logo search
ГОС все 30

8.1. Специфика корпоративных интересов государственной бюрократии.

Бюрократия – это совокупность гос.служащих и органов, в которых они заняты, особый соц. слой, которому присущи иерархичность, разделение труда и ответственности, регламентация в осуществлении формализованных функций, требующих специальной подготовки.

Положительные элементы: компетентность, системность в принятии и реализации решений, предсказуемость.

Отрицательные элементы: нет гибкости, инициатива наказуема, корпоративизм.

Старцев: Бюрократия реализует интересы: 1. Государства 2.собственные интересы

Собственные интересы могут быть индивидуальными (обособленные и совместные –коррупция) и корпоративными.

Корпоративные интересы: - универсальные – специфичные

Выделяют два универсальных: расширение штата и увеличение бюджетных средств + некоторые исследователи выделяют интерес – расширение полномочий.

Специфичные интересы: по отраслевому признаку (оборона, минздравсоцразвитие), по статусным группам:

Специфика властных ресурсов:

  1. Процедурные: процедурная власть, четкая процедура реализации любого решения, это может блокировать или быстро реализовать решение;

  2. Финансовые: ограниченность финансовых ресурсов, т.е. ограниченный перечень источников, ограничение перераспределения (ресурсы целевые); доступ к распределению финансов и собственности;

  3. Кадровые: близость к ЛПР – высокий процент личного влияния; клиентаризм (выход: горизонтальная ротация служащих, снижение дискриционности);

  4. Информационные: привилегированный доступ к источникам информации, существуют блоки информации, которыми распоряжается исключительно бюрократия (информация о процедурах прохождения и исполнения решений);

  5. участие в нормотворчестве, подготовка проектов, т.е. возможность влиять (разграничение административной и политической деятельности);

  6. ограниченность компетенции

Пути совершенствования:

  1. необходимо применение мотивационных методов;

  2. более четкая формулировка в законодательстве;

  3. горизонтальная ротация служащих, снижение дискриционности – применяется частично в рамках административной реформы;

  4. разграничение административной и политической деятельности

  5. Реализация положения К. о доступности ГС, подготовка кадров, компетентность, конкурс, резерв на замещение вакантных должностей, защищенность чиновника. Менеджеризация отношений.

  6. Судебная власть (суд скорый, правый, справедливый, доступный). Система административных судов в Германии делает чиновников открытыми для населения, а в Японии на двери каждого чиновника его обязанности – что он должен вам сделать и за какой срок и куда обратиться, если что-то не получается

  7. Контроль через СМИ, отчеты.

  8. Снижение коррупционной составляющей.

  9. построение связей на договорных началах: