logo search
ГОС все 30

12.1. Способы реализации реформ в деятельности огв

Р. –преобр., изменение, переустройство каких-либо сторон общ. жизни, не затрагивающее основ существующей социальной структуры. Как правило, реформы приводят к изменениям тех порядков, институтов или учреждений, которые уже не соответствуют реальностям данного исторического отрезка времени.

С начала 90-х гг. выделяют 3 волны реформ.

1. реформы, связанные с социальной идеологической трансформацией общества – реформы первой волны. Р-деструкции, чтобы сменить общественно-политический порядок, нужно осуществлять точечную, или расширенную деструкцию общественной системы, важнейших политических институтов. Пока шла реформа деструкции, стало понятно, что целые подразделы общества отстают от изменения других подразделов: и промышленные, и образовательные, и научные – сильно устарели, поэтому появляется другой тип реформ, а именно реформы-модернизации. Реформы социально-идеологической трансформации, когда нужно сменить сам тип общественно-политической системы, и реформы-модернизации – это реформы огромных издержек.

Сейчас третий этап, когда становится очевидно, что нужны реформы-прорывы, т.е. реформы, которые бы обеспечивали некоторое продвижение – значимое, видимое. Это должны быть реформы, опирающиеся на социокультурной рывок, содержащие в своей основе принцип цивилизационного продвижения.

Реформирование продумано в том случае, если оказывается, что между разными направлениями реформ возникают замыкания по типу процесс/механизм, когда определенный тип реформ становится в какой-то момент механизмом для другой реформы, или некоторый тип продвижения, например, жилищное строительство, выступает локомотивом для целого ряда других направлений деятельности людей.

Типы реформирования:

1. частное реформирование, при котором не затрагиваются фундаментальные институты государства и общества. Частное реформирование включает в себя 2 подвида: направленное на улучшение (отдельные отрасли и сферы) и адаптационное реформирование (отдельные сферы общ. устройства приводятся в соответствие изменившимся условиям- правовая, управленческая, судебная, налоговая сферы). *Автопром, технические регламенты вместо ГОСТА, введение ЕСН.

2. реформирование, направленное на преобразования. При таком реформировании органы государственной власти преследуют цели создания своего рода идеального образа страны, выражающего «правильное» государственное устройство. Этот вид реформирования напрямую связан с переводом в новое состояние таких сфер общественного устройства как политическая, экономическая, правовая система в целом.*Административная, МСУ

3. реформирование, направленное на «прорыв» в одной или нескольких сферах общественного устройства для обеспечения ускоренного развития всей страны. Ключевым для понимания этого типа реформирования является понятие конкурентоспособности государства – то есть способности экономики страны, государства участвовать в международной торговле. Страна выходит на качественно новый уровень развития за счет преобразования старых или создания новых сфер общественного устройства, имеющих приоритетное значение для конкурентоспособности страны на международной арене. *нацпроекты, Реформа высшей школы – создание федеральных университетов по федеральным округам – УрФУ.