logo search
ГОС все 30

22.1.Перспективы развития федеративных отношений в рф

Формирование современной российской государственности базируется на принципах федерализма. Под федерализмом понимается форма государственности, в основе которой лежат следующие принципы:

Становление государственной системы управления тесно связано с особенностями государственного устройства и тенденциями развития федеративных отношений в России.

Россия представляет собой уникальный тип федерации, что сказывается на особенностях управления федеративными отношениями и требует выработки особой региональной политики государства.

Выдел-ся 3 этапа фед разв-я РФ, кажд. из кот-х включ примерно 5летн период активн гос фед-го строит-ва в нов д/РФ соц-экон и политич усл-ях:

1 этап (90-95гг.) явл-ся переход от советск гос-ти к демокр фед прав гос-ву.

Гл.черты: Федерат. договор (92 г.) Именно в Фед дог-ре заклад-сь ассиметричн-ть Ф., т.е. различ в прав статусе ее Sов. РФ столкнулась с «бюдж-ым сепаратизмом» ряда респ-к, а также борьб за выравн-ие прав краев и областей. Прин в 93 г. нов К-ия РФ. Этап: политико-трансформационный.

2 этап (95-00 гг.) характ-ся конституцион-договорн развит-м фед отнош-й: процесс углублен суверениз-и республик-Sтов РФ и регионализации страны в период возрастания проблем. Этап: конституц-договорный.

3 этап (00-05 гг.) отмечен проведен админ реф-мы в целях укрепл-я росс гос-ти, формир-ем властн вертикали, законодат-ым разгранич-ем компетенции властей и обеспеч-ем прав базы рос фед-ма.

С 2000 г. созд-ие структуры 7 фед округов и института представ-ей През-та в фед округах,

Введение института полномочных представителей Президента в федеральном округе явилось решением вопроса о поиске форм и методов управления системой федеративных отношений. Не меняя Конституции, на ее базе был начат процесс упорядочения управления государством по всей вертикали власти. Указ определяет в качестве основных задач деятельности нового института, прежде всего контрольно-политические.

реформир СовФед,

созд-е Госсовета д/консульт с рук-лями глав Sов РФ, была укрепл исполнонит вертикаль власти.

Постан-е Конст Суда РФ о приведен регион-го зак-ва в соотв-ие с К-ей РФ и ФЗ. ТО, продекларированный в К-ях ряда республик-Sов РФ суверенитет оказался «вне закона». Этап: стабилизацион.

ФЗ от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ установлен (скорректированный ФЗ от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ и № 199-ФЗ) исчерпывающий (закрытый) перечень полномочий (в количестве 53 полномочий) органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, определены основные принципы разграничения компетенции между Центром и регионами. В итоге, полномочия, закрепленные за органами государственной власти субъектов РФ, затрагивают только часть предметов совместного ведения. Многие из них переданы в ведение РФ, и, соответственно, уменьшены права регионов в этой сфере. Особенно это касается вопросов владения, пользования и распоряжения природными ресурсами

При анализ сложивш практики межбюдж-х отнош-й в РФ в 00-05 гг. свидет-ет о налич случаев неоправд расшир-я полномоч ФОГВ. Только грамотн подход м. привести к формир-ю прав гос-ва, в кот кажд S-т Ф. станет действ-ть как полноправн участник интеграц-го процесса, будучи соц-но, политич и экономич заинтересов-м в рез-тах интеграции.

Проблемы:

1) пробл территор деления (опред гран Sов)

2) не заверш процессы разгранич полномоч по предметам совмест ведения

3) смешан принцип построен Ф. – нац-территор делен (респуб, АО, АР), и адм-территор делен (края, обл, гор фед знач). Нац-терр хуже, тк. Провоцир сепаратизм. Террит-ый принц лучше, тк сниж конфликт и сниж привелег, все равны;

4) матрешечная структура Ф, когда одни Sты входят в состав др;

5) асимметрРФ, т.е. равноправн по К-ии Sты имеют различ гос-прав статусы.

6) противореч м/д соседними Sми (Башкир – Челяб обл)

Перспективы: - дальн укрупнен обл, нек респ-к, тк делегир упр-ие и фин задачи бол сильн регион + статистика; - ликвид АО, вхожд гор фед знач в обл-ти.

Итог: переход. к централиз-му типу Ф.: на ур-не Sов min полном-й по сравн с др стран.