logo search
ГОС все 30

13.2. Взаимодействие палаты Федерального Собрания и президентской власти

Взаимодействие высших органов власти в гос-ве зависит от формы правления.

Исходя из К. Р. – формально можно определить как смеш. республику.

Предполагается двойная ответственность Правительства (и перед Парламентом и перед Главой г-ва, по К. теперь Пр-во должно отчитываться перед Парлам.). Глава может распустить парламент, а ГД отправить в отставку Президента. Президент избирается населением, поэтому играет значимую роль.

На практике: ни разу не распускался Парламент, Президент не отправлялся в отставку, т.к. в самой К. заложены блокирующие механизмы, Парл. оказывается зависимым от Президента. На практике мы ближе к суперпрезидентской респ.

Глава 4 К. посвящена Президенту. В ней оговаривается, что Пр. назначает с согласия ГД Председателя Пр-ва; представляет ГД кандидатуру для назначения на долж-ть Председателя ЦБ; ставит перед ГД вопрос об освобождении от должности Председателя ЦБ, назначает выборы ГД. Представляет СФ кандидатуры для назначения на должности судей КС, Верховного, Высшего Арбитражного Суда, а также кандидатуру Ген. прокурора.

Пр. распускает ГД в случаях и порядке, предусмотренных К., вносит законопроекты в ГД, обращается к ФС с ежегодными посланиями.

Пр. м. б. отрешен от должности СФ только на основании выдвинутого ГД 1.обвинения в гос. измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда о наличии в действиях Пр. признаков преступления и заключением КС о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Решение ГД о выдвижении обвинения и решение СФ об отрешении Пр от должности д.б. приняты 2/3 общего числа в каждой из палат по инициативе не менее 1/3 депутатов ГД и при наличии заключения специальной комиссии, образованной ГД.

Решение СФ об отрешении Пр. от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения ГД обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

РОСПУСК ГД. -как правовое ср-во разрешения конфликтных ситуаций. К. предусматривает 3 основания роспуска ГД Пр-ом: 3кратное отклонение представленных Президентом кандидатур Председателя Пр-; ГД может выразить недоверие Пр-ву. Постановление о недоверии принимается большинством голосов от общего числа депутатов ГД. После выражения ГД недоверия Пр-ву Пр. вправе объявить об отставке Пр-ва либо не согласиться с решением ГД. В случае если ГД в течение 3 мес повторно выразит недоверие Пр-тву, Пр. объявляет об отставке Пр-ва либо распускает ГД.

Председатель Пр-ва может поставить перед ГД вопрос о доверии Пр-ву. Если ГД в доверии отказывает, Президент в течение 7 дней принимает решение об отставке Пр-ва или о роспуске ГД и назначении новых выборов. В законотворческом процессе наблюдается тесная взаимосвязь деятельности Президента и Парламента, поскольку, если закон принят Гос. Думой и не был отклонен Советом Федерации, он поступает именно к Президенту, который подписывает и обнародует его.

Средством влияния главы государства на деятельность ФС является и предусмотренный К. институт послания Президента парламенту о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Процедура отрешения Президента РФ от должности достаточно сложна.