Проблема конституционной реформы в современной России.
Конституц реформу м. опред-ть как основанный на соц-экономич, организац-х и духовн предпосылках политико-правов процесс полн или частичн преобраз-ия актов конституц-го уровня, влекущ демократизац-ю оьбществ-полит жизни общ-ва. В своем полноцен и последоват виде идея конституц реформы предполаг сочет сильной през-кой власти с инстит парлам-го правит-ва на фед и регион уровнях.
93 г. През-т приним указ «О прав регулир-ии в период поэтапной конституц реформы», кот-м фактич-и приним на себя полномоч зак-ля. През-т прекращ полномоч Советов всех уровней. През-т назнач всенар голос-е по К-ии.
По мнен многих спец-тов, К-ия РФ - это модель будущ идеал построен общ-ва, кот-ая м.б. достижима только после осущ-ия больш. работы по реализац потенц К-ии РФ. Нов К-ия предост-ла През-ту значит-е полномоч, в то время как полномоч Парлам-та были значит-но сокращены. Данн проект К-ии не д.б. вызывать особых споров, она противоречива, но это – компромиссный док-нт, устраив всех. С 1993 г. К-ия РФ не менялась (только част измен-я – назв-я Sов РФ).
Особен конституц реформы –сущ. 2 способа ее осущ-я:
1. Существен. измен-я текста К-ии: 05/11/2008 выступая с ежег послан к ФС, През-т предлож внести измен-я в К-ию по увелич-ю сроков полномоч През-та до 6 лет, ГД до 5 лет, предложил конституц-но обязать Правит-во выступать с ежегодн отчётом перед ГД о рез-тах своей деят-ти, а также по др вопросам, поставл-м ГД. В теч ноябр-дек 2008 года дан измен-ия были приняты. Это первые существ поправки к действ росс К-ии за её историю. Рез-т: показ, что м. легко внести измен-я в К-ию. Перспективы: усил-е ФОИВ в S РФ, укрупн-е S РФ, огранич некот прав,свобод и гарантий.
2. Измен-е норм обычного права: на протяж. 2000х гг. уже прошла конст реф-ма: инст-т обычая – преемнич-во вл, измен-е федератив. % (губернат назнач-ся През-ом РФ с соглас законодат-го органа Sов РФ); измен-е МСУ. Т.е. измен-я констит. институтов произошли без изм-я текста К-ии.
Укрупнение субъектов. Объединение регионов России — политический и экономический процесс административного объединения двух или нескольких граничащих между собой и тесно экономически взаимосвязанных субъектов Российской Федерации, начавшийся в 2003 году при активной поддержке федерального центра. Процесс объединения регионов России в первую очередь затронул «сложносоставные» субъекты Российской Федерации — края и области с входящими в их состав автономными округами. В результате объединения (по сути — включения автономных округов в состав краёв и областей) 2003—2008 гг. число субъектов федерации сократилось с 89 до 83; прекратили существование 6 из 10 автономных округов, а три области (Пермская, Камчатская, Читинская) сменили название на края. К 2008 году процессы дальнейших объединений приостановились и уже не представляются некоторым политикам однозначно целесообразными и необходимыми.
2003-2005 гг. Объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в Пермский край.
2004-2007 гг. - объединения Красноярского края и входящих в его состав Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов
2005-2007 - Объединение Камчатской области и Корякского автономного округа в Камчатский край
2004/2005-2008 - Объединение Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа
2007-2008 - Объединение Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа в Забайкальский край
Изменение сроков полномочий. В 2008 году в своём послании к Федеральному Собранию РФ президент России Дмитрий Медведев объявил предложение: «Увеличить сроки конституционных полномочий Президента и Государственной Думы до 6 и 5 лет соответственно», назвав такое изменение «не конституционной реформой, а… корректировкой Конституции». 11 ноября 2008 г. Медведев внёс в Государственную думу соответствующий законопроект; 30 декабря 2008 г. после ратификации всеми законодательными собраниями поправки вступили в силу. Т.о.
- срок полномочий президента РФ увеличивается с 4 до 6 лет
- срок полномочий депутатов Государственной думы увеличивается с 4 до 5 лет
- кабинет министров обязан отчитываться о своей деятельности перед Государственной Думой.
Поправки, увеличивающие президентский срок с четырех до шести лет, а думский - с четырех до пяти, не только позволят главе государства и парламенту "реализовать задуманное в течение одного срока полномочий", но и обеспечат "стабильное поступательное развитие страны и преемственность государственной политики".
Реформа Совета Федерации. До. В декабре 1995 года был принят закон, по которому губернаторы (главы региональной исполнительной власти) и председатели законодательных собраний субъектов Федерации входят в СФ по должности. При этом СФ не мог функционировать на постоянной основе, а лишь собирался в Москве на регулярные сессии. Этот состав СФ был сформирован 23 января 1996 и заседал с 23 января 1996 по 26 декабря 2001. С 1 января 2002 года (ФЗ 2000 г.). Замена губернаторов и глав законодательной власти назначенными представителями, которые должны работать в СФ на постоянной и профессиональной основе (при этом одного из них назначает губернатор, а второго — законодательный орган региона). Для региональных лидеров был создан консультативный орган — Государственный совет. С 1 января 2011 года (ФЗ РФ от 14 февраля 2009 г. N 21-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ" ). Изменения разработаны в рамках реализации положения, озвученного в послании президента России Федеральному собранию. Совет Федерации теперь будет формироваться только из числа лиц, избранных в представительные органы государственной власти региона или в представительные органы муниципальных образований.
Президентские поправки в ряд законодательных актов в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации исключают необходимость проживания не менее 10 лет в совокупности в регионе, от которого назначается сенатор.. При этом сенатор обязан сложить с себя полномочия регионального депутата. Устанавливается, что члены Совета Федерации, назначенные до вступления в силу нового порядка, останутся на своих постах до конца срока своих полномочий.
- 1.3. Администрация мо как организация: миссия, ресурсы, организационная структура управления, результаты деятельности.
- 2.1. Непотизм в гу: структура отношений, влияние на деятельность гос. Органов.
- 2.2 Система сдержек и противовесов: особенности республиканских форм правления.
- 2.3. Организация взаимодействия представительного органа мо и администрации мо.
- 3.1. Приоритеты социальной политики и проблемы их реализации. Специфика региональной социальной политики.
- 3.2.Способы решения национально-территориальных проблем при разных формах гос-ва.
- 3.3. Роль мсу в пв: специфика функций, степень самостоятельности, восприятие населением.
- 4.1 Обеспечение эффективности контроля в гу
- 4.3. Представительный орган мо: структура, организация деятельности, роль в системе мсу
- 5. 1. Управление по результатам в гос.И мун.Организациях: основные элементы и проблемы внедрения
- 5.2. Ограничения и запреты для гс за рубежом и в России: сходства и различия.
- 6.2. Общее и особенное правовое регулирование статуса гм служащих
- 6.3. Полномочия представительного органа му: правовые аспекты и практика реализации.
- 7.1. Основные проблемы документального обеспечения гу, практика их решения.
- 7.3. Организация муниципальной службы: правовые основы и ключевые проблемы
- 8.1. Специфика корпоративных интересов государственной бюрократии.
- 8.2. Проблемы парламентаризма в мире и в России.
- 8.3. Виды ответственности в гу. Специфика политической ответственности (фз 79)
- 9.1. Проблемы подготовки и переподготовки кадров для огв и мсу.
- 9.2. Возможности заимствования англосаксонского опыта мсу.
- 9.3. Основные направления трансформации уставов муниципальных образований в 1990 – 2000 гг.
- 10.1. Административная реформа: причины реформирования, основные проблемы реализации.
- 10.2. Перспективы и ограничения заимствования европейского опыта местного самоуправления
- 10.3. Организация муниципальной службы: основные направления изменений.
- 11.1. Особенности непотизма в российском государственном управлении
- 11.2. Использование заруб. Опыта гму в рф: осн. Проблемы.
- 11.3. Механизмы принятия решений в огв: специфика исп. Власти
- 12.1. Способы реализации реформ в деятельности огв
- 12.2. Взаимодействие Правительства рф и огв субъектов рф: осн. Механизмы
- 12.3. Система планирования работы в муниципальной Администрации
- 13.1. Обеспечение результативности антикоррупционной политики
- 13.2. Взаимодействие палаты Федерального Собрания и президентской власти
- 13.3. Основные проблемы pr в системе деятельности огв и мсу, перспективы их разрешения
- 14.1. Влияние организационной культуры на эффективность деятельности государственных (муниципальных) органов
- 14.2. Взаимодействие Представительных и исполнительных огв субъекта рф
- Глава 4 закона.
- 14.3. Стратегия развития мо: теоретические основы и практические примеры.
- 15.1. Формы представительства интересов в совр. Росс. Г-ве: сравнит. Эффективность
- 15.2. Федеративное государство: общие принципы, типы федераций, специфика России.
- 15.3. Влияние финансово-экономического кризиса на деятельность органов государственной власти и местного самоуправления. Антикризисные программы.
- Причины и условия возникновения неформальных организаций в государственном управлении.
- 4 Типа неформальных отношений:
- Эволюция института конституционного контроля в России.
- Государственная и муниципальная социальная политика: понятия, основные направления, разграничение полномочий.
- Проблема мотивов и стимулирования профессиональной деятельности государственного служащего.
- Трансформация формы правления в современной России: этапы, итоги, перспективы.
- Государственные и муниципальные социально-экономические программы.
- Специфика методов государственного и муниципального управления: российская практика.
- Президент рф и Президент сша: сравнительный анализ статуса и роли в государственном управлении.
- Управление муниципальной собственностью: основные проблемы и тенденции.
- Критерии оценки выполнения государством своих функций.
- Централизация государственного управления: типовые механизмы, результаты, проблемы.
- 19.3.Взаимодействие органов местного самоуправления с предприятиями различных форм собственности: цели и механизмы.
- Субординация правовых актов и практика государственного управления: проблемы и противоречия.
- Перспективы и проблемы вступления рф в вто.
- 20.3. Органы местного самоуправления и автономные организации: правовые основы и практика взаимодействия.
- С осени 2007 г. В России начали появляться государственные и муниципальные учреждения нового типа - так называемые автономные учреждения. Управление муниципальными учреждениями
- 21.1. Организация исполнения решений огв: основные проблемы
- 21.2. Американский федерализм: сравнительные характеристики
- 21.3. Организация гу земельными ресурсами
- 22.1.Перспективы развития федеративных отношений в рф
- 22.2. Организация управления в феодальных княжествах на территории Руси в 12-15 веках
- 22.3. Приватизация государственного имущества: цели, правовые основы, практическое осуществление
- 23.1. Администрация Президента рф: статус, структура, роль в гу
- 23.2. Влияние опыта Новгородской республики на формирование рос. Государственности
- 23.3. Управление муниципальным транспортом: организация, проблемы, перспективы
- 24.1. Оценка эффективности оив s рф
- 24.2. Влияние реформ управления 15-16 вв. На формирование рос. Государственности
- 24.3. Порядок формирования и расходования бюджета мо
- 25.1. Государственная политика в сфере обороны: проблемы и перспективы
- 25.2. Петровские реформы государственного и муниципального управления: содержание и значение
- 25.3. Основные направления экономической политики омс
- 27.2. Становление советской системы государственного и местного управления (1917-начало 1920-х годов).
- 27. 3. Деятельность органов местного самоуправления в сфере управления земельными ресурсами.
- Проблема конституционной реформы в современной России.
- Система управления советского тоталитарного режима (1930-1950 гг.).
- 28.3. Деятельность органов государственной власти в сфере обеспечения занятости населения.
- Проблемы реформирования структуры федеральных органов исполнительной власти.
- 29.2. Организация государственного и местного управления в 1970-х – первой половине 1980-х гг.: причины и проявления кризиса управляемости.
- Проблема выбора формы управления жилыми домами: правовое регулирование и практика решения.
- Механизмы взаимодействия Правительства рф и Федерального Собрания рф.
- Развитие системы государственного управления в период перестройки (1985-1990 гг.)
- 30.3. Механизмы влияния избирательной системы на структуру и состав органов государственной власти.