logo search
ГОС все 30

2.2 Система сдержек и противовесов: особенности республиканских форм правления.

Форма правления – это хар-ка структуры и взаимоотношений ВОГВ (главы гос-ва, парламента и правительства), их роли в управлении страной, а также способов прямых и обратных связей управляемых и управляющих.

Система сдержек и противовесов - каждый ВОГВ осуществляет свойственную ему функцию – зак., исп., суд., но вместе с тем осуществляет контроль за деятельностью других ВО с целью не допустить доминирования 1 из органов, превышения его полномочий.

Республика — форма гос. правления, при которой верх. власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (или гос. органами) на определённый срок. В настоящее время из 194 государств мира более 140 являются республиками. Делим респ-ки на президентские(дуалистические) и парламентарные. Также сущ-ет смешанная респ-ка (през.+парл.). Разновидностями презид-ой явл-ся суперпрезид-ая и диктатура.

В през-ой респ-ке три ветви власти: законодательная, исполнительная, судебная.

Глава гос-ва: президент, он же глава исп. власти (в США нет прав-ва как такового, там кабинет министров, формируемый из победившей на президентских, а не на парл-их выборах партии), избирается независимо от парламента (в США-конгресса) косвенными всеобщими выборами. През-т назначает и убирает министров.

Особ-ти през.респ-ки:

1) независимая конфронтация между исполн.и законод. властью, так как обе ветви власти избираются независимо друг от друга=> ограниченность влияния друг на друга.

2) през-т не может досрочно распустить Парл-т, Парл-т не может установить политическую ответственность исполнительной власти путем вотума недоверия.

НО : конгресс в США может объявить импичмент должностному лицу, вице-президенту или през-ту в следствие совершенного ими тяжелого преступления. Также конгресс вправе проводить расследования и проверки, например, расходования бюджетных средств исп.властью.

Система сдержек и противовесов осуществляется в основном через судебную систему- суд вправе признать не соответсвующими конституции и тем самым недейсвительными законы парл-та и акты испол.власти.

Причины успеха установления в США през-ой респ-ки – сильная судебная власть.

В США принцип разд властей в чистом виде.

2. Парламентарная респ-ка. (Германия, Финляндия, Италия, Нидерланды, Израиль, Индия).

В парл-ой респ-ке През-т обычно избирается таким образом, чтобы он не получил свой мандат непосредственно от народа и не мог противостоять себя парл-ту, депутаты которого избираются непосредственно гражданами.

В парл-ой респ-ке глава гос-ва не явл-ся главой прав-ва и не свободен в выборе премьер-министра, который определяет состав прав-ва и вносит его на утверждение парл-та. През-ту приходится назначать лидером прав-ва лицо, которое пользуется доверием парл-та (его нижней палаты), иначе прав-во не будет утверждено парл-ом. Поэтому в парл-ой респ-ке пост премьер-министра занимает лидер партии, имеющей большинство в парл-те. Это означает, что прав-во формируется партией, победившей на парл-их (а не на през-их) выборах.

В парл-ой респ-ке прав-во несет ответственность только перед парл-ом, но не перед през-ом.

Возможен вариант: през-т может по совету и с согласия прав-ва распустить парл-т с обязательным назначением новых выбров. Если их рез-т будет не в пользу прав-ой партии, то есть она проиграет выборы, прав-во уходит в отставку.

Контрасигнатура - все акты главы гос-ва должны подписаться главой прав-ва либо каким-либо министром прав-ва.

3. Смешанная респ-ка.

Это президентские респ-ки с элементами парл-ма (президенстко-парл-ые, дибо парл-но-през-ие).

През-т (Глава гос-ва) избирается непосредственно гражданами, независимо от парламента, но здесь возможен вотум недоверия прав-ву и(или) министрам (но не фактическому главе прав-ва-президенту), которые в то же время остаются ответственными перед през-ом (двойная ответственность прав-ва).

Главной все же остается ответственность перед през-ом.

В определенных случаях през-т имеет право не увольнять прав-во или министра даже после вотума недоверия парл-та. Возможно выражение вотума недоверия только всему совету министров, который харак-ся как орган испон-ой власти-( либо двукратное отклонение программы прав-ва, либо вопрос ставится значительной частью общего числа членов парламента.)

Но все равно през-т иногда вправе решать- либо уволить прав-во либо отправить в отставку парл-т.

Также през-т вправе без согласия парл-та уволить прав-во, при этом новые выборы в нижнюю палату парл-та не проводятся.

Прав-во также может поставить вопрос о доверии (и угрожать уходом в отставку).

Во многих полупрез-их респ-ах ряд актов през-та для того, чтобы стать действ-ыми, нуждаются в контрасигнатуре (подпись премьер-министра).

В России формально смешанная респ-ка, но прав-во и ГД ни разу не распускались, так как в конст-ии заложены блокирующие механизмы.

1) ГД ставит вопрос о недоверии Прав-ву (большинством голосов). През-т РФ вправе объявить отставку Прав-ва либо не согласиться решением ГД. Если ГД в теч.3х мес.повторно выразит недоверие Прв-ву, то През-т вправе либо объявить об отставке Прав-ва либо распустить ГД.

2) През-т РФ назначает Пред-ля Прав-ва. ГД может согласиться или не согласиться, но после 3хкратного отклонения кандидатуры, ГД распускается, назначается Пред-ль Прав-ва, новые выборы в ГД.

3) През-т вправе принять решение об отставке Прав-ва, назначает, смещает его членов.

4) Пред-ль Прав-ва может поставить вопрос о доверии ГД прав-ву. Если ГД отказывает в доверии, то През-т в теч.7дней принимает решение либо об отставке Прав-ва, либо о роспуске ГД и назначении новых выборов.