Централизация государственного управления: типовые механизмы, результаты, проблемы.
Централизация в государственном управлении означает концентрацию, собирание властных ресурсов в руках высших («центральных») органов власти. Соответственно, децентрализация - распределение властных ресурсов между разными органами управления, в том числе по вертикали, сверху вниз.
Уровни сравнения централизация/децентрализация:
- объем полномочий
- самостоятельность финансирования
- характер формирования ОГВ
Децентрализация это передача полномочий и ресурсов территориальным органам. Для России прежде всего характерна централизация, а децентрализация происходит в высшей степени неупорядоченно, - огромное количество полномочий и ресурсов перераспределяется на договорной основе, либо присваивается явочным порядком. Вследствие этого возникает статусное неравенство субъектов РФ, неизбежно ведущее к выстраиванию иерархической системы. Кроме того она приобретает крайне однобокий характер, затрагивая, по существу, только взаимоотношения между федерацией и ее субъектами. Следствием подобной однобокости является активизация встречных процессов централизации.
Новыми центрами концентрации государственной власти становятся исполнительные органы регионов, чьи интересы заключаются в том, чтобы:
1) перетянуть к себе как можно больше полномочий и ресурсов от федерального центра;
2) ослабить, либо вообще ликвидировать местное самоуправление;
3) подмять под себя представительные и судебные органы власти, поставить под свой контроль местные отделения федеральных структур;
4) уйти из под контроля общества, прессы и региональных подразделений центральной власти.
Последние тенденции развития федеративных отношений в РФ:
Указ Президента РФ «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе». Введение института полномочных представителей Президента в федеральном округе явилось решением вопроса о поиске форм и методов управления системой федеративных отношений. Не меняя Конституции, на ее базе был начат процесс упорядочения управления государством по всей вертикали власти. Указ определяет в качестве основных задач деятельности нового института, прежде всего контрольно-политические.
Укрупнение регионов:
Изначально идея укрупнения регионов преследовала чисто экономическую цель: объединить бедные и слаборазвитые края и области с богатыми и успешными и решить проблемы бедности и занятости населения. Например: Пермская область объединилась с Коми-Пермяцким АО, Красноярский край слился с Таймырским и Эвенкийским автономными округами. Козак признаётся, что смысл укрупнения состоит еще и в возможности обуздания национального сепаратизма.
Глобальная перекройка границ внутри страны является не просто второстепенной задачей для государства, она чревата целым рядом издержек, которые в перспективе могут привести к нарастанию социальной напряжённости, росту национального самосознания, этническим конфликтам, утратой контроля над созданными мегарегионами. В результате идея, призванная усилить управляемость территориями, улучшить жизнь населения регионов, может дать эффект, прямо противоположный задуманному.
Институт сити-менеджера – один из механизмов централизации власти.
Сегодня в 17 % муниципалитетов России действует глава местной администрации - мэр по контракту. Население вправе само выбирать, след-но институт не прижился. Институт сити-менеджеров позволяет создать условия для построения вертикали власти. Компромиссная фигура между субъектом федерации и муниципалитетом.
Назначение глав SРФ – механизм централизации.
Президент объяснил стремлением своевременно реализовать необходимость комплексной модернизации региональной избирательной системы, в которой новая схема назначения власти в регионах будет построена по принципам, идентичным принципам образования федеральных органов власти.
Кандидатуру главы региона утверждает Зак орган SРФ по представлению Президента РФ. За 35 дней до истечения срока полномочий действующего губернатора Президент вносит свои предложения по кандидатуре нового главы исполнительной власти региона. Зак собрание должно в течение 2 недель со дня внесения представления рассмотреть указанную кандидатуру. Если законодательное собрание региона отклоняет её, Президент в течение недели с этого момента имеет право повторно внести своё предложение. Если региональные законодатели в третий раз отклонят кандидата на должность, Президент вправе распустить законодательное собрание региона.
Первый губернатор был назначен в Январе 2005 года в Приморском крае.
Рассматривая последние тенденции федеративных отношений в РФ можно констатировать процесс централизации, в научной литературе называемый укреплением вертикали власти. Итог – централизованная федерация.
- 1.3. Администрация мо как организация: миссия, ресурсы, организационная структура управления, результаты деятельности.
- 2.1. Непотизм в гу: структура отношений, влияние на деятельность гос. Органов.
- 2.2 Система сдержек и противовесов: особенности республиканских форм правления.
- 2.3. Организация взаимодействия представительного органа мо и администрации мо.
- 3.1. Приоритеты социальной политики и проблемы их реализации. Специфика региональной социальной политики.
- 3.2.Способы решения национально-территориальных проблем при разных формах гос-ва.
- 3.3. Роль мсу в пв: специфика функций, степень самостоятельности, восприятие населением.
- 4.1 Обеспечение эффективности контроля в гу
- 4.3. Представительный орган мо: структура, организация деятельности, роль в системе мсу
- 5. 1. Управление по результатам в гос.И мун.Организациях: основные элементы и проблемы внедрения
- 5.2. Ограничения и запреты для гс за рубежом и в России: сходства и различия.
- 6.2. Общее и особенное правовое регулирование статуса гм служащих
- 6.3. Полномочия представительного органа му: правовые аспекты и практика реализации.
- 7.1. Основные проблемы документального обеспечения гу, практика их решения.
- 7.3. Организация муниципальной службы: правовые основы и ключевые проблемы
- 8.1. Специфика корпоративных интересов государственной бюрократии.
- 8.2. Проблемы парламентаризма в мире и в России.
- 8.3. Виды ответственности в гу. Специфика политической ответственности (фз 79)
- 9.1. Проблемы подготовки и переподготовки кадров для огв и мсу.
- 9.2. Возможности заимствования англосаксонского опыта мсу.
- 9.3. Основные направления трансформации уставов муниципальных образований в 1990 – 2000 гг.
- 10.1. Административная реформа: причины реформирования, основные проблемы реализации.
- 10.2. Перспективы и ограничения заимствования европейского опыта местного самоуправления
- 10.3. Организация муниципальной службы: основные направления изменений.
- 11.1. Особенности непотизма в российском государственном управлении
- 11.2. Использование заруб. Опыта гму в рф: осн. Проблемы.
- 11.3. Механизмы принятия решений в огв: специфика исп. Власти
- 12.1. Способы реализации реформ в деятельности огв
- 12.2. Взаимодействие Правительства рф и огв субъектов рф: осн. Механизмы
- 12.3. Система планирования работы в муниципальной Администрации
- 13.1. Обеспечение результативности антикоррупционной политики
- 13.2. Взаимодействие палаты Федерального Собрания и президентской власти
- 13.3. Основные проблемы pr в системе деятельности огв и мсу, перспективы их разрешения
- 14.1. Влияние организационной культуры на эффективность деятельности государственных (муниципальных) органов
- 14.2. Взаимодействие Представительных и исполнительных огв субъекта рф
- Глава 4 закона.
- 14.3. Стратегия развития мо: теоретические основы и практические примеры.
- 15.1. Формы представительства интересов в совр. Росс. Г-ве: сравнит. Эффективность
- 15.2. Федеративное государство: общие принципы, типы федераций, специфика России.
- 15.3. Влияние финансово-экономического кризиса на деятельность органов государственной власти и местного самоуправления. Антикризисные программы.
- Причины и условия возникновения неформальных организаций в государственном управлении.
- 4 Типа неформальных отношений:
- Эволюция института конституционного контроля в России.
- Государственная и муниципальная социальная политика: понятия, основные направления, разграничение полномочий.
- Проблема мотивов и стимулирования профессиональной деятельности государственного служащего.
- Трансформация формы правления в современной России: этапы, итоги, перспективы.
- Государственные и муниципальные социально-экономические программы.
- Специфика методов государственного и муниципального управления: российская практика.
- Президент рф и Президент сша: сравнительный анализ статуса и роли в государственном управлении.
- Управление муниципальной собственностью: основные проблемы и тенденции.
- Критерии оценки выполнения государством своих функций.
- Централизация государственного управления: типовые механизмы, результаты, проблемы.
- 19.3.Взаимодействие органов местного самоуправления с предприятиями различных форм собственности: цели и механизмы.
- Субординация правовых актов и практика государственного управления: проблемы и противоречия.
- Перспективы и проблемы вступления рф в вто.
- 20.3. Органы местного самоуправления и автономные организации: правовые основы и практика взаимодействия.
- С осени 2007 г. В России начали появляться государственные и муниципальные учреждения нового типа - так называемые автономные учреждения. Управление муниципальными учреждениями
- 21.1. Организация исполнения решений огв: основные проблемы
- 21.2. Американский федерализм: сравнительные характеристики
- 21.3. Организация гу земельными ресурсами
- 22.1.Перспективы развития федеративных отношений в рф
- 22.2. Организация управления в феодальных княжествах на территории Руси в 12-15 веках
- 22.3. Приватизация государственного имущества: цели, правовые основы, практическое осуществление
- 23.1. Администрация Президента рф: статус, структура, роль в гу
- 23.2. Влияние опыта Новгородской республики на формирование рос. Государственности
- 23.3. Управление муниципальным транспортом: организация, проблемы, перспективы
- 24.1. Оценка эффективности оив s рф
- 24.2. Влияние реформ управления 15-16 вв. На формирование рос. Государственности
- 24.3. Порядок формирования и расходования бюджета мо
- 25.1. Государственная политика в сфере обороны: проблемы и перспективы
- 25.2. Петровские реформы государственного и муниципального управления: содержание и значение
- 25.3. Основные направления экономической политики омс
- 27.2. Становление советской системы государственного и местного управления (1917-начало 1920-х годов).
- 27. 3. Деятельность органов местного самоуправления в сфере управления земельными ресурсами.
- Проблема конституционной реформы в современной России.
- Система управления советского тоталитарного режима (1930-1950 гг.).
- 28.3. Деятельность органов государственной власти в сфере обеспечения занятости населения.
- Проблемы реформирования структуры федеральных органов исполнительной власти.
- 29.2. Организация государственного и местного управления в 1970-х – первой половине 1980-х гг.: причины и проявления кризиса управляемости.
- Проблема выбора формы управления жилыми домами: правовое регулирование и практика решения.
- Механизмы взаимодействия Правительства рф и Федерального Собрания рф.
- Развитие системы государственного управления в период перестройки (1985-1990 гг.)
- 30.3. Механизмы влияния избирательной системы на структуру и состав органов государственной власти.