешно развивать торговые и экономические связи с зарубежными партнерами по своим собственным правилам, не похожим на правила, принятые во всем мире. В долговременном, стратегическом плане целесообразность вступления России в ВТО очевидна. Главный вопрос — когда вступать: сейчас, через год или через десять лет?

Главные аргументы “за” таковы:

— РФ выйдет на новые рынки товаров и услуг;

— будут устранены различные тарифные и нетарифные барьеры, ограничивающие международную торговлю;

— РФ получит доступ к механизму разрешения торговых споров в рамках ВТО;

— законодательство и практика внешнеэкономической деятельности в России будут приведены в соответствие с принятыми международными нормами.

Главные аргументы противников поспешного вступления России в ВТО следующие:

— гос. защита российского товаропроизводителя от иностранной конкуренции будет значительно затруднена;

— либерализация тарифов сделает более привлекательным не производство, а импорт товаров;

— поступления в бюджет от импортных пошлин снизятся;

— вступление в ВТО не гарантирует от применения в будущем некоторыми странами против наших товаров антидемпинговых мер;

— воспользоваться преимуществами, получаемыми в результате вступления в ВТО, для расширения экспорта российской продукции “глубокого передела” РФ в ближайшие десятилетия не сможет.

Трудности, с которыми сталкивалась российская сторона на переговорах по вступлению в ВТО, обусловлены в первую очередь тем, что РФ стремится действовать, исходя из национальных интересов. Тем не менее, ряд требований и претензий к России ее партнеров по переговорам являются вполне обоснованными. В частности, речь идет о вопросах борьбы с контрафактной продукцией, эффективной защиты прав интеллектуальной собственности.

Нужно время, чтобы подготовить отечественное производство к жесточайшей конкуренции, чтобы выдержать ее и развиваться, а не погибнуть.