logo search
ГОС все 30

24.2. Влияние реформ управления 15-16 вв. На формирование рос. Государственности

Объединение русских земель вокруг Москвы представляло собой качественно новый этап развития российской государственности. Территория Московского государства, значительно выросшая, требовала централизованной и бюрократически отлаженной системы управления. Первоначально свои законодательные, административные и судебные полномочия великий князь осуществлял только в границах собственного домена. С падением значимости удельных князей великий князь на Руси стал подлинным властителем всей территории государства.

Пытаясь возвысить великокняжескую власть над феодально-родовой знатью, правительство Ивана III последовательно формировало многоступенчатую систему служилых людей. Постепенно идет процесс превращения вассалов князя в его подданных.

При Иване III усложняются функции государственного аппарата, что предопределило выделить в качестве самостоятельной отрасль дворцового хозяйства, отвечающего за великокняжеский удел. Постепенно система дворцово-вотчинных органов превращалась из органов, обслуживавших личные нужды князя, в общегосударственные учреждения, т.е. выполняла важные задачи по управлению всем государством. Усложнение функций дворцовых органов потребовало создания большого и разветвленного аппарата. Таким образом, в XV в. началось перерастание дворцово-вотчинной системы в приказную систему управления, что также было одним из показателей централизации Российского государства.

С конца 15 века оформляется высший государственный орган централизованного управления– Боярская дума - теперь она была постоянно действующим органом, ее состав был относительно стабильным. В Думу входило от 5 до 12 бояр и около 12 окольничих. Это был совещательный орган. При такой малочисленности состава советниками государя были только те аристократы, на которых он мог полагаться.

На формирование государственности также повлияла реформа местного управления. С ростом великокняжеской власти отказались от деления страны на уделы и ввели деление на уезды. Это были наиболее крупные административно-территориальные единицы. Уезды делились на станы, а станы — на волости. Уезды возглавляли наместники, волости — волостели. Содержание этих должностных лиц осуществлялось за счет местного населения, получения от него «корма» - натуральные и денежные поборы, судебные и другие пошлины.

Таким образом, в 15 веке сложилась раннефеодальная монархия, которая в 16 веке переросла сословно-представительную.

В 16 веке наряду с Боярской думой появляется Земский собор – важнейший сословно-представительный орган (состоял из Боярской думы, освященного собора и представителей землеладельцев).

Для повышения эффективности на местах была проведена губная реформа (губа – терр. Единица в пределах, которой действовал губной староста). В компетенции губных старост входили дела о разбое, воровстве, убийстве и т.д. Успешная реализация губной реформы предопределило ликвидацию системы кормлений. Кормленщики были упразднены – земская реформа. В каждой территориальной единице избирался земский староста (судопроизводство, сбор податей). Губная и земская реформа завершили процесс создания сословно-представительных органов.

В результате реформ сложилась система центральных и местных органов государственного управления, которая позволяла в целом успешно решать задачи в сфере административной, военной, судебной, финансовой.